Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы эссе

Класс. Время для проведения этапа — три астрономических часа

Тур

1. Дайте краткое обоснование ряда, назвав каждого из деятелей, чьи изображения даны ниже [10 баллов].

1.А. Б. В. Г.

 

Обоснование ряда:

_____________________________________________________________

 

2.А Б В Г

 

Обоснование ряда:

_____________________________________________________________

 

2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее [6 баллов].

1. «Домострой», «Моление Даниила», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о законе и благодати» -

________________________________________________________________________

 

2. 1463 г., 1471 г., 1474 г., 1478 г. –

________________________________________________________________________

 

3. 1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг., 1795-1797 гг. –

________________________________________________________________________

 

3. Верно или неверно? [5 баллов].

1. Волго-Донской канал был построен в правление Петра Первого _____

2. Отец и сын Черпановы, занимавшиеся созданием паровых машин, были крепостными Демидовых _____

3. Первая железная дорога, построенная в России, соединяла Санкт-Петербург и Царское село _____

4. Строительство Транссибирской магистрали началось в правление Александра Второго _____

5. Первый советский атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду в 1959 г. _____

 

4. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах 5-ти лет). Свой ответ оформите в виде таблицы [5 баллов].

1. Земская реформа Александра Второго

2. Гангутское сражение

3. Судебник Ивана Третьего

4. Начало Ливонской войны

5. Поход Юрия Долгорукого на Киев

 

А. Завершение Реконкисты в Испании

Б. Отмена рабства в САСШ

В. Начало правления Фридриха Барбароссы

Г. Смерть «короля-солнце» во Франции

Д. Вступление Елизаветы Тюдор на престол

 

Отечественная история          
Всемирная история          

 

5. «Разведите» понятия [6 баллов].

А)

Термин Общее Различное
НЭП      
«Военный коммунизм»    

 

Б)

Термин Общее Различное
Индустриализация      
Коллективизация    

 

6. Перед Вами изображения политических деятелей России начала XX в. Распределите их в две группы, назвав каждого и указав, какую политическую партию он возглавлял. Свой ответ оформите в виде таблицы [8 баллов].

1. 2. 3.

 

4. 5. 6.

Критерий выделения группы № изображения Деятель Партия, которую возглавлял
       
     
     
       
     
     

 

7. Краеведение. Вставьте названия городов Московской области в пропуски текста [5 баллов].

А) «Зимой 1238 г. полчища Батыя, взяв Рязань, вторглись в пределы Северо-Восточной Руси. Их первая встреча с владимиро-суздальскими дружинами состоялась у г. _______(1), позднее ставшего мощной крепостью, прикрывающей Москву…»

 

Б) «26 августу 1812 г. на Бородинском поле состоялось генеральное сражение между «Великой армией» Наполеона и российской армией М.И. Кутузова. Село Бородино находилось вблизи г. ______(2), на подступах к которому и в Отечественную войну 1812 г. и в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. шли ожесточенные бои…»

 

В) «В октябре 1941 г., в трудный для Москвы и Отечества час, 16-я армия Рокоссовского старалась удержаться на шоссе у г. _______(3). Именно от названия данного города произошло и название шоссе, где почти два месяца героически оборонялась 16-я армия…

В начале декабря 1941 г. эта армия, как и все силы Западного фронта, перешла в контрнаступление под Москвой. Вермахт, стараясь остановить её, затопил водохранилище у г. _______(4), однако, советские войска сумели преодолеть и эту преграду…

Если 16-я армия оборонялась на правом фланге Западного фронта, то на левом отчаянно держалась 33-я армия Ефремова, упорно обороняя подмосковный ______(5)…»

8. К правлению каких князей имеют отношение приведенные ниже отрывки? Укажите даты правления данных князей. Свой ответ оформите в виде таблицы [6 баллов].

А) «Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславци на Дунай, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: отъ Грекъ злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя, пзъ Чехъ же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядь»

 

Б) 1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него….»

 

В) «Что шумит, что гремит рано перед зарями? Князь Владимир Андреевич полки устанавливает и перебирает и ведет к Дону великому. И говорил он брату своему: «Князь…, не ослабляй, князь великий, татарам. Уже ведь поганые на поля вступают, отнимают отчину нашу». Сказал ему князь великий…: «Брат, князь Владимир Андреевич, сами мы два брата, воеводы у нас поставлены, дружина нам известна, имеем под собой борзых коней, а на себе золоченые доспехи, шлемы черкасские, щиты московские, сулицы немецкие, копья фряжские, мечи булатные…»

 

Номер отрывка Князь (имя и прозвище/отчество) Даты правления
     
     
     

 

9. Перед Вами отрывки из указов, принятых правителями в XVIII в. Назовите каждый из этих документов, укажите дату его принятия и соотнесите с изображением монарха, в чьё правление данный указ был принят. Свой ответ оформите в виде таблицы [12 баллов].

А) «…8). Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства. … 15). Телесное наказание да не коснется благородного. … 19).Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских союзных Нам держав…»

 

Б) «1). Ни с кем войны не вчинять. 2). Мира не заключать. < …> 5). У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать... 7).В придворные чины как русских, так и иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить»

 

В) «…Объявляем сей указ всем подданным нашего государства, какого чина и достоинства оныя ни есть. Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение, а именно: …»

 

Г) «Жалуем сии именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находящихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами и награждаем вольностью и свободой и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землей, лесными, сенокосными угодьями, и освобождаем всех от прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев - судей всем крестьянам налагаемых податей и отягощениев…»

 

1. 2. 3.

 

4. 5.

 

Буква отрывка Название документа Дата принятия № изображения монарха Монарх
А          
Б          
В          
Г          

 

10. Перед Вами отрывки из двух договоров, заключенных с Германией. Назовите данные договоры, укажите даты их подписания. Соотнесите данные договоры с фотографиями, на которых ихображено их подписание. Свой ответ оформите в виде таблицы [6 баллов].

А) «Руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:

Статья I. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья II. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья III. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы…»

 

Б) «Статья 3. … Союз Советских Социалистических Республик и Федеративная Республика Германия едины в признании ими того, что мир в Европе может быть сохранении только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы.

Они берут на себя обязательство неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах.

Они заявляют, что не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать такие претензии в будущем.

Они рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе, как они проходят на день подписания настоящего договора, в том числе линии Одер - Нейсе, которая является западной границей Польской Народной Республики, и границу между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой…»

1. 2.

3.

 

Буква отрывка Название договора Дата № фотографии Деятель, подписывающий с советской стороны
А          
Б          

 

11. Вам даны изображения сражений XVIII- начала XX вв. Назовите их, дав датировки. [8 баллов].

А.

 

Б.

В.

 

Г.

 

Буква изображения Сражение, операция Год
А      
Б      
В      
Г      

12. Внимательно изучите данную ниже таблицу № 1 и ответьте на вопросы к ней [9 баллов].

Таблица № 1. Вооруженные силы Антанты и Тройственного союза к началу Первой мировой войны

Сухопутные войска и воздушный флот Тройственного союза
Государство Численность армии после мобилизации (млн. человек) Лёгкие орудия Тяжёлые орудия Самолёты
Германия 3 822 4 840 1 688  
Австро-Венгрия 2 300 3 104    
Итого 6 122 7 944    
Сухопутные войска и воздушный флот Антанты
Государство Численность армии после мобилизации (млн. человек) Лёгкие орудия Тяжёлые орудия Самолёты
Россия 5 338 6 848    
Великобритания 1 000 1 226    
Франция 3 781 3 360    
Итого 10 119 11 434    

 

1. Оцените роль России в составе сил Антанты к началу Первой мировой войны (не менее 2-х положений) (3 балла)

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Соотнесите оснащённость лёгкой и тяжёлой артиллерией на тысячу воинов в российской и германской армиях. Чем объяснялась разница? (3 балла)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как Вы думаете, какие типы вооружений, примененные сторонами в ходе Первой мировой войны, не отражены в Таблице? (не менее 3-х)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

13. Задание по карте. Рассмотрите картосхему и выполните задание. [4 балла].

 

 

Найдите на карте и напишите цифры, которыми они обозначены:

А) линию фронта к концу 1914 г.;

Б) линию фронта к концу 1915 г.;

В) линию фронта к концу 1916 г.;

Г) линию фронта в конце октября 1917 г.

 

А Б В Г
       

Итого – 90 баллов

Тур.

Перед Вами высказывания историков, современников и писателей о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

Темы эссе

1. «Ярославу Мудрому приходилось строить государство в условиях частых междоусобных войн… Это, однако, не помешало нему осуществить задуманное…» Ф. Разумовский

2.«Этот князь жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью…Жестоко расправляясь со своими противниками из числа русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, …добился усиления могущества Московского княжества». Л.В. Черепнин

3. «Иван III вошёл в отечественную историю под многими прозвищами – Горбатый, Грозный… Но более всего ему подходит прозвище Великий». Н.С. Борисов

4. «… Не только разорение страны, даже не только жестокое крепостничество, но и в не меньшей степени развращающее влияние на общественное сознание обуславливают отрицательную оценку роли опричнины и в целом деятельности Ивана Грозного в истории России».

В.Б. Кобрин

5. «Алексей Михайлович создал в русском обществе преобразовательное настроение».

В.О. Ключевский

6. «Неожиданность, быстрота и жестокость, которые характеризовали осуществление петровских реформ, вызвали негативную реакцию русского населения. И хотя конечная победа нового порядка была неизбежной, защитники старого сумели организовать длительное сопротивление модернизации русской жизни». Дж. Биллингтон

7. «Александр Первый был двуликим Янусом: его первая половина правления была временем реформ, вторая – период реакции». В. Сироткин

8. «Чтобы понять сегодня Столыпина, надо вникнуть в контекст эпохи. Петр Аркадьевич получает исполнительную власть на фоне революции. Ему нужно создать условия, чтобы эта революция погасла, а еще лучше – чтобы она вообще не повторилась». И.В. Лукоянов

9. «Не будь политики «умиротворения агрессора» и направления Гитлера на Восток, не было бы и необходимости подписывать договор с Германией о ненападении…». Ю.Н. Жуков

10. «Я не думаю, что Горбачев хорошо знал и чувствовал страну, которой он вознамерился «дать свободу». В.И. Толстых

 

Тема №

________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Итого – 15 баллов. Итого – 100 баллов. Желаем удачи!

 

 

Класс. Ответы

Тур

1. [10 баллов]. Каждый правильно названный деятель – 1 балл; каждое правильное обоснование ряда – 1 балл. Итого – 10 баллов.

1. А) Мусоргский М.П.; Б) Балакирев М.А.; В) Римский-Корсаков Н.А.; Г) Бородин А.П.

Обоснование ряда: композиторы, входившие в состав «Могучей кучки».

2. А) Васнецов А.М.; Б) Репин И.Е., В) Поленов В.Д.; Г) Саврасов А.К.

Обоснование ряда: художники – «передвижники».

2. [6 баллов]. Каждое правильное обоснование ряда – 1 балл, каждое правильно выбранное лишнее – 1 балл. Итого – 6 баллов.

1. Произведения древнерусской литературы (XI - начало XIII вв.). Лишнее – «Домострой».

2. Даты присоединения земель к великому княжеству Московскому в правление Ивана III. Лишнее – 1471 г.

3. Даты русско-турецких войн в XVIII веке. Лишнее – 1795-1797 гг.

3. [5 баллов]. Каждое правильное «верно», «неверно» - 1 балл. Итого – 5 баллов.

1. Неверно. 2. Верно. 3. Верно. 4. Неверно. 5. Верно.

4. [5 баллов]. Каждое правильно установленное соответствие – 1 балл. Итого – 5 баллов.

Отечественная история          
Всемирная история Б Г А Д В

5. [6 баллов]. Каждое правильно указанное различие и общее (хотя бы одно положение) – 1 балл. Итого – 6 баллов.

А)

Термин Общее Различное
НЭП Названия экономических курсов в Советской России (СССР с 1922 г.) Существовала в 1921-1927 гг.; частичное восстановление частной собственности; денежная реформа (введение стабильного червонца); замена продразверстки продналогом
«Военный коммунизм» Существовал в период Гражданской войны в 1918-1921 гг.; жесткая централизация производства; запрет частной собственности; попытка отказаться от денег; давление на деревню (продразверстка)

 

Б)

Термин Общее Различное
Индустриализация Два тесно связанных процесса, характеризующих бурное экономическое развитие СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг. В промышленной сфере; стремление создать мощную, в т.ч. оборонную, промышленность, конкурентоспособную с ведущими странами Запада;
Коллективизация В деревне; сведение массы крестьянских хозяйств в коллективные с целью получения дешевой рабочей силы и средств для индустриализации;

6. [8 баллов]. Каждый правильно данный критерий группы – 1 балл; каждый правильно названный деятель с обязательным правильным указанием партии, которую он возглавлял – 1 балл; деятель (или) возглавляемая им партия названа неправильно – 0 баллов. В качестве правильного может быть указано любое из представленных названий партии. Итого – 8 баллов

Критерий выделения группы Номер изображения Деятель Партия, которую возглавлял
Лидеры левых партий   Чернов В.М. ПСР (эсеры, социал-революционеры)
  Ленин В.И. РСДРП (б), большевики; РКП (б).
  Мартов (Цедербаум) Ю.О. Меньшевики
Лидеры правоцентристских партий   Гучков А.И. «Союз 17 октября», октябристы
  Рябушинский П.П. Прогрессивная партия
  Милюков П.Н. Конституционные демократы, кадеты

7. Краеведение.[5 баллов]. Каждый правильно названный город – 1 балл. Итого – 5 баллов.

1. Коломна; 2. Можайск; 3. Волоколамск; 4. Истра; 5. Наро-Фоминск.

8. [6 баллов]. Каждый правильно названный правитель Руси (с одним из прозвищ/отчеством) -1 балл; каждая правильно указанная дата правления – 1 балл. Итого – 6 баллов.

Номер отрывка Князь (имя и прозвище/отчество) Даты правления
  Святослав Игоревич 957/964 – 972 гг.
  Ярослав Мудрый (Хромой; Владимирович) 1016-1018 гг., 1019-1054 гг.
  Дмитрий Донской (Иванович) 1359-1389 гг.

9. [12 баллов]. Каждый правильно названный документ – 1 балл; каждая верно данная датировка документа (при наличии правильного названия) – 1 балл; каждое правильное соотнесение с изображением императора (при указании, что за правитель изображен) – 1 балл. Если император не назван, то в последнем случае 0 баллов. Итого – 12 баллов.

Буква отрывка Название документа Дата принятия Номер изображения монарха Имя монарха
А Жалованная грамота дворянству 1785 г.   Екатерина Вторая
Б Кондиции 1730 г.   Анна Ивановна
В Указ о единонаследии 1714 г.   Пётр Первый
Г Манифест о вольности дворянской 1762 г.   Пётр Третий

10. [6 баллов]. Каждый правильно названный документ – 1 балл; каждая верно данная датировка документа (при обязательном наличии правильного названия) – 1 балл; каждое правильное соотнесение с изображением (при обязательном наличии правильно указанного деятеля) – 1 балл. Итого – 6 баллов.

 

Буква отрывка Название договора Дата № фотографии Деятель, подписывающий с советской стороны
А Договора о ненападении 1939 г.   Молотов В.М.
Б Московский договор / Договор о дружбе и добрососедстве 1970 г.   Косыгин А.Н.

11. [8 баллов]. Каждое правильно указанное сражение 1 балл. Правильное указание датировки – 1 балл; Итого – 8 баллов.

Буква изображения Сражение, операция Год
А Бородинское сражение 1812 г.
Б Синопское сражение 1853 г.
В Полтавское сражение 1709 г.
Г Штурм Перекопа 1920 г.

12. [9 баллов].

1. Россия выставила 52 % от численности войск ведущих членов Антанты (5, 338 млн./10, 119 млн.), почти 60 % лёгких орудий (6 848/11 434), 53 % тяжелой артиллерии (240/450), до 52 % авиации (263/509). То есть по всем приведенным показателям доля Российской империи превышала половину (50 %).

Приведены любые два положения – 2 балла, 1 положение – 1 балл, менее 1-го положения – 0 баллов.

 

2. Тысяча российских солдат в среднем имела 1, 28 (6848/5338) лёгкие пушки, а тысяча германских – 1, 26 (4840/3822); по тяжёлой артиллерии эти показатели составяли соответственно 0, 044 (240/5338) и 0, 44 (1688/3822).

Россия и Германия имели налаженные производства артиллерийских систем, но российская тяжелая промышленность заметно отставла в развитии от германской.

Приведены расчеты (полностью) – 3 балла; приведено 2 положения – 2 балла, 1 положение – 1 балл, менее 1 – 0 баллов.

 

3. Антанта превосходила Тройственный союз: по численности войск – в 1, 65 раза (10, 119 млн./6, 122 млн.), по лёгкой артиллерии – в 1, 44 раза (11 434/7944), в самолётах – более чем в 1, 7 раза (509/297), но более чем в 4 раза уступала в тяжёлой артиллерии (450/1856).

Приведены расчеты (полностью) – 2 балла; частично – 1 балл, не приведены расчёты - 0 баллов.

 

4. Подводные лодки; крупные надводные корабли (днедноуты/линкоры, крейсера, эсминцы, миноносцы) (отметим, что графы ВМС в таблице вообще нет); танки; пулемёты.

Приведены любые два положения – 2 балла, 1 положение – 1 балл, менее 1-го положения – 0 баллов.

Итого – 9 баллов.

Задание 13. Итого – 4 балла.

А Б В Г
       

Итого – 85 баллов.

2 тур.. За каждый критерий может быть поставлено от 0 до 3 баллов. Итого – 15 баллов.

Критерии оценки:

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

Итого – 15 баллов. Итого – 100 баллов. Желаем удачи!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Октябрь 2015 года. | Шифр___ Набрано баллов___
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.041 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал