Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и учет природных ресурсов
Возрастающие потребности человека и общества ведут к усилению и разнообразию воздействия на биосферу, к ее серьезной деградации, исчерпанию ресурсов и возникновению ответных реакций, ставящих под вопрос как возможность развития человечества, так и сам факт его существования. Все это сделало актуальным системное изучение природных ресурсов, процессов -и противоречий, образующихся в результате их эксплуатации. Поскольку природные ресурсы чрезвычайно разнообразны, а их ценность и методы разработки — факторы экономические и технические, возникла необходимость формирования новой междисциплинарной науки, которая была бы посвящена различным аспектам природопользования и природным ресурсам и могла интефировать технические, естественные и общественные науки. Такое научное направление и сам термин «природопользование» были предложены в конце 50-х гг. XX в. профессором Ростовского государственного университета Ю.Н. Куражковским. Природопользование определено как совокупность процессов взаимоотношения природы и человека. По мнению автора данного термина, задачи природопользования сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями. Объектом научного природопользования служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования является оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека. Природопользование включает: — извлечение и переработку природных ресурсов; — использование и охрану природных условий; — сохранение экологического баланса биосферы, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития человека. Основным направлением совершенствования природопользования на данном уровне развития является экологизация. Это процесс внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с сохранением качества природной среды. В более узком аспекте можно выделить экологизацию технологий — процесс внедрения мероприятий по предотвращению отрицательных воздействий производственных процессов на природную среду; экологизацию регионального развития — эколого-эко-номическую сбалансированность развития территорий или экологизацию экономики в целом, что включает широкий перечень вопросов. Природные ресурсы — это элементы природы, часть всей совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются при данном уровне развития производственных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства. К природным ресурсам относятся: разнообразные природные материалы, используемые в качестве промышленного сырья (древесина, вода, минералы и горные породы); источники энергии (гидроэнергия, горючие полезные ископаемые); предметы непосредственного потребления (питьевая вода, растения, животные); средства труда (земля, вода для орошения); рекреационные ресурсы (места отдыха) и др. Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации. Широкий спектр природных ресурсов, их разнообразие и различные аспекты использования привели к формированию различных классификаций. Наиболее распространенной является природная классификация по основным компонентам окружающей среды. В соответствии с ней все природные ресурсы разделяются на: — полезные ископаемые (минеральные ресурсы); — водные ресурсы (с точки зрения водопотребления и водопользования); — земельные ресурсы (как необходимый элемент сельскохозяйственного производства и объект недвижимости); — биологические (растительные и животные) ресурсы; — климатические ресурсы; — воздушные ресурсы; — ресурсы энергии природных процессов (солнечная энергия, ветер, приливы — отливы, внутреннее тепло Земли и др.); — интегральные ресурсы (например, рекреационные). Экологическая классификация природных ресурсов основана на принципах исчерпаемости и возобновимости. В соответствии с ней природные ресурсы разделяются на: — неисчерпаемые, использование которых не приводит к видимому истощению их запасов (солнечная энергия, энергия воды и ветра, земное тепло); — исчерпаемые невозобновимые, непрерывное использование которых может привести к уменьшению до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится невозможна или экономически нецелесообразна. При этом они не способны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с периодом потребления (минерально-сырьевые ресурсы); — исчерпаемые возобновимые, которым свойственна возможность восстановления (флора, фауна, вода). В этой группе выделяются ресурсы с крайне медленным возобновлением. Это леса и плодородные земли. Период восстановления лесов с точки зрения первоначального видового разнообразия и структуры составляет от 50-60 (широколиственные леса) до 80-100 лет (темнохвойные леса). Формирование 1 см плодородного слоя чернозема может занимать 300 лет. Природные ресурсы классифицируются и с точки зрения хозяйственного использования. По техническим возможностям выделяют реальные (использование которых возможно при данном уровне развития науки и техники) и потенциальные. Граница между ними постоянно смещается. По экономической и экологической целесообразности выделяют ресурсы заменимые (например, в теплоэнергетическом комплексе: дрова — торф — уголь — нефтепродукты — газ) и незаменимые (с точки зрения дыхания — кислород). Кроме того, многими авторами разрабатываются классификации ресурсов промышленного производства (энергетические, неэнергетические), сельскохозяйственных ресурсов, ресурсов непроизводственной сферы и др. Одним из важнейших аспектов природопользования, контроля состояния и количества природных ресурсов является проблема их учета. Учет природных ресурсов основан на природной классификации и построен в форме кадастров. Необходимость ведения кадастров определена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды». Кадастр — это свод экономических, экологических, организационных, юридических и технических показателей, который характеризует количество, качество и местоположение природных ресурсов, а также состав и категории природопользователей. Кадастровые сведения лежат в основе рационального природопользования, охраны биосферы и экономики природопользования. На их базе осуществляется денежная оценка природных ресурсов, системы мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды. Ввиду разнообразия природных ресурсов единого кадастра не существует. Есть система отраслевых кадастров отдельных природных ресурсов, которые ведутся государственными ведомствами, и комплексные территориальные кадастры природных ресурсов. Одним из наиболее широко и длительно используемых является земельный кадастр. В настоящее время человечество освоило более половины территории суши. Около 4% поверхности Земли занято городами, промышленными объектами и дорогами; 13 — пашнями и садами; 25 — пастбищами и лугами; 5%— искусственными лесонасаждениями. Государственным земельным кадастром все земли РФ целевым назначением разделяются на 7 категорий: 1. сельскохозяйственного назначения; 2. земли населенных пунктов (как городских, так и сельских); 3. земли промышленности, транспорта, связи, обороны иного назначения; 4. особо охраняемых территорий (природно-охранного назначения, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного); 5. лесного фонда; 6. водного фонда; 7. земли запаса. Земли РФ находятся в ведении Федеральной службы земельного кадастра, которая выполняет следующие функции: — разрабатывает предложения по управлению земельными ресурсами; — ведет земельный кадастр и кадастр объектов недвижимости; — определяет состав правоустанавливающих документов; — осуществляет кадастровое деление России и присваивает кадастровые номера; — осуществляет выдачу планов земельных участков; — проводит инвентаризацию земель; — участвует в подготовке материалов по определению границ субъектов Федерации и муниципальных образований; — осуществляет земельно-строительную экспертизу инвестиционных проектов; — ведет мониторинг земель; — выявляет деградированные и загрязненные земли; — ежегодно составляет государственный доклад по состоянию земель РФ. Определенные полномочия по государственному управлению землями возложены на Министерство сельского хозяйства РФ. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых — один из наиболее важных и длительно ведущихся кадастров, значение которого возрастает с каждым годом. Ежегодно в мире добывают около 100 млрд м3 полезных ископаемых. Если общая масса переработанных горных пород до начала XX в. не превышала 50 млрд т, то сейчас она составляет 100 млрд т в год. Этот объем втрое больше, чем масса горных пород, транспортируемых по поверхности Земли за счет естественных процессов. Главной характеристикой полезных ископаемых, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Она зависит от условий залегания, качества и территориального размещения сырьевых запасов. Указанные факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Расчет оценки стоимости природных ресурсов связан с затратами на их освоение (воспроизводство) и эффектом от их эксплуатации (учет ренты). Государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и баланс запасов ведутся Федеральным агентством по недропользованию, входящим в состав Министерства природных ресурсов (ранее Министерством геологии) РФ на основе информации, представленной территориальными геологическими предприятиями. Государственный водный кадастр осуществляет учет и контроль компонентов гидросферы. Экологическая функция вод состоит в обеспечении естественных условий жизни на Земле. Экономическая функция вод выражается в том, что они являются важнейшим энергетическим и транспортным ресурсом, обязательным фактором промышленного и сельскохозяйственного производства. По характеру использования вод все современные отрасли хозяйства делятся на водопотребителей и водопользователей. Водопотребители — это отрасли, которые изымают воду из естественных источников для потребления, выработки различной продукции, возвращая ее в другое место и в другом качестве (промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство и др.). Водопользователи — это отрасли, которые не изымают воду из естественных условий, а используют как элемент ландшафта, среду или энергию потока (рыболовство, судоходство, гидроэнергетика и др.). По масштабам изъятия воды 1-е место занимает сельское хозяйство — 60-70% (причем до 60% безвозвратно); 2-е место — промышленность и энергетика— 20-30%; 3-е место— коммунальное хозяйство— 10%. Ведущая роль сельского хозяйства как водопотребителя является не столько следствием географического положения и климата, сколько нерационального использование водных ресурсов. В бывшем СССР до 70% воды не доходило до сельхозугодий, а из той воды, что доходила, эффективно использовалось лишь 10-20%. Ярким примером нерационального использования водных ресурсов является бассейн усыхающего Аральского моря. Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение водного кадастра осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов Министерства природных ресурсов, с участием Государственной службы наблюдения Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), а по подземным водным объектам — Федеральным агентством по недропользованию. Государственный водный кадастр представляет собой свод сведений о водных объектах, их ресурсах, водопользователях и состоянии. На основании материалов водного кадастра определяют целевое использование вод, производят паспортизацию водных объектов, изъятие из хозяйственного оборота, для наиболее ценных вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водоисточника. Государственный лесной кадастр ведется Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ. Лесной кадастр содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов, об их защищенности. Данные лесного кадастра используются для оценки экологической и экономической значимости лесов при выборе сырьевой базы для заготовки древесины, для проведения лесовосстанови-тельных работ, замены малопродуктивных лесных угодий высокопродуктивными. Государственный учет лесного фонда проводится раз в 5 лет. Реестр охотничьих животных ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства, которое находится в ведении Министерства сельского хозяйства. На основании этого реестра проводится количественный и качественный учет животных охотничьего фонда, устанавливаются ограничения на охоту или выдаются лицензии, обобщается информация о хозяйственном использовании диких животных и т.д. Реестр рыбных запасов находится в ведении Комитета по рыболовству. В нем отражаются количественные и качественные характеристики рыбных запасов в водоемах, сведения об их географическом распространении, динамике и другие. Опыт хозяйствования в регионах показал, что ведения отраслевых кадастров недостаточно для рационального природопользования в рамках отдельных территорий. Необходимо построение новой информационной системы о природных ресурсах на территории РФ. Эта новая система получила название «комплексные территориальные кадастры природных ресурсов» (КТКПР). В соответствии с разработками Министерства природных ресурсов (1994) концепция комплексного управления природопользованием в регионах определяет комплексным кадастрам природных ресурсов следующее место в экологическом механизме: — ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов позволяет трансформировать имеющуюся характеристику о качественных и количественных показателях отдельных ресурсов на конкретных территориях для их экономической оценки с учетом спроса, экологической обстановки и социально-экономических задач развития регионов; — на основе кадастровых оценок принимаются решения о приоритетах использования тех или иных ресурсов конкретных территорий, после чего устанавливаются региональные лимиты их использования; — лимиты использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду формируют основу тех требований и ограничений, которые фиксируются в лицензиях, выдаваемых каждому природополь-зователю после экспертизы его намечающейся или ведущейся деятельности; — на основе выбранных приоритетов использования природно-ресурс-ного потенциала территории и оценки его состояния определяется плата за пользование природными ресурсами, стимулирующая их рациональное использование и соблюдение экологической безопасности в регионе. КТКПР предназначены для обеспечения государственных и муниципальных органов власти, инвесторов и природопользователей информацией, необходимой для: — разработки стратегии, устойчивого социально-экономического развития территории; — гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями; — выравнивания социально-экономического развития территории в пределах субъекта РФ; — поиска стратегических путей направления инвестиций на территории субъекта РФ, гарантирующих неистощительное использование природного потенциала.
|