Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала экоА°г,Лческого ноРмиРования тяжелых металлов для почв со слабой и кислой реакцией по А.И. Обухову






 

 

 

 

 

 

 

-^-—     Содержа *ие, мг/кг      
Градами"  
РЬ Cd Zn Си Hg  
^*-*" < 5 5-10 10-35 35-70 70-100 100-150 < 0, 05 0, 05-0, 1 0, 1-0, 25 0, 25-0, 50 0, 5-1, 0 1-2 < 15 15-30 30-70 70-100 100-150 150-200 < 5 5-15 15-50 50-80 80-100 100-150 < 10 10-20 20-50 50-70 70-100 100-150 < 0, 05 0, 05-0, 1 0, 1-0, 25 0, 25-0, 50 0, 5-1, 0 1-2  
Уровень содер^ипил' очень низкйи низкий средний повышенй*111 высокий  
  100-150 150-500 500-1000 > 1000 1-2 2-5 5-10 > 10 150-200 200-500 500-1000 > 1000 100-150 150-250 250-500 > 500 100-150 150-300 300-600 > 600 1-2 2-5 5-10 > 10  
Загрязнения: низкий средний высокий  
               

Таким образом, в настоящее время, по различным источникам, норми­ровано содержание 25 химических элементов в почвах.

На основе ПДК устанавливают и стандарты воздействия на окружаю­щую среду. Выделяют следующие предельно допустимые эмиссии: предель­но допустимые выбросы (ПДВ, в воздух) и предельно допустимые сбросы (ПДС, в воду). Они рассчитываются для конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника, исходя из условий непревышения ПДК этих веществ на данной территории при суммировании выбросов и сбросов из всех источников.

В некоторых случаях устанавливаются дополнительные нормативы воз­действия — временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласо­ванные сбросы (ВСС). Эти нормативы используются в качестве компромисса (по социально-экономическим мотивам) для определенных предприятий, чьи эмиссии превышают ПДВ и ПДС, причем они устанавливаются убывающими во времени с расчетом достижения нормативной величины в результате реа­лизации определенной программы в течение установленного срока. Таким образом, ВСС и ВСВ являются временным отступлением от норм.

4.1.2. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

Понятия ПДК, ВСС, ВСВ и другие включены во все нормативно закреп­ленные процедуры нормирования и оценки состояния окружающей среды, включая экологическую экспертизу, оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологический аудит.

Экологическая экспертиза является предупредительной мерой, позво­ляющей выявить, остановить или предотвратить негативное влияние на био­сферу и людей со стороны пользователя природными ресурсами или загряз­нителя. Целью проведения экологической экспертизы является оценка вли­яния использования природных ресурсов или эмиссии отходов на состояние окружающей среды. Производится путем проверок соответствия хозяйствен­ной деятельности предприятия и ее результатов, требованиям охраны при­родной среды и рационального природопользования. Вьщеляют несколько видов экологической экспертизы:

— государственная экологическая экспертиза проводится уполномочен­ным государством органом в области охраны окружающей среды. Ее выводы имеют силу надведомственного документа обязательного ис­полнению;

— ведомственная экологическая экспертиза может проводиться по при­казу какого-либо ведомства. Ее результаты имеет силу только внутри соответствующего ведомства, если они не противоречат выводам государственной экспертизы;

— общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных объединений и может проводиться негосу­дарственными структурами;

— научная экологическая экспертиза проводится по инициативе науч­ных учреждений или вузов. Ее заключение носит информационный характер.

Государственная экологическая экспертиза находится в компетенции спе­циально уполномоченного государственного органа — Ростехнадзора при Ми­нистерстве природных ресурсов РФ и проводится образованными им экс­пертными комиссиями. Объектами государственной экспертизы являются материалы, носящие проектный характер (проекты инвестиционных про­грамм, комплексных схем охраны природы и природопользования, схем развития отраслей хозяйства и пр.) (рис. 4.1). Выполнение государственной

экологической экспертизы должно удовлетворять определенным принци­пам (рис. 4.2).

Результатом проведения экспертизы является заключение государствен­ной экологической экспертизы — документ, содержащий обоснованные вы­воды о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяй­ственной и иной деятельности и о возможностях реализации объекта экс­пертизы. При наличии положительного заключения открывается финанси­рование реализации объекта.

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граж­дан и общественных организаций. Ее проводит экспертный коллектив, ко­торый осуществляет экологическую оценку как строящихся, так и функцио­нирующих объектов, а также любых действий, связанных с влиянием на окружающую среду и возникновением экологических конфликтных ситуа­ций. Из материалов общественной экологической экспертизы исключаются сведения, касающиеся государственной безопасности.

В целом экологическая экспертиза включает в себя сбор информации, аналитические исследования, составление заключения. Объектом экологи­ческой экспертизы могут быть документы, предшествующие хозяйствен­ной деятельности, сама деятельность и ее продукты. При необходимости

проводятся масштабные полевые исследования, с опробованием различных компонентов ландшафтов, аналитическими и картографическими работами. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляет­ся за счет средств заказчика документации. Проведение общественной экс­пертизы осуществляется за счет собственных средств общественных орга­низаций, добровольных денежных взносов граждан и т.п.

Начиная с 1989 г. финансирование работ по всем крупномасштабным проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, что требует наряду с рассмотрением природоохранных мероприятий разработки отдельных раз­делов, посвященных охране окружающей среды и рациональному использо­ванию природных ресурсов. В соответствии с нормативными документами в состав всех проектов должен входить том «Охрана окружающей природ­ной среды», частью которого является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая предполагает изучение планирующейся деятельнос­ти по следующим направлениям:

— аргументированность реализации проекта в данном районе;

— анализ возможных последствий размещения производств в данном ре­гионе (воздействие на качество воздуха, почв, вод, радиационную бе­зопасность, здоровье людей, экосистемы, памятники культуры и т.д.);

— сопоставление альтернативных решений, выбор альтернативного ва­рианта (включая нулевой, т. е. запрет на реализацию данного хозяй­ственного проекта в данном районе);

— типы и надежность мероприятий по охране окружающей среды;

— современное состояние окружающей среды;

— экономическую оценку возможного ущерба окружающей среде.

В первую очередь ОВОС проводится для крупномасштабных проектов. Однако в настоящее время наблюдаются тенденции к расширению списка предприятий и видов деятельности, подлежащих ОВОС. Международной конвенцией, к которой присоединилась и Россия, определен перечень объек­тов и видов хозяйственной деятельности, перед началом реализации кото­рых ОВОС проводится в полном объеме:

— строительство атомных и электростанций;

— строительство нефтеперегонных заводов;

— строительство химических комбинатов;

— сооружение нефте- и газопроводов;

— размещение полигонов производственных и бытовых отходов;

— вырубка леса на больших площадях и др.

ОВОС — это процесс, при котором его инициатор (любая общественная, частная или государственная организация), компетентные власти и обще­ственность рассматривают и изучают возможные действия предлагаемых проектов на окружающую среду и который заканчивается решением властей по лицензированию данной деятельности. Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при приня­тии решений по конкретному проекту, который может подразумевать как новую деятельность, так и изменение уже существующей. ОВОС должна сочетаться с техническими, экономическими, социально-политическими оценками.

4.1.3. Экологический аудит

Расширяющееся взаимодействие российских предприятий с мировым эко­номическим сообществом потребовало введение и такой международно при­знанной процедуры, как экологический аудит. В соответствии с междуна­родным стандартом под этим понятием понимают документированную про­верку деятельности объекта аудита (хозяйствующего субъекта) с целью оценки его воздействия на окружающую среду в соответствии с заранее определенными критериями аудита: действующим природоохранным за­конодательством, установленными внутренними стандартами, экологичес­кой политикой предприятия.

В более узком понимании экологический аудит — это объективный не­зависимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности с целью установления соответствия этой деятельности, собы­тий, условий, систем управления и информации природоохранным крите­риям, нормативным экологическим требованиям, а также разработки реко­мендаций по ее совершенствованию. Понятие экологического аудита (эко­логического аудирования, экоаудита) появилось в актах российского законо­дательства относительно недавно, после того как оно было включено Поста­новлением Правительства РФ (1994 г.) в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Как правило, экологический аудит проводится на уровне:

— государственных структур;

— транснациональных корпораций;.

— отраслей (структурный аудит при оценке соответствующего общего экологического курса отрасли; проблемный аудит при оценке подхо­дов к решению конкретной экологической проблемы отрасли);

— территорий (регионов);

— конкретных объектов природопользования.

Отсюда объектами экологического аудита могут быть как промышлен­ные и сельскохозяйственные предприятия, так и целые отрасли, террито­рии, отдельные элементы производств и технологии. При этом экологичес­кий аудит конкретных объектов природопользования применяется для оценки деятельности природопользователей в части соблюдения норм и требований по охране окружающей среды, выработке рекомендаций по природоохран­ным мероприятиям и финансовой оценке расходов, связанных с природо­пользованием. Экологический аудит территорий направлен на оценку при-родно-ресурсного потенциала отдельных регионов, компонентов природной среды, выявление негативных природных и природно-техногенных процес­сов и явлений, установление видов и характеристики уровней антропогенно­го воздействия на окружающую природную среду. Кроме того, экологичес­кий аудит территорий необходим при сопровождении операций и сделок с недвижимостью, земельными участками и т.д.

В целом экологический аудит может быть как комплексным, так и узко профессионально ориентированным. Различают также внутренний экологи­ческий аудит (по инициативе самого природопользователя) и внешний (по требованию государственных или общественных органов). Критериями эко­логического аудита являются показатели природопользования, основанные на федеральных, территориальных и местных экологических требованиях. От ОВОС экологический аудит отличается тем, что не предполагает прове­дения натурных исследований и наблюдений, а ориентируется преимуще­ственно на анализ материалов и документации, предоставляемой заказчи­ком. Кроме того, ОВОС обычно применяется на предпроектных и проект­ных этапах работ, а экологический аудит проводится на действующих пред­приятиях. Являясь добровольным, экологический аудит не несет норматив­ных и (или) запретительных функций. В то же время, если основной зада­чей экологической экспертизы, является оценка экологических последствий реализации проекта и его соответствия законодательным и нормативным актам, то задачи экологического аудита включают не только оценку реа­лизации основных положений заключения экологической экспертизы, но и разработку конкретных природоохранных мероприятий, ориентированных на реальные условия производственной деятельности.

Среди основных целей и задач экологического аудита следует выделить:

— получение объективной оценки и анализ достоверности информации о природоохранной деятельности субъекта природопользования в це­лом или отдельных направлениях этой деятельности, об уровне ее экологической безопасности;

— выявление приоритетов решения стоящих перед природопользовате-лем проблем природоохранного характера;

— проверку и обеспечение соответствия деятельности природопользо-вателя действующим (и возможным будущим) законодательным и нормативным документам и инструкциям по безопасности;

— оценку соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в рай­онах осуществления природопользования;

— подготовку обоснованных рекомендаций по стратегии и тактике при-родопользователя по улучшению экологических показателей и в ре­шении других природоохранных задач;

— осуществление проверки правильности исполнения лицензионных ус­ловий на природопользование;

— установление достоверности и полноты официально выдаваемой при-родопользователем информации, экологической отчетной докумен­тации о своей деятельности;

— проверку наличия и правильности оформления у природопользовате-ля необходимых норм, нормативов, планов мероприятий, графиков контроля и т.д., их согласований в органах государственного надзо­ра;

— выявление недостатков и ошибок в учетной, отчетной, текущей эксп­луатационной, финансовой документации;

— определение полноты и своевременности выполнения природоохран­ных мероприятий и предписаний органов государственного надзора;

— проверку соответствия использования территорий, включая наземное и подземное пространство, существующим природоохранным нормам и правилам;

— оценку уровня организационной работы, нормативно-методического обеспечения, степени подготовленности персонала;

— оценку эффективности системы управления хозяйственной деятель­ностью природопользователя охране окружающей природной среды;

— оценку риска, рекомендации по его снижению и предотвращению штрафных санкций;

— оценку состояния и разработку рекомендаций по оптимизации исполь­зования природных ресурсов (недр), а также финансовых средств;

— выработку первоочередных мер и долгосрочной политики в области решения экологических проблем и т.д.

При проведении экологического аудита последовательно рассматрива­ются и оцениваются состояние окружающей природной среды в пределах региона и ближайших окрестностей месторасположения природопользова­теля, санитарно-защитнои зоны, занимаемой им территории, производствен­ных и подсобных помещений. Основное внимание при экологическом ауди­те уделяется анализу следующей документации природопользователя: экологического паспорта природопользователя; заключения экологической эк­спертизы; тома ОВОС; томов расчета лимитов по ПДВ, ПДС; паспорта вод­ного хозяйства; экологической статистической отчетности за последние годы; справок о платежах за использование ресурсов, загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов за последние годы; актов о приме­нении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности за по­следние годы; данных инвентаризации источников воздействия и отходов на окружающую природную среду; лицензий и договоров на специальное и комплексное природопользование; территориальных экологических про­грамм; производственных планов мероприятий по охране окружающей при­родной среды и справок об их выполнении за последние годы; справок о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства; суще­ствующих технологических регламентов по эксплуатации природоохранных технологий и оборудования; проектов районной планировки; экологических ситуационных планов, картографической информации и др.

Особое внимание при экологическом аудите представленных природо-пользователем материалов должно быть уделено: выявлению основных ис­точников воздействия на основные компоненты окружающей природной среды; установлению приоритетных загрязняющих веществ и факторов не­гативного природоохранного значения; экологическим характеристикам ис­пользуемого сырья, материалов, реагентов, энергетических ресурсов, гото­вой продукции, отходов; состоянию систем регулирования природоохранно­го воздействия, размещения, удаления, переработки отходов, экологическо­го мониторинга, государственного и общественного экологического контро­ля; критическим и рисковым ситуациям; используемым механизмам управ­ления природопользования, их эффективности; состоянию экологического обучения управленческого персонала и др.

Экологический аудит может быть полезен для установления дополни­тельных мер по изучению рисков и обеспечению безопасности, а также для своевременного внедрения обоснованных средств предупреждения риска. Анализ риска природных катастроф, аварий и обусловленных ими негатив­ных экологических процессов и явлений проводится с учетом природоох­ранных требований и сводится к определению видов риска на субъекте при­родопользования; анализу сценариев возможных опасных событий и их по­следствий для окружающей природной среды и населения; анализу предус­мотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий ката­строф; к информированию граждан и местных организаций.

Экологический аудит завершается составлением отчета, включающего описание целей, задач и использованных методов, результаты анализа собранных материалов, разработанные природоохранные мероприятия и за­ключение. Отчет направляется заказчику и используется им для составле­ния и реализации планов и программ по снижению воздействия на окружа­ющую природную среду, оптимизации экологических характеристик в его хозяйственной деятельности.

Кроме того, в последние годы в рамках экологического аудита все более активное развитие в России получает экологический консалтинг, который ориентирован на решение природоохранных проблем, связанных с техноло­гическими аспектами природопользования, имущественными правами и т.д., когда возникает необходимость в аудиторском заключении по обследова­нию и оценке территорий; земельных участков, технологий, природоохран­ных мероприятий, а также подготовке необходимой документации.

Несмотря на предпринятые практические шаги по развитию экоаудита в России, должно пройти немало времени, прежде чем сформируется устой­чивый, надежный, хорошо функционирующий рынок экологических услуг. Среди основных сдерживающих факторов можно выделить следующие:

— отсутствие нормативно-правовой базы на федеральном уровне и тес­но связанные с этим неопределенности в вопросах финансирования;

— не до конца определены границы ответственности экоаудитора: с од-. ной стороны, получаемая им информация конфиденциальна, а с дру­гой — он несет ответственность за ее сокрытие (например, о возмож­ности возникновения аварии);

— недостаток информации о важности и необходимости экологического аудита в современном мире (отсюда разобщенность тех, кто занимает­ся этим видом деятельности; недопонимание его значения теми, кто мог бы активно способствовать развитию этой процедуры в России).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал