Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шкала экоА°г,Лческого ноРмиРования тяжелых металлов для почв со слабой и кислой реакцией по А.И. Обухову
Таким образом, в настоящее время, по различным источникам, нормировано содержание 25 химических элементов в почвах. На основе ПДК устанавливают и стандарты воздействия на окружающую среду. Выделяют следующие предельно допустимые эмиссии: предельно допустимые выбросы (ПДВ, в воздух) и предельно допустимые сбросы (ПДС, в воду). Они рассчитываются для конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника, исходя из условий непревышения ПДК этих веществ на данной территории при суммировании выбросов и сбросов из всех источников. В некоторых случаях устанавливаются дополнительные нормативы воздействия — временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС). Эти нормативы используются в качестве компромисса (по социально-экономическим мотивам) для определенных предприятий, чьи эмиссии превышают ПДВ и ПДС, причем они устанавливаются убывающими во времени с расчетом достижения нормативной величины в результате реализации определенной программы в течение установленного срока. Таким образом, ВСС и ВСВ являются временным отступлением от норм. 4.1.2. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду Понятия ПДК, ВСС, ВСВ и другие включены во все нормативно закрепленные процедуры нормирования и оценки состояния окружающей среды, включая экологическую экспертизу, оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологический аудит. Экологическая экспертиза является предупредительной мерой, позволяющей выявить, остановить или предотвратить негативное влияние на биосферу и людей со стороны пользователя природными ресурсами или загрязнителя. Целью проведения экологической экспертизы является оценка влияния использования природных ресурсов или эмиссии отходов на состояние окружающей среды. Производится путем проверок соответствия хозяйственной деятельности предприятия и ее результатов, требованиям охраны природной среды и рационального природопользования. Вьщеляют несколько видов экологической экспертизы: — государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченным государством органом в области охраны окружающей среды. Ее выводы имеют силу надведомственного документа обязательного исполнению; — ведомственная экологическая экспертиза может проводиться по приказу какого-либо ведомства. Ее результаты имеет силу только внутри соответствующего ведомства, если они не противоречат выводам государственной экспертизы; — общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных объединений и может проводиться негосударственными структурами; — научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или вузов. Ее заключение носит информационный характер. Государственная экологическая экспертиза находится в компетенции специально уполномоченного государственного органа — Ростехнадзора при Министерстве природных ресурсов РФ и проводится образованными им экспертными комиссиями. Объектами государственной экспертизы являются материалы, носящие проектный характер (проекты инвестиционных программ, комплексных схем охраны природы и природопользования, схем развития отраслей хозяйства и пр.) (рис. 4.1). Выполнение государственной экологической экспертизы должно удовлетворять определенным принципам (рис. 4.2). Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы — документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможностях реализации объекта экспертизы. При наличии положительного заключения открывается финансирование реализации объекта. Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций. Ее проводит экспертный коллектив, который осуществляет экологическую оценку как строящихся, так и функционирующих объектов, а также любых действий, связанных с влиянием на окружающую среду и возникновением экологических конфликтных ситуаций. Из материалов общественной экологической экспертизы исключаются сведения, касающиеся государственной безопасности. В целом экологическая экспертиза включает в себя сбор информации, аналитические исследования, составление заключения. Объектом экологической экспертизы могут быть документы, предшествующие хозяйственной деятельности, сама деятельность и ее продукты. При необходимости проводятся масштабные полевые исследования, с опробованием различных компонентов ландшафтов, аналитическими и картографическими работами. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика документации. Проведение общественной экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, добровольных денежных взносов граждан и т.п. Начиная с 1989 г. финансирование работ по всем крупномасштабным проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, что требует наряду с рассмотрением природоохранных мероприятий разработки отдельных разделов, посвященных охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. В соответствии с нормативными документами в состав всех проектов должен входить том «Охрана окружающей природной среды», частью которого является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая предполагает изучение планирующейся деятельности по следующим направлениям: — аргументированность реализации проекта в данном районе; — анализ возможных последствий размещения производств в данном регионе (воздействие на качество воздуха, почв, вод, радиационную безопасность, здоровье людей, экосистемы, памятники культуры и т.д.); — сопоставление альтернативных решений, выбор альтернативного варианта (включая нулевой, т. е. запрет на реализацию данного хозяйственного проекта в данном районе); — типы и надежность мероприятий по охране окружающей среды; — современное состояние окружающей среды; — экономическую оценку возможного ущерба окружающей среде. В первую очередь ОВОС проводится для крупномасштабных проектов. Однако в настоящее время наблюдаются тенденции к расширению списка предприятий и видов деятельности, подлежащих ОВОС. Международной конвенцией, к которой присоединилась и Россия, определен перечень объектов и видов хозяйственной деятельности, перед началом реализации которых ОВОС проводится в полном объеме: — строительство атомных и электростанций; — строительство нефтеперегонных заводов; — строительство химических комбинатов; — сооружение нефте- и газопроводов; — размещение полигонов производственных и бытовых отходов; — вырубка леса на больших площадях и др. ОВОС — это процесс, при котором его инициатор (любая общественная, частная или государственная организация), компетентные власти и общественность рассматривают и изучают возможные действия предлагаемых проектов на окружающую среду и который заканчивается решением властей по лицензированию данной деятельности. Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при принятии решений по конкретному проекту, который может подразумевать как новую деятельность, так и изменение уже существующей. ОВОС должна сочетаться с техническими, экономическими, социально-политическими оценками. 4.1.3. Экологический аудит Расширяющееся взаимодействие российских предприятий с мировым экономическим сообществом потребовало введение и такой международно признанной процедуры, как экологический аудит. В соответствии с международным стандартом под этим понятием понимают документированную проверку деятельности объекта аудита (хозяйствующего субъекта) с целью оценки его воздействия на окружающую среду в соответствии с заранее определенными критериями аудита: действующим природоохранным законодательством, установленными внутренними стандартами, экологической политикой предприятия. В более узком понимании экологический аудит — это объективный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности с целью установления соответствия этой деятельности, событий, условий, систем управления и информации природоохранным критериям, нормативным экологическим требованиям, а также разработки рекомендаций по ее совершенствованию. Понятие экологического аудита (экологического аудирования, экоаудита) появилось в актах российского законодательства относительно недавно, после того как оно было включено Постановлением Правительства РФ (1994 г.) в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Как правило, экологический аудит проводится на уровне: — государственных структур; — транснациональных корпораций;. — отраслей (структурный аудит при оценке соответствующего общего экологического курса отрасли; проблемный аудит при оценке подходов к решению конкретной экологической проблемы отрасли); — территорий (регионов); — конкретных объектов природопользования. Отсюда объектами экологического аудита могут быть как промышленные и сельскохозяйственные предприятия, так и целые отрасли, территории, отдельные элементы производств и технологии. При этом экологический аудит конкретных объектов природопользования применяется для оценки деятельности природопользователей в части соблюдения норм и требований по охране окружающей среды, выработке рекомендаций по природоохранным мероприятиям и финансовой оценке расходов, связанных с природопользованием. Экологический аудит территорий направлен на оценку при-родно-ресурсного потенциала отдельных регионов, компонентов природной среды, выявление негативных природных и природно-техногенных процессов и явлений, установление видов и характеристики уровней антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Кроме того, экологический аудит территорий необходим при сопровождении операций и сделок с недвижимостью, земельными участками и т.д. В целом экологический аудит может быть как комплексным, так и узко профессионально ориентированным. Различают также внутренний экологический аудит (по инициативе самого природопользователя) и внешний (по требованию государственных или общественных органов). Критериями экологического аудита являются показатели природопользования, основанные на федеральных, территориальных и местных экологических требованиях. От ОВОС экологический аудит отличается тем, что не предполагает проведения натурных исследований и наблюдений, а ориентируется преимущественно на анализ материалов и документации, предоставляемой заказчиком. Кроме того, ОВОС обычно применяется на предпроектных и проектных этапах работ, а экологический аудит проводится на действующих предприятиях. Являясь добровольным, экологический аудит не несет нормативных и (или) запретительных функций. В то же время, если основной задачей экологической экспертизы, является оценка экологических последствий реализации проекта и его соответствия законодательным и нормативным актам, то задачи экологического аудита включают не только оценку реализации основных положений заключения экологической экспертизы, но и разработку конкретных природоохранных мероприятий, ориентированных на реальные условия производственной деятельности. Среди основных целей и задач экологического аудита следует выделить: — получение объективной оценки и анализ достоверности информации о природоохранной деятельности субъекта природопользования в целом или отдельных направлениях этой деятельности, об уровне ее экологической безопасности; — выявление приоритетов решения стоящих перед природопользовате-лем проблем природоохранного характера; — проверку и обеспечение соответствия деятельности природопользо-вателя действующим (и возможным будущим) законодательным и нормативным документам и инструкциям по безопасности; — оценку соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в районах осуществления природопользования; — подготовку обоснованных рекомендаций по стратегии и тактике при-родопользователя по улучшению экологических показателей и в решении других природоохранных задач; — осуществление проверки правильности исполнения лицензионных условий на природопользование; — установление достоверности и полноты официально выдаваемой при-родопользователем информации, экологической отчетной документации о своей деятельности; — проверку наличия и правильности оформления у природопользовате-ля необходимых норм, нормативов, планов мероприятий, графиков контроля и т.д., их согласований в органах государственного надзора; — выявление недостатков и ошибок в учетной, отчетной, текущей эксплуатационной, финансовой документации; — определение полноты и своевременности выполнения природоохранных мероприятий и предписаний органов государственного надзора; — проверку соответствия использования территорий, включая наземное и подземное пространство, существующим природоохранным нормам и правилам; — оценку уровня организационной работы, нормативно-методического обеспечения, степени подготовленности персонала; — оценку эффективности системы управления хозяйственной деятельностью природопользователя охране окружающей природной среды; — оценку риска, рекомендации по его снижению и предотвращению штрафных санкций; — оценку состояния и разработку рекомендаций по оптимизации использования природных ресурсов (недр), а также финансовых средств; — выработку первоочередных мер и долгосрочной политики в области решения экологических проблем и т.д. При проведении экологического аудита последовательно рассматриваются и оцениваются состояние окружающей природной среды в пределах региона и ближайших окрестностей месторасположения природопользователя, санитарно-защитнои зоны, занимаемой им территории, производственных и подсобных помещений. Основное внимание при экологическом аудите уделяется анализу следующей документации природопользователя: экологического паспорта природопользователя; заключения экологической экспертизы; тома ОВОС; томов расчета лимитов по ПДВ, ПДС; паспорта водного хозяйства; экологической статистической отчетности за последние годы; справок о платежах за использование ресурсов, загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов за последние годы; актов о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности за последние годы; данных инвентаризации источников воздействия и отходов на окружающую природную среду; лицензий и договоров на специальное и комплексное природопользование; территориальных экологических программ; производственных планов мероприятий по охране окружающей природной среды и справок об их выполнении за последние годы; справок о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства; существующих технологических регламентов по эксплуатации природоохранных технологий и оборудования; проектов районной планировки; экологических ситуационных планов, картографической информации и др. Особое внимание при экологическом аудите представленных природо-пользователем материалов должно быть уделено: выявлению основных источников воздействия на основные компоненты окружающей природной среды; установлению приоритетных загрязняющих веществ и факторов негативного природоохранного значения; экологическим характеристикам используемого сырья, материалов, реагентов, энергетических ресурсов, готовой продукции, отходов; состоянию систем регулирования природоохранного воздействия, размещения, удаления, переработки отходов, экологического мониторинга, государственного и общественного экологического контроля; критическим и рисковым ситуациям; используемым механизмам управления природопользования, их эффективности; состоянию экологического обучения управленческого персонала и др. Экологический аудит может быть полезен для установления дополнительных мер по изучению рисков и обеспечению безопасности, а также для своевременного внедрения обоснованных средств предупреждения риска. Анализ риска природных катастроф, аварий и обусловленных ими негативных экологических процессов и явлений проводится с учетом природоохранных требований и сводится к определению видов риска на субъекте природопользования; анализу сценариев возможных опасных событий и их последствий для окружающей природной среды и населения; анализу предусмотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий катастроф; к информированию граждан и местных организаций. Экологический аудит завершается составлением отчета, включающего описание целей, задач и использованных методов, результаты анализа собранных материалов, разработанные природоохранные мероприятия и заключение. Отчет направляется заказчику и используется им для составления и реализации планов и программ по снижению воздействия на окружающую природную среду, оптимизации экологических характеристик в его хозяйственной деятельности. Кроме того, в последние годы в рамках экологического аудита все более активное развитие в России получает экологический консалтинг, который ориентирован на решение природоохранных проблем, связанных с технологическими аспектами природопользования, имущественными правами и т.д., когда возникает необходимость в аудиторском заключении по обследованию и оценке территорий; земельных участков, технологий, природоохранных мероприятий, а также подготовке необходимой документации. Несмотря на предпринятые практические шаги по развитию экоаудита в России, должно пройти немало времени, прежде чем сформируется устойчивый, надежный, хорошо функционирующий рынок экологических услуг. Среди основных сдерживающих факторов можно выделить следующие: — отсутствие нормативно-правовой базы на федеральном уровне и тесно связанные с этим неопределенности в вопросах финансирования; — не до конца определены границы ответственности экоаудитора: с од-. ной стороны, получаемая им информация конфиденциальна, а с другой — он несет ответственность за ее сокрытие (например, о возможности возникновения аварии); — недостаток информации о важности и необходимости экологического аудита в современном мире (отсюда разобщенность тех, кто занимается этим видом деятельности; недопонимание его значения теми, кто мог бы активно способствовать развитию этой процедуры в России).
|