Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный Социальный импринтинг направлен на формирование внутривидовых и межвидовых взаимодействий. К социальному импринтингу относят детский, родительский, половой и видовой






Экологический, Экологический импринтинг обуславливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания), к существованию в которой этот вид подготовлен филогенетически

Пищевой - Посредством пищевого импринтинга молодое животное получает информацию о существовании в данной экологической нише пищи и о методах ее добывания. Знакомясь с пищей, которые предлагают малышу родители, детеныш в будущем оказывает предпочтение именно ей и с трудом осваивает другие виды пищи

Инструментальный - инструментальный импринтинг, к которому можно отнести обучение особенностям подниматься на ноги, стоять и передвигаться новорожденных животных, некоторые пантомимические движения и другие двигательные реакции, освоенные в чувствительный период. Инструментальный импринтинг характеризуется быстрым процессом выработки каких-либо двигательных реакций, которые стабилизируются после небольшого числа сочетаний действия раздражителя и подкрепления

  1. Инстинктивное поведение животных.

Существуют две основные кате­гории форм поведения, имеющих биологический смысл в естествен-ных условиях: инстинкт и навык (научение). Инстинкт и навык не существуют сами по себе, они переплетаются в реальном поведений' в единый поведенческий акт. Т. о., любое поведение — это комплекс взаимосвязанных инстинктов и навыков. Разделять эти две стороны поведения можно лишь условно. Правильнее следует говорить об инстинктивных компонентах поведения — врожденных, генетически фиксированных компонентах, функциях конкретных морфологиче­ских образований, необходимых для поддержания жизнедеятельно­сти организма и вида (функции пищеварения, функции движения, секреции), не зависящих от случайных факторов среды.. Инстинкт — это видовой опыт, все самое ценное, что приобретено видом для вы­живания и продолжения рода. Вся жизнедеятельность организма ос­нована на инстинктивных реакциях. Инстинкты обеспечивают об­менные процессы организма. Инстинкты первичны для организма, а в этом плане нервная деятельность, психическая деятельность, сен­сорика — вторичны, т. к. они способствуют регуляции жизненных функций, обеспечивают эти жизненные функции.В чистом виде инстинктивное поведение мы можем наблюдать у но­ворожденных животных. А.Н. Северцев считал, что «истинные ин­стинкты — это то поведение молодых животных, которое повторяет взрослое, но без предварительного научения, подготовки». Животное рождается уже с готовыми функциями, которые осуществляет точно так же, как и взрослый организм. Только по мере употребления этой функ­ции, в ходе научения, она усложняется благоприобретенными новыми формами поведения — навыками, что приводит к индивидуальной мо­дификации наследственно запрограммированного поведенческого акта. Но не только благодаря навыкам происходит адаптация. Инстинк­ты, несмотря на относительную стабильность, имеют свою степень резервной пластичности — врожденные нормы реагирования, в пре­делах которых инстинкт может несколько изменяться. Считается, что процессы научения, в результате которых образуются навыки, — это дополнение, хотя и важное, к инстинктивным процессам, В основе любого научения лежит инстинкт, т. е. индивидуальное научение, навык всегда образуется на той или иной базе инстинктивных функ­ций в условиях воздействия внешних сигналов. Индифферентные стимулы окружающей среды, подкрепленные инстинктивными действиями животного, образуют навык, а индиф­ферентные раздражители в результате такой тренировки становятся биологически значимыми для организма. Индивидуальное научение в значительной мере зависит от внешних стимулов, в отличие от ин­стинктивных действий, которые определяются внутренними факто­рами — мотивацией. Главной движущей силой инстинкта является потребность (мотивация). Инстинктивный акт делится на две фазы: поисковую (подготовивтельную) и завершающую (исполнительскую).1-я фаза — поисковая или подготовительная. Животное отыскивает ключевые раздражители, запускающие биологически целесооб­разные действия (инстинктивные). Эта фаза характеризуется еще и тем, что в ней осуществляется не только поиск ключевых раздражи­телей, но и биологически значимых раздражителей. Эта фаза наиболее пластична, так как в ней присутствуют как инстинктивные, так и приобретенные формы поведения, собственный жизненный опыт (на­выки). Любой поведенческий акт начинается с того, что внутренняя потребность животного запускает поиск ключевых стимулов или пусковой ситуации, которые автоматически включают осуществление ин­стинктивного действия и тем самым приводят к завершающей фазе.2-я фаза — завершающая или исполнительская — осуществление самого инстинктивного действия (в пищевом инстинкте — это акт поедания пищи). 2-я фаза отличается строгой последовательностью, стереотипностью движений, которые генетически фиксированы нервными структурами. Как осуществляется инстинктивный акт? Схема реализации инстинктивного поведения. На «ключевые раздражители» пусковой ситуации мотивированное животное реагирует врожденными формами поведения — определенными инстинктивными биологически целесообразными движениями. Ключевые стимулы (рилизеры) запускают определенный инстинкт и подходят друг к другу как ключ к замку. Ключевые и пусковые стимулы окружающей сре­ды запускают инстинктивные рефлексы (такими стимулами м. б.: вид пищи; или для вновь родившегося цыпленка — огромное движущееся темное пятно — сигнал врага, вызывающее защитную реакцию; для птенцов серебристой чайки ключевым стимулом являет­ся красное пятно на продолговатом клюве его родителей). Как только мотивированное животное оказывается в пусковой ситуации, врож­денный пусковой механизм (нейросенсорные системы мозга) обеспе­чивает распознание, оценку и интеграцию специфических раздражи­телей для данной инстинктивной реакции, фильтрацию определенной комбинации этих раздражителей, которые только и могут вызвать биологически целесообразную (безусловную) реакцию. Благодаря врожденным механизмам внутренняя потребностная мотивация по­лучает воплощение в биологически целесообразной для данной пус­ковой ситуации адаптивной деятельности

  1. Концепция игровой активности животных Г.Спенсера, К.Гросса, К.Э.Фабри.

Концепции в игровом периоде.(только относительно высших ж)

1. Концепция Спенсера – игровая активность – как расход избыточной энергии, как суррогат естественного приложения энергии в настоящих условиях. Недостаток – в неспособности объяснить конкретные функции игры у ж.

2. Концепция Грооса – как упражнение в особо важных сферах жизни. Совершенствование наследственных форм поведения, до того как недостаток поведения приведет к роковым последствиям.

3. К Фабри – игра явл.развивающей деятельностью охватывающей большинство функциональных сфер → при таком пониамнии достигается синтетический подход к проблеме объединяет все моменты и очевидно, что игра наполняет основное содержание процесса развития поведения в ювениальном периоде.

Игра – совокупность специфических ювениальных проявлений обычных форм поведения

О ювенильном (или игровом) периоде развития поведения можно го­ворить только относительно детенышей высших животных, у кото­рых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности. У других животных — а их подавляю­щее большинство — индивидуальное развитие поведения ограничи­вается процессами созревания врожденных форм поведения, облигатного и факультативного научения, равно как элементарными формами исследовательского поведения. Игры животных давно привлекают внимание исследователей, но тем не менее они до сих пор еще плохо изучены. В первом случае игровая активность животного рассматривается как расход некоей «избыточной энергии», как своего рода суррогат «естественного приложения энергии» в «настоящих действиях» (Спенсер). Этот взгляд, акцентирующий эмоциональные аспекты игры, получил новое воплощение в современных представлениях о «вакуумной активности», наглядным примером которой являются описанные Лоренцем «действия вхолостую», т. е.; инстинктивные движения, выполняемые при отсутствии соответствующих ключе­вых раздражителей. Во втором случае мы имеем дело с «чисто функциональной» трак­товкой игровой деятельности как упражнения в особо важных сфеpax жизнедеятельности. Вслед за Гроссом игру рассматривали как «практику для взрослого поведения». Игра позволяет молодому жи­вотному без риска упражняться в жизненно важных действиях, ибо в этих условиях ошибки не влекут за собой пагубных последствий: в ходе игры возможно совершенствование наследственных форм по­ведения еще до того, как недостатки поведения роковым образом «предстанут перед судом естественного отбора».

В настоящее время большинство исследователей все же считают, что игра служит подготовкой к взрослой жизни и накоплению соот­ветствующего опыта путем упражнения, причем как в сенсорной, так и в моторной сфере. Что касается прямых экспериментальных доказательств значения игры для формирования взрослого поведения, то такие доказатель­ства были получены рядом исследователей. Еще в 20-х годах было, например, установлено, что сексуальные игры молодых шимпанзе являются необходимым условием способности к спариванию у взрослых особей (исследования Г. Бингхэма).

Большой интерес представляют данные, полученные Ниссеном совместно с К.Л.Чау и Дж. Семмесом. Эти экспериментаторы ли­шили детеныша шимпанзе возможности играть с предметами, не ог­раничивая при этом движения рук, в частности кистей и пальцев. Впоследствии возможности употребления рук, а также координация их движений оказались весьма несовершенными. Обезьяна резко от­стала от своих нормальных сверстников по способности к хватанию и ощупыванию, не была способна локализовать тактильные раздра­жения поверхности тела с помощью руки (или она это делала крайне неточно), и вообще все движения рук были чрезвычайно неуклюжи. Характерно, что в отличие от других обезьян она не умела цепляться за ухаживающего за ней служителя, не протягивала к нему руки. Многообразие толкований игр молодых животных обусловлено в большой степени тем, что игровая активность животных представля­ет собой сложный комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в своей совокупности составляющих содержание поведения молодого животного на этапе онтогенеза, непосредственно предше­ствующем половой зрелости. Поэтому Фабри предложил концепцию, согласно которой игра является по своей сущности развивающейся деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер. При таком понимании игры как развивающейся деятельности дости­гается синтетический подход к проблеме игровой активности жи­вотных, объединяющий все отмеченные выше моменты, и вместе с тем становится очевидным, что игровая активность наполняет ос­новное содержание процесса развития поведения в ювенильном пе­риоде. Игра представляются не какой-то особой категорией поведе­ния, а совокупностью специфически ювенильных проявлений обычных форм поведения. Иными словами, игра является ювенильной (можно сказать, и «преадультной», т. е. «перед взрослым состоя­нием») фазой развития поведения в онтогенезе. Играэто не «образец» взрослого поведения, а само это поведение в про­цессе своего становления.

Наряду с этим игра выполняет весьма важную познавательную роль, особенно благодаря присущим ей компонентам факультативного научения и исследовательского поведения. Эта функция игры выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, причем в ряде случаев этот опыт может накапливаться «впрок», «на всякий случай» и найти применение значительно позже в экстренных жиз­ненных ситуациях

  1. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук.

Зоопсихология – охотничье хоз-во, ихтиология, дрессировка, дератизация +анатомия, физиология, медицина, этология(наука о поведении), экология, общ.психология, детская психология +сравнительная психология – антропология. Все они взаимодействуют.

Зоопсихология имеет тесные связи с науками так или иначе изучающими живые объекты. Сравнительная психология, как отрасль психологической науки, изучает становление человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных, социальное и биологическое в поведении человека. Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.

Наряду с психологическим изучением поведения животных, которым занимается зоопсихология, в последние десятилетия широкое распространение получило изучение общебиологических основ и закономерностей поведения животных. Этим занимается этология. Зоопсихологию с этологией связывает изучение поведения животных, однако зоопсихологов интересуют психические аспекты поведения, а этологов – биологические. Знания о биологических аспектах и закономерностях поведения животных, полученных этологией, позволяют зоопсихологам более успешно исследовать психический мир животного.

Зоопсихология связана с общей психологией, ее данные позволяют выявлять биологические корни психической деятельности человека, дают возможность понять закономерности происхождения и развития его сознания.

Для детской психологии и педагогической психологии зоопсихологические исследования помогают выявлять биологические основы развития детской психики и её генетические корни.

Данные зоопсихологии совершенно необходимы в антропологии для выяснения биологических предпосылок и основ антропогенеза, для изучения предыстории человечества и зарождения трудовой деятельности, общественной жизни и членораздельной речи.

Существенны связи зоопсихологии с физиологией, особенно с нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности. Они имеют общий объект исследования – поведение. Однако различие этих наук с зоопсихологией заключается в том, что физиология изучает не само психическое отображение, а отдельные обусловливающие его процессы в организме. Физиология изучает деятельность систем и органов, непосредственно или косвенно участвующих в поведении животного как целостного организма. Зоопсихология же, в отличие от физиологии рассматривает составляющие поведения и лежащие в их основе механизмы не отдельно, а в комплексе.

Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности у животных помогает понять патогенез нервных и психических заболеваний у людей и искать способы их излечения.

Зоопсихология связана с различными отраслями сельского хозяйства, животноводством, звероводством, рыболовством. Изучая особенности поведения животных зоопсихологи изыскивают возможности компенсации неблагоприятных условий, характерных для " промышленного" разведения животных, помогают восстанавливать нормальное поведение животных, повышают их продуктивность.

  1. Общая характеристика научения. Навык. Дрессировка.

Есть инстинкты, с которыми животные рождаются, — рефлекс поиска соска матери, сосание, глотание, некоторые звуки. Это гото­вые врожденные программы, которые осуществляются уже, как у взрослого животного, без всякого научения, наработки. А есть и дру­гая ситуация, когда эти жесткие инстинктивные программы требуют доработки, тренировки, периода становления, формирования сразу после рождения, требуют научения. Научение может быть облигатным и факультативным.

При облигатном научении жесткая врожденная программа как бы достраивается, приспосабливается к условиям окружающей среды. Это тоже обеспечивает пластичность поведения, пластичность ин­стинкта. Доработка инстинктивного поведения идет также по гене­тической программе и обязательна для организма. Она формирует поведение, жизненно необходимое организму. Эта достройка ин­стинктивной реакции и есть облигатное научение. Например полет птиц, осуществляется не сразу: сначала птенец может только двигать крыльями — генетически врожденные действия, затем наступает период, когда после тренировки птенец взлетает.

Гораздо большую пластичность обеспечивает сугубо индивидуаль­ное, факультативное научение — собственный жизненный опыт, харак­терный для условий среды, в которой обитает особь. Этот опыт у каж­дого животного свой. Например: домашние животные, которые имеют формы поведения, отличные от особей данного вида обитающих в условиях дикой природы. Это индивидуальная адаптация животного к окружающей среде. А.Н. Северцев приводит ряд ярких случаев инди­видуального научения у диких животных. Так, соколы, обнаруживая в засаде у своего гнезда охотника, научались сбрасывать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу. Описаны случаи передачи нового, «изобретенного» каким-нибудь животным способа поведения другим особям популяции, а затем и последующим поколениям путем подражания. Это явление получило название поведенческой традиции.

 

Различные виды, классификации научения:

Научение - приобретение нового опыта либо его конечный результат.
Обучение - процедура, процесс, который приводит к указанному результату.
Правотворов. Научение - это способность животного, воспринимающего определённые внешние стимулы: “ удерживать” их специфическую конфигурацию (в памяти); реагируя на данные стимулы “ удерживать” последовательность успешных ответных действий; способность сопоставить первое со вторым, отличая правильные ответы от любых других действий, приводящих к другим результатам.
Зорина - это появление адаптивных изменений в результате приобретаемого опыта.
Фабри - основа научения составляет формирование эффективных программ предстоящих действий, которые являются результатом комплексных процессов, сопоставления и оценки внутреннего и внешнего раздражений и видового, и индивидуального опыта, регистрации параметров, совершаемых действий и проверки их результатов.
Научение и инстинкты очень тесно переплетаются. Научение - это видотипичное явление, проявляющееся в том, что представитель любого вида не может научиться чему угодно, а только тому, что способствует продвижению к завершающей фазе инстинкта - на этом основано явление дрессировки.

Классификация форм научения.
Неассоциативное научение (простейшие формы научения): привыкание; сенситизация.

Ассоциативное научение: классические условные рефлексы; инструментальные условные рефлексы.

Когнитивные процессы: латентное обучение; выбор по образцу; научение, основанное на представлениях; инсайт.

Неассоциативное научение.
I. Привыкание (габитуация) - это ослабление либо исчезновение реакции нервной системы при многократных повторных предъявлениях раздражителя, не сопровождающихся биологически значимым воздействием на животного.
II. Сенситизация - явление усиления ответа на слабый специфический стимул в том случае, если он сочетается во времени с неприятным воздействием.
Функции привыкания: это примитивная функция кратковременного научения, которая позволяет воздерживаться животному от ненужных реакций, а значит предотвращать утомление.

Ассоциативное научение (научение с подкреплением). Это процесс формирования в ЦНС временной связи между двумя стимулами, один из которых изначально был для животных безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения либо наказания. Это временная связь (условный рефлекс). В зависимости от структуры условные рефлексы подразделяются на:
* классические (Павлов) - индивидуально - приобретённая реакция на ранее безразличный раздражитель (слюноотделение);
* инструментальные (Торндайк).

Когнитивные (познавательные) процессы. Употребляют для обозначения тех видов поведения животных, в основе которых лежит не условно - рефлекторный ответ на воздействия внешних стимулов, а формирование внутренних, мысленных представлений о событиях и связях между ними. Представления обнаруживаются в тех случаях, когда субъект совершает действие без влияния какого-нибудь физически реального стимула. У животного существуют представления, которые свойственны человеку (какой - то образ мысленный, картинка).

Формирование эффективных программ предстоящих действий является результатом комплексных процессов сопоставления и оценки внутренних и внешних раздражений, видового и индивидуального опыта, регистрации параметров совершаемых действий и проверки их результатов. Это и составляет основу научения. Основным качественно новым компонентом научения, дополняющим и обогащающим первичные примитивные формы поведения, является навык, который, однако, на разных эволюционных уровнях тоже проявляется в существенно различающихся формах. Навык - форма научения животных, проявляющаяся в усвоении ими новых, генетически не фиксированных движений. В результате формирования навыка применяется врожденная двигательная координация (обычного поведения) в новой сигнальной ситуации или возникает новая (приобретенная) двигательная координация. В последнем случае появляются новые, генетически не фиксированные движения, т.е. животное научается что-то делать по-новому. Другой важнейший признак навыка, также связанный с необходимостью подкрепления, заключается в том, что он формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке. При тренировке навыки совершенствуются, при отсутствии же ее угасают, разрушаются. Дрессировка - это процесс выработки навыков у животных при целенаправленном воздействии человека. Дрессировка осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые двигательные реакции и их сочетания и упраздняются нежелательные движения. В результате дрессировки, как правило, вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательные акты, достигающие подчас большой сложности. Выполняются они животным всегда в ответ на подаваемые человеком сигналы. Дрессировка. - коррекция поведения жив с целью комфортного проживания с ним. Герд выдел 3 стадии дрессир: 1. наталкивания (простое (косвенное); сложное; непосредств (находка в поведении) 2 обработка навыка 3 упрочения отработанного навыка.

  1. Основные методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии.

 

Зоопсихология используется не только как теоретическая дисцип­лина. Она разрабатывает методы, которые имеют очень большое значение в практике. Самый старый — описательный метод. Описать организм означает перечислить характеристики организмов и видов. Им пользовались Ж. Бюффон К. Линней при описании видов. Очень долго этот метод был единственным, но он не позволял заглянуть вглубь явления. На начальном этапе развития науки, когда шло накопление систематизация материала, описательный метод был единственным в познании. На современном этапе этот метод расширил свои возможности за счет применения современных технологических средств; электронной микроскопии, тепловых, лазерных и ультра­звуковых установок и т. д. В XVIII веке утверждается сравнительный метод, в основе ко­торого лежит познание предметов и явлений путем установления : сходства и различия. Однако, использование этого метода наряду, с описательным не позволило выйти за пределы описательной науки. В конце XIX века, благодаря Ч. Дарвину (1809-1882), входит в практику исторический метод, который вносит коренные измене­ния. Благодаря этому методу естественная наука стала упорядоченной наукой о процессах, объясняющих, как произошли, и как функ­ционируют многообразные живые системы. Этот метод стал фундаментальным подходом, эволюционным принципом, на основе; которого стали перестраиваться биологические науки. И в наше время это принцип изучения жизни на всех ее уровнях.. Экспериментальный метод как новый инструмент познания был применен еще в XVI-XVU веках английским философом Ф Бэконом: «Эксперимент это одна из основ познания природы». Эксперимент позволяет изучать явление активно, целенаправленно в условиях, которые можно точно учитывать качественно и количественно или вос­создавать их заново. Однако экспериментальный метод широко вошел в биологию только в начале ХГХ века в трудах Гельмгольца, Сеченова, Бернара, Павлова, Менделя, Пастера, Коха, Мечникова, Рубинштейна, Леонова Экспериментальный метод в биологии стал обогащаться ценными методиками моделирования, высоким техническим и технологическим уровнем, коллективным ведением эксперимента

Качественное различие м\д животной практикой и практикой чел-ка в том, что ж не поднимается выше уровня приспособительной предметной деятельности, а у чел-ка имеется недоступная ж продуктивная форма предметной дея-ти – труд. Конкретный анализ форм двиг.активности ж и структура их действий Þ четкое представление о тех или иных псих.качествах или процессах. Псих.анализ путем изучения движения ж в ходе решения определенных задач. В ходе наблюдения за ж в естественных условиях. И учет биологической адекватности условий проведения опыта и применяемой методики(пчелы). 1) Метод лабиринта – задача нахождения пути к определенной не воспринимаемой им цели(пищ.приманка) Т-образный коридор. Результат – по скорости достижения цели, кол-во ошибок. Изучает способность к научению,? пространственной ориентации, роль кожно-мышечной и др.форм чувств., памяти и способность переноса двиг.навыков в новые условия, формирование чувст.обобщений. 2) Метод обходного пути – для достижения цели надо обойти несколько преград. В отличии от лабиринта ж воспринимает приманку на которую направлены действия уже в нач.опыта. Оценивается скорость и траектория. Итог – способность к экстрополяции. 3) Дифференцированная дрессировка – способность ж к различению послед.или одновременно предъявляемых предметов. Уменьшая различие (размеры) предметов Þ пределы различения. Сведения – особенности зрения, острота, цветооощущение и т.д.Так же память, формирование навыков. 4) Выбор на образец – выбор среди ряда объектов по образцу. Для изучения сенсорной сферы ж. 5)Метод проблемной клетки – или открыть клетку с помощью приспособлений или войти в нее, где прикорм, отмыкая устройства. Исследуются – научение, моторные моменты интеллектуального поведения. Для изучения ж с хватательными конечностями и это относится к постановке экспериментов, в которых ж надо пользоваться орудиями. Для выявления высших псих.способностей ж. Получаем данные – сенсорных компонентах интеллекта ж. 6) Анализ манипулирования – судим об эффекторных способностях, ориентировачно-исследовательской деят., игровом поведении, способность к анализу и синтезу Þ проливают свет на предисторию деят.человека. 7) Фото и кино съемка, звукозапись.

 

Методы исследования. 1)Метод наблюдения за поведением животного. Требует обязательной документации. Может осуществл. в естеств. или искуств. созданных условиях. 2)Метод наблюдения следов прибывания животных и их расшифровка. 3)Экспериментальные методы. а)методпроблемной клетки(садят жив. в клеткуи наблюдают как оно ее откроет), б)метод лабиринт, в)метод обходного пути(изучить возможности и способности к экстрополяции), г)метод дифференцированной дрессировки(проявляют устойчивость психики), д)" выбор на образец", иначе называется " дай такой же", е)метод проблемного ящика(из ящика достать еду, проверяется возможность использовать инструменты), ж)метод неподкрипляемого манипулирования(для исследования оринтировачно - исследовательского наблюдения), з)ситуационный метод.

 

  1. Основные этапы эволюции психики животных по Леонтьеву.

Согласно гипотезе Леонтьева психика имеет 4 стадии развития: (Сенсорная, Перцептивная, Интеллект, Сознание) Источник развития психики - противоречие между типом среды и содержанием отражения внешней среды. Сенсорная (сенсорика – чувствительность) – это первая стадия развития психики – элементарная (не делимая далее). Тип среды - предметная (вещно-оформленная) среда. Окружающая действительность здесь отражается не целиком, а виде отдельных свойств, ощущений предмета (свет, тепло, запах, вибрация – сам Объект целиком не воспринимается!). Форма поведения – инстинкт, тропизмы (вынужденные автоматические движения к источнику раздражения), безусловный рефлекс. На эту стадию развития Леонтьев помещает всех беспозвоночных (одноклеточных (амебы, инфузории) и многоклеточные (губки, иглокожие, черви, моллюски, актинии и т.д.)), + насекомых, рыб, (Перцептивная психика-позвоночные, стадия Интеллекта-антропоиды, стадия Сознания-человек).

 

Относительно становления и развития психики и поведения у животных существует целый ряд гипотез. Одну из них, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, от простейших животных и до человека, в своей книге " Проблемы развития психики" выдвигает А.Н. Леонтьев.
В основу описанных им стадий психического развития Леонтьев положил признаки глубоких качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. Согласно этой концепции, в развитии психики и поведения животных можно выделить ряд стадий и уровней. А.Н. Леонтьев выделял две основных стадии развития психики: элементарную сенсорную и перцептивную. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший. Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Как отмечал А.Н. Леонтьев, в процессе эволюционного развития эти процессы тесно взаимосвязаны. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма, которая, в свою очередь, способствует усложнению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. Все это вместе взятое способствует совершенствованию психики.
Четкая, наиболее существенная грань проходит между элементарной сенсорной и перцептивной психикой, знаменуя собой основную веху грандиозного процесса эволюции психики. Элементарную сенсорную психику Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных " отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения".
Стадия же перцептивной психики, по Леонтьеву, " характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей". Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. " Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают".
Позднее, с учетом многих исследований, касающихся поведения, эта гипотеза была доработана и уточнена К.Э. Фабри. Поэтому эту гипотезу развития психики принято называть концепцией Леонтьева - Фабри.
К.Э. Фабри считает, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней. Важно отметить, что крупные систематические группы животных не всегда и не вполне укладываются в эти рамки. Это неизбежно, так как в пределах крупных таксонов, например классов, подтипов или типов, всегда имеются роды или виды, стоящие на смежных уровнях психического развития. Это можно объяснить тем, что качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне. По мнению Фабри, расхождения между психологической и зоологической классификациями обусловлены тем, что морфологические признаки, на которых построена систематика животных, отнюдь не всегда определяют особенности и степень развития психической деятельности последних. Поведение животных представляет собой совокупность функций эффекторных органов животных. А в процессе эволюции именно функция первично определяет форму, строение организма, его систем и органов. Их строение и двигательные возможности лишь вторично определяют характер поведения животного и ограничивают сферу его внешней активности.
Этот диалектический процесс, однако, осложняется еще возможностями многопланового решения задач и компенсаторными процессами в области поведения. Это означает, что если животное в данных условиях лишено возможности решить биологически важную задачу одним путем, оно, как правило, имеет в своем распоряжении еще другие, резервные возможности. Так, одни эффекторы могут замениться другими, т.е. разные морфологические структуры могут служить для выполнения биологически однозначных действий. С другой стороны, одни и те же органы могут выполнять разные функции, т.е. осуществляется принцип мультифункциональности. Особенно пластичны морфофункциональные отношения в координационных системах, и, прежде всего, в центральной нервной системе высших животных.
Итак, с одной стороны, образ жизни определяет развитие приспособлений в эффекторной сфере, а с другой стороны, функционирование эффекторных систем, т.е. поведение, обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей, обмена веществ в ходе взаимодействия организма с внешней средой.

  1. Отличие поведения животных от деятельности человека.

Первое отличие в том, что она является деятельностью инстинктивно-биологической. Т.е. деят.ж всегда в пределах их инстинктивных и биологических отношений к природе – это общий закон деят.ж. Далее возможности психического отражения ж окруж.их действительности тоже принципиально ограничены. Если человек видит треугольник то он характеризует его наличие углов и т.д. животное же выделяет фигуру в меру биологического смысла и если вещь не стоит во взаимоотношении с этой вещью то и сама вещь просто не существует. Когда чел.вступает в то или отношение к вещи он отличает объективный предмет своего отношения и свое отношение к нему. Именно такого разделения и не существует у животных. Еще одна черта – отношение ж к себе подобным принципиально таковы же как и отношение к другим внешним объектам т.е тоже принадлежат к кругу их инстинктивно – биологических отношений. У ж. нет общества и нет совместного труда делая одно дело каждый делает так как делал бы один. Далее – речь. Человек отражает в своей речи объективное содержание и отвечает не просто как на звук но именно на отраженную в речи реальность. Животное отвечает на самый сигнал который приобрел для него биологический смысл. (инстинктивно). Иная форма психики – человеческое сознание. В животном мире законы психики были законы биологической эволюции, то у человека развитие психики начинает подчиняться законам общественно-исторического развития.

Первое отличие заключается в том, что поведение животного всегда осуществляется внутри определенной биологической деятельности, внутри определенного биологического мотива. Животное никогда не делает ничего, что не обслужило бы известную биологическую потребность, что выходило бы за рамки определенного биологического смысла. Всегда всякая деятельность животного в конечном итоге либо мотивирована сохранением индивида, либо мотивирована продолжением рода. Животное не может ничего делать бессмысленного, делать бессмысленное способен только человек!». Следовательно, первое отличие в поведении животного заключается в том, что всякое его поведение не выходит за пределы инстинктивной биологической деятельности и носит биологически мотивированной характер.

Второе отличие животного от человека. Животное, употребляющее и выделяющее орудия, всегда делает это в конкретной наглядно – действенной ситуации и никогда не закрепляет выделенное орудие, не сохраняет орудие впрок. Можно поэтому сказать, что животные не живут в мире постоянных вещей, имеющих постоянное значение. Вещь приобретает для него значение только в конкретной данной ситуации, в процессе деятельности. Поэтому можно сказать, что если человек живет в мире орудий, то обезьяна живет в мире средств для действия.

Третье отличие заключается в том, что животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации. оно не может, в отличие от человека, абстрагироваться от наглядной ситуации и программировать свои действия соответственно отвлеченному принципу. Невозможность отвлечься от непосредственно воспринимаемой ситуации или прежнего наглядного опыта является, таким образом, еще одним существенным признаком, отличающим поведение животное от психологической деятельности человека.

Четвертое отличие. В отличие от этого психологическая деятельность человека характеризуются тем, что человек наряду с этими двумя формами поведения (программированным наследственно и программированным личным опытом) обладает еще третьей формой поведения - передача общественного опыта от одного человека к другому человеку. Все обучение в школе, все усвоение знаний, все усвоение методов работы есть по существу передача индивиду опыта поколений, иначе говоря, передача общественного опыта от одного человека к другому. Усвоение общественного опыта не существует у животного, но существует у человека.

 

Поведение человека по своему содержанию отличается от поведения животного тем, что оно программируется другими мотивами и потребностями, выходящими за пределы биологических и носящих характер так называемых духовный потребностей.

  1. Отличительный особенности интеллекта животных и человека.

Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках когнитивной этологии, cравнительной психологии и зоопсихологии.

Жизнь животных подвержена влиянию эмоций и мотивов. Они обладают способностью планировать и строить логические предположения, [находить решения в новых ситуациях, общаться с представителями других видов (в том числе и с человеком).

интеллектуальным способностям животных, отличных от человека, относятся способность к решению нетривиальных поведенческих задач (мышление). Интеллектуальное поведение тесно связано с другими формами компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты. Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Сложное гнездостроительное поведение некоторых птиц обуславливается врождёнными программами (инстинктами). Основным отличием интеллектуальной деятельности является пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющихся условий среды.

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга. Большую популярность приобрели тесты на интеллект для приматов, аналогичные тем, что используются в широко распространённых тестах на интеллект для человека. В качестве примера применения второго подхода можно привести коэффициент энцефализации и число Данбара, связывающее развитие новой коры и размеры стада у приматов.

Интеллект является вершиной развития психики животных. В настоящее время имеются свидетельства наличия зачатков интеллектуальной деятельности у широкого числа позвоночных животных. Тем не менее интеллект в животном мире представляет собой довольно редкое явление. Отдельные исследователи определяют разум как свойство сложных саморегулирующихся систем.

Способность муравьёв решать сложные задачи связана с эмерджентными свойствами муравейника как «сверхорганизма», отдельные же муравьи для описания дороги к еде могут передать 6 бит за 200 секунд.

Научение объединяет всё разнообразие форм модификации поведения под действием факторов внешней среды — образование условных рефлексов, запечатление, привыкание, тренировку (Даже врождённые формы поведения требуют определённой доработки.) и латентное научение. Способность к научению свойственна почти всем животным, за исключением самых примитивных.

Научение обеспечивает гибкость поведения и является одной из предпосылок формирования интеллекта.

Ключевыми признаками языка как коммуникативной системы являются развитие в процессе социализации, произвольный характер знаков, наличие грамматики и открытость. Коммуникативные системы животных соответствуют отдельным признакам языка. Язык сусликов достаточно сложен и состоит из разнообразных свистов, щебетов и щелчков различной частоты и громкости. Также у животных возможна межвидовая коммуникация.Широко распространена совместная стайная охота у млекопитающих и некоторых птиц, существуют также случаи межвидовой скоординированной охоты.

Под самосознанием понимается наличие представления о себе как индивиде, своих действиях и состоянии. Высшие приматы, такие, как шимпанзе и орангутаны, способны узнавать себя в зеркале, в то время как большинство животных реагируют на своё изображение в зеркале как на другую особь.

Интеллект животного тесно связан с другими формами поведения и особенностями биологии. Распространённым заблуждением при рассмотрении поведения животных, является антропоморфизм — наделение животных человеческими чертами. Антропоморфизм был характерен для ранних исследователей

  1. Подходы к решению проблемы эволюции психики (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм).

Проблема возникновения психики всегда считалась одной из самых трудных проблем психологической науки. Некоторые ученые считали, что она никогда не будет решена. Тем не менее на протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов книгу «Проблемы развития психики»,
В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. А. Н.Леонтьев выделяет четыре следующие позиции.

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).

4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую — как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Нейропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

Современная физиология пришла к выводу, что в эволюции живой природы существует примат функции над органом, т.е. перед живым организмом (в связи с изменившимися условиями жизнедеятельности) сначала возникает задача новых форм приспособления к окружающим условиям — задача изменения форм поведения (деятельности) в среде — и, как следствие, появляются морфологические изменения, т.е. соответствующие органы, которые могут наиболее адекватно выполнять соответствующие функции. Первоначально ориентировочную функцию организма в среде выполняла протоплазма одноклеточного организма. Впоследствии эволюция психики как функции жизнедеятельности организмов привела к появлению сначала менее дифференцированной, затем более дифференцированной нервной системы, обеспечивающей более адекватное приспособление животных к миру. Естественно, появление нервной системы выступило, как отмечал зоопсихолог К. Э.Фабри, необходимой основой и предпосылкой для дальнейшего развития психики.
Отвергая вышеуказанные точки зрения и соответствующие критерии психики, А.Н.Леонтьев предложил свой критерий, который был вполне объективным, но не морфологическим, а функциональным. По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.
Биотическим стимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме. Психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно расчлененной) среде.

  1. Предшественники эволюционного учения о психике животных: Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк.

Эволюционное учение (биол.), комплекс знаний об историческом развитии (эволюции) живой природы. Э. у. занимается анализом становления адаптации (приспособлений), эволюции индивидуального развития организмов (онтогенеза), факторов, направляющих эволюцию, и конкретных путей исторического развития (филогенеза) отдельных групп организмов и органического мира в целом. Основу Э. у. составляет эволюционная теория. К Э. у. относятся также концепции происхождения жизни и происхождения человека.

История Э. у. Первые представления о развитии жизни, содержащиеся в трудах Эмпедокла, Демокрита, и других античных философов, носили характер гениальных догадок и не были обоснованы биологическими фактами. В 18 в. в биологии сформировался трансформизм — учение об изменяемости видов животных и растений, противопоставлявшееся креационизму, основанному на концепции божеств. творения и неизменности видов. Виднейшие трансформисты 2-й пол. 18 и 1-й пол. 19 вв.— Ж. Бюффон и Э. Ж. Сент-Илер во Франции, И. В. Гёте в Германии, К. Ф. Рулье в России — обосновывали изменяемость видов главным образом двумя фактами: наличием переходных форм между близкими видами и единством плана строения организмов больших групп животных и растений. Однако они не рассматривали причин и факторов изменения видов. Наблюдая за выпадением осадков из воды, он пришёл к выводу, что 6-ти тысяч лет, которые отводились на историю Земли естественным богословием, недостаточно для формирования осадочных пород. Вычисленный Бюффоном возраст Земли составлял 75 тысяч лет. Описывая виды животных и растений, Бюффон заметил, что наряду с полезными признаками у них имеются и такие, которым невозможно приписать какую-либо полезность. Это снова противоречило естественному богословию, которое утверждало, что каждый волосок на теле животного создан с пользой для него или же для человека. Бюффон пришёл к выводу, что это противоречие можно устранить, приняв сотворение лишь общего плана, который варьируется в конкретных воплощениях

Шаг к объединению трансформистского и систематического подходов был сделан естествоиспытателем и философом Жаном Батистом Ламарком. Он признавал Творца и считал, что Верховный Творец создал лишь материю и природу; все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы. Ламарк подчеркивал, что «все живые тела происходят одни от других, при этом не путем последовательного развития из предшествующих зародышей». Ламарк считал, что ступени эволюции не лежат на прямой линии, как это следовало из «лестницы существ» швейцарского натурфилософа Ш. Бонне, а имеют множество ветвей и отклонений на уровне видов и родов. Это представление подготовило почву для будущих «родословных древ». Ламарком был предложен и сам термин «биология» в его современном смысле. Ламарк считал, что движущим фактором эволюции может быть «упражнение» или «неупражнение» органов, зависящее от адекватного прямого влияния среды. Некоторая наивность аргументации Ламарка во многом способствовала антиэволюционной реакции на трансформизм начала XIX в, и вызвала абсолютно аргументированную с фактической стороны вопроса критику со стороны креациониста Жоржа Кювье и его школы.

Первая попытка создания целостной эволюционной теории принадлежит французскому естествоиспытателю Ж. Б. Ламарку, изложившему в своей " Философии зоологии" (1809) представления о движущих силах эволюции. Согласно Ламарку, переход от низших форм жизни к высшим — градация — происходит в результате имманентного и всеобщего стремления организмов к совершенству. Разнообразие видов на каждом уровне организации Ламарк объяснял модифицирующим градацию воздействием условий среды. Согласно первому " закону" Ламарка, упражнение органов приводит к их прогрессивному развитию, а неупражнение — к редукции; согласно второму " закону", результаты упражнения и неупражнения органов при достаточной продолжительности воздействия закрепляются в наследственности организмов и далее передаются из поколения в поколение уже вне зависимости от вызвавших их воздействий среды. " Законы" Ламарка основаны на ошибочном представлении о том, что природе свойственны стремление к совершенствованию и наследование организмами благоприобретенных свойств.

  1. Принципиальные отличия сообщества животных от человеческого общества.

Труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т.е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали. Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

  1. Развитие психики и поведения животных в постнатальном периоде онтогенеза.

В эмбриогенезе психика существует лишь в зачаточной форме. По­сле рождения появляются новые закономерности в развитии, связанные с взаимодействием организма и окружающей среды. Между этими периодами онтогенеза существует прямая преемственность, продолжается созревание врожденных элементов поведения и их слияния с постнатальным индивидуальным опытом. Ранний постнатальный период чрезвычайно важен для особи, т. к. устанавливаются жизненно важные связи организма с окружающей средой и заклады­ваются основы поведения взрослого животного. У разных животных, этот период протекает по-разному. Новорожденные сильно отличаются от взрослых особей: особенно это ярко выражено у беспозвоночных и некоторых низших позвоночных. Пример: личинка-молодь моллюска велигера первоначально плавает в поверхностных слоях моря в составе планктона (положительный; затем опускается на дно:, отрицательный фототаксис), проходит стадию метаморфоза, после чего появляются свойственные взрослым особям формы придонной локомоции (прыжки) и питание. Детеныши позвоночных также рождаются на разных этапах зрелости: зрелорожденные и незрелорожденные. Зрелорожденные — водоплавающие, копытные — почти сразу готовы к самостоятельному передвижению и питанию. У них сформированы основные функнции жизнедеятельности и поведения, поэтому они мало подвержены влиянию внешней среды. Незрелорожденные — кенгуру, птенцы воробьиных, хищных птиц, детеныши грызунов и хищников не способны сразу выполнять основные жизненные функции и зависят от роди­тельского ухода и заботы. Они родятся с настолько мало сформиро­ванной нервной системой, что в постнатальном периоде идет пере­работка еще развивающихся врожденных форм поведения и вновь приобретенных условных компонентов в соответствии с конкретны­ми условиями среды. Незрелорожденные организмы — более про­грессивные виды, так как обладают большей пластичностью и при­способляемостью. Это психически более развитые животные. Они рано подпадают под воздействие среды, и в этих условиях генетиче­ски фиксированные формы поведения способны претерпеть глубо­кую и длительную перестройку.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал