Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема периодизации психического развития в отеч. и заруб. психологии.
Фрейд. «Теория психосексуального развития личности». Движущие силы развития – получение удовлетворения и избегание неудовлетворения. Стадии: I. Оральная до 18 мес.(С приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией) (а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза).т.е. анальная 1, 5-2 года – излишняя чистоплотность. III. Фаллическая 3-6 лет эдипов комплекс (развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации.) IV. Латентная 6-12 лет. (снижение полового интереса, энергия либидо направлена на освоение общечеловеческого опыта и на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.) V. Генитальная 12 и больше. (развитие сексуальных отношений с противоположным полом.) Стадии психического развития сводят к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной или сексуальной энергии. На каждой стадии – наиболее чувственной является, какая – либо эрогенная зона.
Эриксон. Движущая сила развития – противоречие между Я и социумом. Для каждой стадии характерна доминирующая задача, которая выдвигается обществом и определяет развитие.(Каждая стадия ожидания общества, которой индивид оправдывает или не оправдывает ожидания, тогда он включается в общество или нет. «Эгоидентичность» и «групповая идентичность», - формируются параллельно и создают у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».) Механизмы идентичности: 1) Эго – идентичность - соответствие самому себе.2) групповая идентичность – соответствие ожиданиями референтной группы.(т.е. человек должен быть похож на др., но оставаться собой.) Оба механизма составляют целостность Я. В течении жизни человек много раз переходит из одного социального института в другой, что сопровождается кризисами. 8 психосоциальных кризисов: 1) доверчивость или подозрительность ко всему (0-18 месяцев). 2) автономия или стыд и сомнения (1, 5-4). 3) инициативность или чувство вины (4 – 5). 4) Работа или чувство неполноценности (6 – 12). 5) Идентификация или спутанность ролей (12 – 18). 6) Близкие отношения или изоляция (18 – 25). 7) Генеративность или застой. 8) Целостность личности или отчаяние (50 и более). Стадии жизненного цикла: 1) отношение к матери переносится на мир. Младенчество, потребность в безопасности, физиология потребности. 2) Ранее детство, потребность в независимости от взрослых. 3) Игровой возраст, потребность преобладающая – в активном познании. Мир взрослых через игру. 4) Школьный возраст, потребность в изобретательности. 5) Юность, потребность в социальном взаимодействии. 6) Молодость, потребность в доверительности, интимности. 7) Зрелость (25-50), потребность в творчестве, самореализации. 8) Старость, потребность – чувство гармонии, цельность себя, своего существования с миром.
1.Доверие против подозрительности (0-18) – орально-сенсорная, 2.мышечно-оральная (1, 5-4) – автономия против зависимости. 3.(4-5) инициативность против чувства вины. 4.латентный (6-12) трудолюбие против чувства неполноценности (в изобретении). 5.пубертатный (12-18) идентификация против спутанности ролей (соц. Взаимодействие). 6.Юность (18-25) близкие отношения против изоляции (доверит, интим-ть). 7.Взрослость (25-50) самореализация против застоя. 8.Зрелость (50…) целостность личности против отчаянья (чувство гармони, ценности себя).
Выготский. Психическое развитие – это переход от одного возраста в другой, в процессе развития возникают новообразования и кризисные состояния. Периодизация основана на чередовании стабильных и критических возрастов.(Новообразования – определенный возраст.) Новообразование – новый тип строения личности и ее деятельности, т.е. психические и социальные изменения; продукт возрастного развития. Стабильный период – изменения личности, «микроскопические изменения личности ребенка», которые накапливаются скачкообразно обнаруживаются в виде новообразований. Кризисные этапы - это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых психических образований. В каждом возрасте Личность изменяется как целое. Сензитивный период - период, когда обучение некоторым ЗУН оказывается наиболее легким и плодотворным. Социальная ситуация развития – исходный момент всех динамических изменений, определяющим является ведущий тип деятельности. Кризисы: 2 мес., 1год, 3, 7, 13, 17. (Жизнь в данной социальной ситуации – ведущий вид деятельности, т.е. новообразование возникает. 1) 0-2 мес. –кризис новорожденности. 2) 2 мес. – 1 год – младенческий возраст стабильный. 3) 1 год – кризис 1 года. 4) 1 – 3 года – ранее детство стабильно. 5) 3 года – кризис 3 лет. 6) 3-7 лет – дошкольный возраст стабильный. 7) 7 лет – кризис 7 лет. 8) 8-12 лет младший школьный возраст. 9) 13 лет – кризис 13 лет. 10) 14-17 лет – пубертатный(подростковый) возраст. 11) 17 лет – кризис 17 лет.)
Существует 2 концепции в теориях детского развития. 1) Развитие – это реализация, модификация задатков, не ускоряясь и не замедляясь. 2) Развитие идет скачкообразно, этапами. Эльконин. Опора на периодизацию Выготского. В основе развития лежит непосредственно практическая деятельность субъекта. Периоды и ведущая деят-ть: 1. Младенчество 0-1года эм. Общение со взрослыми. 2. Раннее детство 1-3 предметно -манипулятивная деятельность. 3. Дошкольный возраст 3-5 ролевая игра. 4. Мл. школьный возраст учебная деят-ть. 5. Подростковый 11-13 общение, построение отношений. 6. Юношеский возраст учебно-профессиональная деят-ть. Периоды, в которых приемущественно происходит усвоение норм отношений между людьми, формирования мотивац-потребностной сферы. Периоды, в к-х происходит усвоение общественно выработанных действий с предметами, формирования интелектуально-познавательной сферы.
Вклад Эльконина: определяет ведущую деятельность в каждом возрастном периоде. Характеристики ведущей деятельности: 1) в ней возникают и дифференцируются др. виды деятельности. 2) Перестраивая основные психические процессы (предметная деятельность, учеба, профессиональная деятельность / система человек – общество – предмет). 3) Происходит изменение личности (эмоциональное общение, сюжетно – ролевая игра / система ребенок – взрослый, ребенок – общество) Л.С. Выготский том 4. Собрание сочинений. Проблема периодизации. По предложенным в науке схемам периодизации можно разделить на 3 группы. 1. Попытки периодизации не путем расчленения хода развития ребенка, а на основе ступенчетообразного построения др. процессов, связанных с детским развитием (например: биогенетическая теория; онтогенез повторит филогенез, т.е. периоды детства – в соответствии с основными периодами истории человечества, т.е. основа – периодизация филогенетического развития (Периодизация Гетчинсона). 2. Выделение какого-нибудь одного признака детского развития как критерия для его членения на периоды. (Например: Блонский: разделил детство на эпохи на основание дентенции (появление и смена зубов). Штрату: главный критерий – сексуальное развитие. Критика: 1) субъективность; 2) для всех возрастов – единый критерий, состоит в одном признаке. При этом забывается, что в ходе развития изменяется ценность, значение выбранного признака; 3) установка на исследование внешних признаков развития, а не внутренниго существа процесса. 3. Стремление перейти от симптомного и описательного признака к выделению существующих особенностей самого детского развития. Задача ставится, но не разрешается. (Гезелл). Каковы же должны быть принципы построения подлинной периодизации? Только внутренние изменения самого развития – основание для определения эпох развития (возрасты). Все теории детского развития могут быть сведены к 2 основным концепциям: 1) развитие – реализация, модификация задатков. 2) Развитие – непрерывный процесс самодвижения, характеризуется возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. 2а) идеалистические теории. Теории творческой эволюции, направленной автономным, внутренним порывом целеустремленно саморазвививающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствовании (Роджерс). 2б) развитие как процесс, характеризуется единством материальных и психических сторон (теория Выготского. Критерий эпох – новообразование), единством общественного и личностного при развитии.
|