![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии эволюционного развития психики (по А.Н. Леонтьеву и К.Э.Фабри).
А.Н.Леонтьев, рассматривая эволюционное развитие психики, выделяет три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики, стадию интеллекта. Примитивные формы психики можно обнаружить даже у мельчайших одноклеточных животных. Первичная, наиболее примитивная стадия психики – элементарная сенсорная психика. Она характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостные нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании. Более высокая стадия – перцептивная психика. Она характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Эта стадия характеризуется бурным развитием головного мозга. Важной особенностью этой стадии является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, то есть генетически наследуемые элементы поведения. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. Появляются многообразные виды активности животных (навыки, игра). Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Эта стадия предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринимать предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия характеризуется: - активным использованием «орудий», - явлением инсайта (мгновенное нахождение решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок), - закреплением эффективного способа решения после единственной успешной попытки, - возможностью переноса способа решения на широкий класс схожих задач, - способностью решать «двухфазные» задачи, то есть к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций. Но все же интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологических потребностей. (примеры: МГУ, стр.85-89) Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К.Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри. Фабри сохраняет лишь первую и вторую стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения " интеллектуальных" и " неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих (он отрицал существование интеллектуальной стадии развитии психики у животных). В данной концепции выделяются 2 стадии: 1 – стадия элементарной сенсорной психики (2 уровня: низший и высший), 2 - стадия перцептивной психики (3 уровня: низший, высший, наивысший). В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире, Для первой стадии характерен сенсорный способ или уровень ощущений; для второй – перцептивный способ или уровень восприятия. Каждая из стадий развития психики и поведения животных и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредуется совершенствованием психики. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
|