Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Судебная психология: Избранные лекции






Панасюк А. Ю.

Судебная психология: Избранные лекции. — М.: Норма, 2007. — 160 с.: ил.

ISBN 5-468-00007-5

В издании представлены лекции, которые про­фессор А. Ю. Панасюк читает в течение последних 15 лет в Российской правовой академии и Россий­ской академии правосудия в авторском курсе «Пси­хология профессиональной коммуникации судьи». В ходе диалога с судьями автор показывает пути ре­шения тех психологических проблем, с которыми судьи сталкиваются в зале судебного заседания, у себя в кабинете во время приема граждан, при об­щении с персоналом суда.

Для судей, кандидатов в судьи, студентов юриди­ческих вузов и всех интересующихся вопросами профессиональной коммуникации.

 

Содержание

Введение.........................................................……………………………………………………………........ 7

Часть 1. Психология на службе у судья

Лекция 1. «Судебная психология» и «юридическая психология»: соотношение понятий........……………9

1.1. Юридическая психология: структура, цели и задачи..........................…………………………………... 9

1.2. Судебная психология:

основные направления, структура, роль психологии в судебной практике..........…………………………11

Лекция 2. Знание психики человека — основа профессиональной деятельности судьи.....……………....14

2.1. Чтобы жить долго и счастливо.....................…………………………………………………………….. 14

2.2. Чему научит «эта» психология....................……………………………………………………………... 19

2.3. Обойдемся и без пуда соли...........................…………………………………………………………….. 20

2.4. Основные выводы......................................……………………………………………………………….. 24

Часть 2. Судья в зале судебного заседания

Лекция 3. Следовать ли судье заповеди «не судите, да не судимы будете»?.........……………………….. 25

Лекция 4. Судить по совести или по закону?...........………………………………………………………… 34

Лекция 5. Судья и конфликты в заседании: как выйти достойно?............................……………………… 41

Лекция 6. «Презумпция виновности» в системе профессиональных установок судей.........…………….. 54

6.1. Судебная реформа, правовое сознание и обвинительный уклон...............................…………………. 54

6.2. Взгляд на феномен «обвинительный уклон» глазами судьи.........…………………………………….. 55

6.3. Экспериментальное измерение обвинительного уклона...............................………………………….. 57

6.4. Структура профессиональных установок судей (иерархия ценностей).........................……………… 60

6.5. Сопоставление установок судей с установками прокуроров и адвокатов.........……………………… 65

6.6. Обвинительный уклон у судей: «норма» или «патология»?..........................…………………………. 67

Лекция 7. Величать ли подсудимого по имени-отчеству? ………………………………………………….. 73

7.1. Есть ли проблема?......................................……………………………………………………………….. 73

7.2. О психологическом приеме «Имя собственное»………………………………………………………... 74

7.3. Зачем людей располагают к себе?.................……………………………………………………………. 83

7.4. Какие «процессуальные фигуры» можно называть по имени-отчеству?.............…………………….. 86

7.5. Каков к.п.д.. Ваша честь?...........................………………………………………………………………. 91

Лекция 8. Кому передать на воспитание ребенка? (Об одном стереотипе судебных решений).………... 93

Часть 3. Судья вне зала судебного заседания

Лекция 9. Учимся определять особенности характера человека по его внешнему виду (габитусу)…… 103

9.1. Преамбула.................................................………………………………………………………………. 104

9.2. Психофизиогномика — наука о связи конституции человека с особенностями его психики.......................………………………………………………………………………………………………………105

9.2.1. Связь особенностей роста с особенностями психики человека......................................………….. 105

9.2.2. О каких особенностях психики Вам расскажет полнота человека.......................................………..111

9.2.3. Психологическая интерпретация осанки......………………………………………………………… 114

9.2.4. Выбираем тактики поведения..................…………………………………………………………….. 118

9.3. Психологическая наука о связи свойств психики человека с выбираемой им прической …………..119

9.4. Характер одежды собеседника и особенности его психики ........................…………………………….. 126

9.4.1. Одежда как критерий оценки принадлежности к определенной социальной группе.............…… 127

9.4.2. Одежда как критерий отношения к данной встрече.......................................………………………. 131

Лекция 10. Прием граждан по жалобам.................………......................................………………………. 138

10.1. Вырабатываем стратегию поведения..........………….....................................………………………..138

10.2. Тактика поведения на приеме...................…………….....................................………………………..144

10.2.1. «Перо и бумага»......................................…………........................................………………………. 144

10.2.2. Селекция жалоб.....................................……………......................................………………………. 149

10.2.3. Удовлетворить жалобу или удовлетворить посетителя? …...………............................................... 153

Заключение …………..........................................................….....................................………………………. 158


Введение.

Среди многообразия средств реализации функций судьи одним из основных является коммуникация — общение судьи с разными категориями людей. Невоз­можно представить себе деятельность судьи (во всем многообразии ее форм) без общения, которое являет­ся и инструментом воздействия на людей, и инстру­ментом получения или передачи информации, что и составляет основные цели коммуникации судьи.

Отсюда эффективность профессиональной дея­тельности судьи определяется — не в последнюю очередь — и эффективностью общения судьи с теми или иными участниками судебного разбирательства, с посетителями, коллегами и другими официальны­ми лицами.

В свою очередь эффективность коммуникации, безусловно, определяется знаниями об определенных коммуникативных приемах и умениями владеть ими. И именно этому посвящены многие из представлен­ных здесь лекций.

С другой стороны, даже блестящее владение прие­мами общения будет не очень эффективным, если су­дья не разбирается в людях, не знает в каждом кон­кретном случае, с кем он имеет дело, что за человек перед ним, какова система его ценностей, каковы особенности его характера, его темперамента. Ибо, чтобы эффективно управлять каким-либо объектом, в том числе и человеком, необходимо знать этот объ­ект, а применительно к человеку — необходимо рас­полагать психодиагностической информацией о его Менталитете. Конечно, можно было бы обратиться к психологам-тестологам, но не всегда такая возмож­ность имеется. Есть более простой путь — путь овладения элементами дистанционной психологической диагностики. Одна из представленных здесь лекций посвящена описанию некоторых психотехник опре­деления менталитета по габитусу — элементам внешнего вида человека.

С сожалением следует констатировать, что в стандартизированном курсе «Юридической психоло­гии» пока еще нет места ни описанию психотехно­логий и психотехник профессиональной коммуника­ции (конкретных приемов формирования аттрак­ции, конкретных приемов воздействия), ни тем более психотехникам дистанционной'диагностики.

Именно поэтому автор из всего курса выбрал именно эти лекции, полагая, что другие проблемы читатель изучал или будет изучать в стандартизиро­ванном курсе. Отсюда, данный сборник лекций не претендует на охват всех теоретических и практиче­ских аспектов судебной психологии.

Поэтому, включив в первую часть две теоретиче­ские лекции — о структуре судебной психологии и о роли психологии в профессиональной деятельности, автор во второй и третьей части сосредоточил свое внимание на решении сугубо практических проблем, с которыми судьи сталкиваются либо в зале судебно­го заседания, либо в собственном кабинете. Проводя психологические консультации судей, автор не пона­слышке знает об этих проблемах, равно как и о ре­зультативности их решения с помощью достижений современной психологической науки — как отечест­венной, так и зарубежной. И подобная консультаци­онная практика явилась фундаментом для разработ­ки многих представленных здесь лекций для судей.

В лекциях использованы фрагменты диалогов ав­тора со слушателями Российской академии правосу­дия и Российской правовой академии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал