![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Введение. Предмет, цель и задачи логики. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Предмет логики – человеческое мышление. Но в отличии от философии, ФВНД, психологии, логика рассматривает мышление как средство познания, а именно законы, формы, приемы мышления с помощью которых человек познает окружающий мир. ЛОГИКА (от греческого «logos» - мысль, слово, разум, закономерность) – философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется. Современная логика включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. На их базе интенсивно развивается логика научного познания. 1. Роль мышления в познании. Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности. Этот вид познания является, не пассивным отражением действительности, а активной познавательной деятельность человека, живым созерцанием. Предмет в логике - это все, что можно мыслить: существующее в реальной действительности, воображаемые вещи, явления события, их свойства и отношения. Чувственное познание (живое созерцание) протекает в трех формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это отражение отдельных, чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира (цвет, форма, запах, вкус…) Восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (зрительное восприятие растущего под окном цветка или лежащем на столе телефонном аппарате, восприятие мелодии, звучащей в наушниках). Восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше (представление о первой учительнице). Представление имеется тогда, когда непосредственное воздействие предмета на органы чувств уже отсутствует. Чувственное познание дает нам знание лишь о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Человек стремится к обобщению восприятий и представлений, к проникновению в сущность вещей, а это невозможно без абстрактного мышления. Основные особенности абстрактного мышления (логического познания): 1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. Мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Видя многих животных, выделяя общие всем животным свойства, мы обобщаем и создаем абстрактный образ животного. 2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. Следователю не надо присутствовать при совершении преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника. 3. Неразрывная связь мышления с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваются мыслями, добиваются взаимного понимания. 4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Создавая абстракции, человек преобразует в своем сознании предметы объективного мира, отражает их в виде идеальных образов, в формулах и схемах. 2. Понятие о формах и законах мышления. Абстрактное мышление составляет следующую ступень познания действительности. Основные формы абстрактного мышления — понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мышления, отражающие предметы в существенных признаках. Например, «закон» и «клевета» — понятия, отражающие различные предметы мысли, но эти различные явления мыслятся одинаковым способом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков. Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие о предмете (А) как некоторую совокупность его общих, существенных признаков (а, Ь, с и т. д.), определенным образом связанных друг с другом. Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаковым способом — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия. Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами, которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается отношение между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности» отношение между указанным лицом и освобождением от уголовной ответственности отрицается. Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей этого содержания одинаков; эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим формулу, общую для любого суждения данного типа: S— Р, где S и Р — понятия, входящие в суждения, а знак «—» — обозначение связи между ними. Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Умозаключение – форма мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Смирнов — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Смирнов не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель». Подобным же способом, т. е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Следовательно, мы выделяем нечто общее, что имеется в различных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Итак, логическая форма, или форма мышления, — это способ связи частей содержания мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Истинность мыслей — необходимое условие познающего мышления. Если это условие не соблюдается, то правильных результатов в процессе рассуждения получить нельзя. Из этого следует, что мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию. Однако истинность мысли — необходимое, но не единственное условие достижения истины в процессе рассуждения. Необходима правильная связь мыслей, их правильное построение. Если не соблюдается это условие, то ложный вывод возможен и из истинных суждений. Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обусловливается законами мышления. Они предостерегают от ошибок в рассуждениях безотносительно к конкретному содержанию мыслей. Следует различать формально-логические и диалектические законы мышления. Законы, изучаемые формальной логикой (тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), выражая определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность мышления, обусловливают правильность рассуждений. Нарушение требований, вытекающих из этих законов, делает мышление путаным, бессвязным, противоречивым, ведет к логическим ошибкам. 3. Значение логики. Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому взгляд, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятелен. Задача логики научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на этой основе логичнее мыслить и, Следовательно, правильнее познавать окружающий мир. Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела и яркостью судебных речей, но также строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т. д. Все это имеет важное значение в работе любого юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка. 4. Понятие о формализованном языке логики. Рассмотрим кратко основные функции и состав языка, а также специфику языка логики. Языком в широком смысле называют любую знаковую информационную систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации, а также средства общения между людьми. Языки делятся на естественные и искусственные. Естественные, или национальные, языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Искусственные языки — это вспомогательные знаковые системы, специально создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они позволяют отвлекаться от конкретного содержания рассуждений и оперировать лишь символами. Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этого языка. Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет семантическая (семантиказанимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами) характеристика языковых выражений. Основными его семантическими категориями являются: имена предметов; выражения, обозначающие свойства и отношения; предложения. Имена предметов — это отдельные слова или словосочетания, обозначающие предметы. Среди имен могут быть материальные (звезда, стул, ель) и идеальные (сознание, этика, альтруизм). По составу различают имена простые, которые не включают других имен («страна»), и сложные, включающие другие имена («спутник Земли»). Имена бывают единичные и общие. Единичное имя обозначает один предмет и выражается в языке именем собственным (Аристотель) или дается описательно («самая большая река в Европе»). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного предмета, и выражается в языке нарицательным словом («закон») либо дается описательно («самая высокая гора на Земле»). Имена, выступая условными представителями предметов в языке, имеют двоякое значение. Множество предметов, к которым относится данное имя, составляет его предметное значение и называется денотатом. Способ, с помощью которого выделяется такое множество предметов путем указания на присущие им свойства, составляет его смысловое значение и называется концептом, или смыслом. Выражения языка, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами. В предложениях они обычно выполняют роль сказуемого (например, «плыть», «отдать», «жить» и т. д.). Число имен, к которым относится данный предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, называются одноместными (например, «небо синее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор «любить» относится к двухместным («Мария любит Петра»), а предикатор «дарить» — к трехместным («Отец дарит книгу сыну»). Предложения — это выражения, обозначающие высказывания о предметах, в которых утверждается или отрицается наличие определенных признаков — свойств или отношений — у предметов. Содержащиеся в предложениях высказывания по своему логическому значению выражают истину либо ложь. При построении языка логики предикатов требуется четкое описание его синтаксических (синтаксис - это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками) и семантических (Семантиказанимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами) характеристик, которые задаются: исходными символами, составляющими алфавит языка; определением допустимых в языке выражений; семантической интерпретацией. Алфавит языка логики предикатов включает следующие виды знаков (символов): 1) а, b, с,...— символы для единичных — собственных или описательных — имен предметов; их называют предметными постоянными или константами; 2) х, у, z,...-— символы общих имен предметов, принимающие значения в той или другой области; их называют предметными переменными; 3) Р¹, Q², Rⁿ...-символы для предикаторов, индексы над которыми выражают их местность: 1 — одноместный; 2 — двухместный; п — местный. Их называют предикатными переменными; 4) р, q, г,...— символы для высказываний, которые называют высказывательными или пропозициональными переменными (от латинского propositio — высказывание); 5) 6) логические союзы: Λ — символ конъюнкции (соединительное «и»); V — символ слабой дизъюнкции (разделительное «или»); V — символ сильной дизъюнкции («либо, либо»); → — символ импликации (союз «если, то»); ↔ — символ эквивалентности (союз «тогда и только тогда, когда»); Ø — символ отрицания («неверно, что»). Технические знаки языка: (;) — левая и правая скобки. Других знаков, кроме перечисленных, алфавит языка логики предикатов не включает. Второй этап построения языка логики предикатов - это определение допустимых в нем выражений, которые называются правильно построенными формулами, сокращенно ППФ. Понятие ППФ вводится следующими определениями: 1. Всякая пропозициональная переменная (р, q, r,...) есть ППФ. 2. Всякая предикатная переменная, взятая с последовательностью предметных переменных или констант, число которых соответствует ее местности, является ППФ (А1 (х); А2 (х, у); А3 (х, у, z); Аⁿ (х, у, …, n), где А¹, А2, А3, Аⁿ - знаки метаязыка для предикаторов). 3. Для всякой формулы с предметными переменными, в которой любая из переменных связывается квантором, выражения 4. Если А и В — формулы (А и В — знаки метаязыка для выражения схем формул), то выражения А, В; А Λ В; А V В; А → В также являются формулами. 5. Любые иные выражения, помимо предусмотренных в С помощью приведенного искусственного логического языка строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов.
Тема 2. Имена (Понятия).
1. Общая характеристика понятия. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или нем они друг от друга отличаются. Любые черты, стороны, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника являются их признаками; признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или собственник его неизвестен. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, идентификационный номер в паспорте) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи. Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают внутреннюю природу предмета, его сущность, называются СУЩЕСТВЕННЫМИ. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются НЕСУЩЕСТВЕННЫМИ. Существенные признаки имеют решающее значение для формирования понятий. Понятие отражает предметы в существенных признаках, которые могут быть и общими, и единичными. В понятия, отражающие множество предметов, входят общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются вместе с тем существенными. Понятия, отражающие отдельные предметы мысли (например, «Аристотель») наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включают единичные существенные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно. В конкретных условиях, в зависимости от практического отношения к предмету существенный признак, с одной стороны, может рассматриваться как несущественный, с другой стороны, несущественный признак исследования предмета и проникновения в его внутреннюю природу с помощью научных методов познания. Вместе с тем Термин «существенный признак» нередко употребляется для обозначения признаков предмета, которые хотя и не раскрывают его действительной сущности, но являются важными для его характеристики. Так, при квалификации конкретного преступного деяния существенными признаками могут оказаться возраст обвиняемого (например, лица, совершившие преступление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за некоторые виды преступлений), его местопребывание в момент совершения преступления (если обвиняемый находился в данный момент в другом месте, то непосредственно участвовать в этом преступлении он не мог), его поведение (например, добровольный отказ от доведения преступления до конца) и т. д. Вместе с тем можно выделить признаки, существенные для предмета безотносительно к тому, в какой связи берется предмет и с какой точки зрения он рассматривается. Назовем их ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВЕННЫМИ. К ним относятся, например, рассмотренные нами существенные признаки понятия «человек». Следует отметить, что объективно существенные признаки не являются неизменными. Всякий предмет претерпевает определенные изменения, в процессе которых несущественный признак может превратиться в существенный, и наоборот. Например, современная физика показала, что атом не является мельчайшей, неделимой частицей материи, изменив прежние представления о существенных свойствах атома. 2. Логические приемы образования понятий. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его раскрыть, нужно сравнить предметы друг с другом, установить то общее, что им присуще, отделить от индивидуального и т. д. Это достигается при помощи ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения. 1. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов действительности, называется СРАВНЕНИЕМ. Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем у них некоторые общие признаки, присущие определенной группе предметов. 2. Мысленное расчленение предмета на составные части называется АНАЛИЗОМ. Выделив те или иные признаки, мы сможем изучить каждый из них в отдельности. 3. Мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом, называется СИНТЕЗОМ. Синтез является приемом, противоположным анализу. Вместе с тем оба приема предполагают и дополняют друг друга. Без анализа нет синтеза, без синтеза - анализа. 4. Мысленное выделение отдельных признаков предмета и отвлечение от других признаков называется АБСТРАГИРОВАНИЕМ. Рассмотреть какой-либо признак абстрактно – значит отвлечься (абстрагироваться) от других признаков. 5. ОБОБЩЕНИЕ - прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие. Понятие неразрывно связано с языковой единицей - словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, которые называют ИМЕНАМИ. Простые имена, например, «право», «закон», «небрежность», «соучастие»; сложные имена - «крайняя необходимость», «общественное самоуправление», «бухгалтерский баланс»; описательные имена – «прибор, измеряющий силу тока», «искусственный водоем для разведения рыбы». Однако единство языка и мышления, слова и понятия не означает их тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также нет тождества понятия и слова. Например, в любом языке существуют слова-синонимы и слова-омонимы. Синонимами называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «труд» и «работа»; «родина» и «отечество»; «договор» и «контракт» и многие другие. Омонимы — это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, ударник — часть затвора винтовки и ударник — передовой рабочий на производстве; кулак — кисть руки со сжатыми пальцами и кулак — богатый крестьянин-собственник, эксплуатирующий чужой труд). Многие слова имеют несколько значений. Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле. В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология - система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук. Например, в УПК Республики Беларусь разъясняются термины (наименования): «суд», «суд первой инстанции», «кассационная инстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор», «следователь», «законные представители» и др. Эти и подобные им разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины. 3. Содержание и объем понятия. Класс (множество). Любое понятие имеет содержание и объем. СОДЕРЖАНИЕМ понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость. Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется ОБЪЕМОМ понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все виды преступлений, поскольку они имеют общие существенные признаки. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом; увеличение объема ведет к образованию понятия с меньшим содержанием. Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака — «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя специфические признаки, характеризующие учебник по теории государства и права. Подобные же отношения между объемом и содержанием имеют место в понятиях «преступление» и «экономическое преступление» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «генеральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе ряда логических операций. Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество множества») и «элемент класса». КЛАССОМ, ИЛИ МНОЖЕСТВОМ, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таков, например, класс (множество) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуют понятие юридического закона. Множество может отражаться не в одном, а в нескольких понятиях. Например, множество студентов и множество спортсменов можно объединить в одно множество: студенты и спортсмены. Данное множество отражено в двух понятиях. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество, представляющее собой определенную часть класса (множества). Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс должностных преступлений. Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака «d»: AdВ. Это выражение читается следующим образом: А является подклассом В. Так, если А — следователи, а В — юристы, то А будет подклассом класса В. Классы (множества) состоят из элементов этого класса (множества). ЭЛЕМЕНТ КЛАССА — это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Всесоюзный юридический заочный институт. Харьковский юридический институт и т. д. Отношение элемента к классу выражается при помощи знака «е»: АеВ (А является элементом класса В). Если, например, А — юрист Иванов, а В — юристы, то А будет элементом класса В. Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс. Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется УНИВЕРСАЛЬНЫМ КЛАССОМ (например, класс планет Солнечной системы) Если класс состоит из одного-единственного элемента, то это будет ЕДИНИЧНЫЙ КЛАСС (например, Юпитер), наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется НУЛЕВЫМ (ПУСТЫМ) КЛАССОМ. Пустыми классами являются, например, баба-яга, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю. ***Проверочное задание: 1) Определите, какие из перечисленных ниже классов являются универсальными, единичными и нулевыми. Океан. Естественный спутник Земли. Зевс. Космический грузовой корабль. Материя. Женщина-космонавт. Религия. Стоимость. Мнимое число. Мужество. Красота. Город-герой. Старик Хоттабыч. Истина. Лунный свет. Василиса Прекрасная. 2) Определите вид каждого имени (простое, сложное, описательное) приведенного выше. 3) Замените описательные имена на простые. Прибор, измеряющий силу тока. Наука о законах и формах мышления. Искусственный водоем для разведения рыбы. Научное предположение. Равносторонний прямоугольник. Перечень блюд. Дорога с твердым покрытием. 4. Виды понятий. Понятия принято делить на следующие виды: единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные. а. Понятия делятся НА ЕДИНИЧНЫЕ И ОБЩИЕ в зависимости от того, мыслится ли в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется ЕДИНИЧНЫМ (например, «Москва», «Верховный Суд РБ», «первый космонавт»). Понятие, в котором мыслится множество элементов имеющих общие существенные признаки, называется ОБЩИМ - «столица», «суд», «космонавт»). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. РЕГИСТРИРУЮЩИМИ называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе). Например, «делегат I съезда», «планеты Солнечной системы». Так, в понятии «делегат I съезда» — определенное число делегатов этого съезда. Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов, называется НЕРЕГИСТРИРУЮЩИМ. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов (людей, следователей, указов) не поддается учету; в понятии «человек» мыслятся все люди, которые существовали когда-либо, существуют и будут существовать; в понятии «следователь» — все следователи прошлого, настоящего и будущего; понятие «указ» охватывает все указы. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ И СОБИРАТЕЛЬНОМ смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия является СОБИРАТЕЛЬНЫМ. Например, высказывая мысль «Студенты нашего института изучают логику», мы употребляем понятие «студенты нашего института» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту института. В высказывании «Студенты нашего института провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам нашего института в целом. Здесь понятие «студенты нашего института» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприложимо. В особую группу выделяются СОБИРАТЕЛЬНЫЕ понятия, в которых мыслятся совокупности элементов, составляющих единое целое, например «коллектив», «полк», «созвездие» Эти понятия, так же как и общие, отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако, как и в единичных понятиях, это множество мыслится как единый предмет. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки коллектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива: «коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк». b. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что отражают понятия: предмет (класс предметов) или его свойство (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется КОНКРЕТНЫМ; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется АБСТРАКТНЫМ. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство», «происшествие», «обвинение» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «дееспособность», «ответственность» — абстрактными. Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от самого предмета и отдельно от предмета не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета от самого предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Это абстрактные понятия. Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие «преступление» — общее, конкретное; понятие «преступность» — общее, абстрактное). Как конкретным, так и абстрактным может быть и единичное понятие (например, понятие «Великая Октябрьская революция» — единичное, конкретное; понятие «смелость дружинника Смирнова» — единичное, абстрактное). c. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание признаки, присущие предмету, или признаки, отсутствующие у него. Понятия, содержание которых составляют признаки, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных признаков, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «логичный», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «алогичный», «неверующий» - отрицательными. В русском языке отрицательные понятия выражаются словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «независимость», «небрежность», «беззаконие», «бездействие», «неповиновение», «неисполнение приказа», «недонесение»; в словах иностранного, преимущественно греческого происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «аморальный», «аполитичный», «асимметрия» d. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в связи с другими предметами. БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам. Таковы понятия «студент», «государство», «народный суд», «потерпевший», «место преступления» и др. В СООТНОСИТЕЛЬНЫХ понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого. Например: «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие», «базис» и «надстройка», «получение взятки» и «дача взятки». В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит дать ему логическую характеристику. ***Проверочное задание: 1) Дайте логическую характеристику следующих понятий. Русалка. Космический грузовой корабль. Герой Социалистического Труда. Свобода. Пролетарская революция. Общественно-экономическая формация. Книга. Телевиденье. Метафора. Созвездие. Квант. Родник. 5. Отношения между понятиями. Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать СРАВНИМЫЕ И НЕСРАВНИМЫ ПОНЯТИЯ. СРАВНИМЫМИ называются понятия, имеющие некоторые общие признаки, позволяющие эти понятия сопоставлять друг с другом. Например, «Европейские страны» и «Республика Болгария» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие любую европейскую страну, благодаря которым эти понятия можно сравнивать. НЕСРАВНИМЫМИ называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому сравнивать эти понятия невозможно. Например: «квадрат» и «общественное порицание», «преступление» и «космическое пространство», «государство» и «симфоническая музыка». Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Сравнимые понятия бывают СОВМЕСТИМЫМИ И НЕСОВМЕСТИМЫМИ, Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются СОВМЕСТИМЫМИ. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существует ТРИ ВИДА отношений совместимости: равнозначность, пересечение (перекрещивание) и подчинение (субординация). 1. В отношении РАВНОЗНАЧНОСТИ находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия «самый большой город Беларуси» и «столица Республики Беларусь». Эти понятия отражают один предмет мысли — город Минск, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них раскрывает разные признаки города Минска. Понятия, находящиеся в отношении равнозначности, называются равнозначными. Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (в кругах Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка — предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.
Так, отношение между двумя равнозначными понятиями «Л.Н. Толстой» (А) и «автор романа «Война и Мир» (В) должно быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов (рис. 1).
2. В отношении ПЕРЕСЕЧЕНИЯ (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого понятия. Содержание этих понятий различно. В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «депутат» (В): некоторые юристы являются депутатами (как и некоторые депутаты - юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся
кругов (рис. 2).
В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть кругов) мыслятся те юристы, которые являются депутатами, в несовместившейся части круга А — юристы, не являющиеся депутатами, в несовместившейся части круга В — депутаты - не юристы. Понятия, находящиеся в отношении пересечения, называются пересекающимися (перекрещивающимися). 3. В отношении ПОДЧИНЕНИЯ (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении находятся, например, понятия «наказание» (А) и «общественное порицание» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме общественного порицания существуют и другие меры наказания — лишение свободы,, исправительные работы без лишения свободы и т. д. В то же время понятие «общественное порицание» полностью входит в объем понятия «наказание» (рис. 3).
Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия (А), называется ПОДЧИНЯЮЩИМ, а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия (В), - ПОДЧИНЕННЫМ. Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное — видом. Так, понятие «должностной подлог» будет видом по отношению к понятию «должностное преступление». Однако понятия рода и вида в логике не имеют такого же безотносительного значения, как, например, в зоологии или ботанике. Понятие «должностное преступление» — это род по отношению к понятию «должностной подлог» и в то же время вид по отношению к понятию «преступление». Иначе говоря, всякое понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Отношение между тремя подчиненными
друг другу понятиями изображено на рис. 4; А- преступление; В – должностное преступление; С – должностной подлог.
Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие является видом, а единичное (подчиненное) — индивидом. В таком отношении будут находиться, например, понятия «адвокат» и «Ф. Н. Плевако». Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении. Следует отличать отношение рода и вида от отношения части и целого. Вид обладает всеми признаками рода, а часть не обладает признаками целого. Например, понятие «вольтметр» относится к понятию «прибор» как вид к роду, потому что вольтметр обладает всеми признаками прибора. Понятия же «месяц» и «год» соотносится как часть и целое, потому что месяц не обладает признаками года, не является его разновидностью. Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются НЕСОВМЕСТИМЫМИ (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов. Существует ТРИ вида отношений несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность) и противоречие (контрадикторность). 1. В отношении СОПОДЧИНЕНИЯ (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «юридический институт», «медицинский институт», «высшее учебное заведение»; «майор», «капитан», «офицер». Понятия, находящиеся в отношении соподчинения к общему для них понятию, называются соподчиненными.
В круговых схемах это отношение изображается следующим образом (рис. 5).
Рис. 5 А - офицер; В - майор; С - капитан
Каждое из соподчиненных понятий (В и С) находится в отношении подчинения к родовому понятию (А), т. е. понятия А и В, А и С находятся в отношении совместимости. Но по отношению друг к другу соподчиненные понятия В и С являются несовместимыми; они не имеют общих элементов, которые мыслятся в этих понятиях. 2. В отношении ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены. Таковы, например, отношения между понятиями «черный» и «белый», «отличник» и «неуспевающий», «революционер» и «контрреволюционер», «страна с холодным климатом» и «страна с жарким климатом», «обстоятельства дела, смягчающие ответственность виновного» и «обстоятельства дела, отягчающие ответственность виновного» (рис. 6).
Пунктиром изображено родовое понятие «обстоятельства дела». Понятие В содержит в себе признаки, не только исключающие признаки понятия А, но и замещающие их другими, противоположными признаками. Объемы понятий А и В не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия «обстоятельства дела». Кроме обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность виновного, существуют обстоятельства, которые суд не относит ни к тем, ни к другим. 3. В отношении ПРОТИВОРЕЧИЯ (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает, не замещая их никакими другими признаками. Понятия, находящиеся в отношении противоречия, называются противоречащими (контрадикторными). Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены. В отношении противоречия находятся положительное и отрицательное понятия: «черный» и «нечерный», «успевающий» и «неуспевающий», «революционер» и «нереволюционер», «страна с холодным климатом» и «страна с нехолодным климатом», «обстоятельства дела, смягчающие ответственность виновного» и «обстоятельства дела, не смягчающие ответственность виновного». Родовое понятие изображается пунктиром, так как оно не дано, но может быть образовано. Из схемы видно, что положительное понятие А и отрицательное понятие не-А исчерпывают весь объем родового понятия «обстоятельства дела»: любые
обстоятельства являются смягчающими или не смягчающими ответственность виновного. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего, промежуточного понятия.
При изображении отношений более чем двух понятий сначало определяем отношение каждого с каждым, а затем вычерчивается общая схема, отображающая эти отношения. ***Проверочное задание: 1) Приведите примеры понятий, равнозначных названным ниже, не используя собственных имен. Столица Республики Беларусь. Передовик производства. Материя. Высочайшая вершина Гималаев. Механическое движение. Плодородный слой земли. Равносторонний прямоугольник. 2) Изобразите круговыми схемами отношения между понятиями в следующих парах. Измерение, взвешивание. Моряк, офицер. Условный рефлекс, безусловный рефлекс. Мужество, храбрость. Драматургия, поэзия. Веселый, грустный. Полярная звезда, созвездие Малой Медведицы. 3) Изобразите круговыми схемами отношения между следующими понятиями. Растение, животное, организм. Справедливая война, несправедливая война, Великая отечественная война. Студент-заочник, милиционер, токарь. Движение, Быстрое движение, вращение. Океан, море, суша. Славянин, белорус, минчанин. 4) Определите отношения между понятиями и изобразите их круговыми схемами. Ученый, историк, доктор исторических наук. Понятие, общее понятие, конкретное понятие. Час, минута, секунда. Прямоугольник, ромб, квадрат. ВУЗ, институт, техникум. Часть основы слова, корень, суффикс, окончание. Число, числитель, знаменатель, дробь. 6. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Так, например, обобщая понятие «Министерство юстиции стран СНГ», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате операции обобщения, уменьшилось, так как мы исключили индивидуальные признаки понятия «Министерство юстиции стран СНГ». Продолжая операцию обобщения, можно последовательно образовывать понятия «министерство», «орган государственного управления». Каждое последующее понятие является родом по отношению к предыдущему. Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т. е. исключить видовые (или индивидуальные) признаки. Обобщение понятия не может быть беспредельным. Пределом обобщения являются понятия с предельно широким объемом - категории, например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т. п. Категории не имеют родового понятия, поэтому обобщить их нельзя. Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие — значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, нос большим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. Например, ограничивая понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения понятия является единичное понятие (например, «следователь прокуратуры Иванов»). Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию — с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или с меньшим объемом и большим содержанием (ограничение). Логические операции обобщения и ограничения понятий часто применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным. Так, расследование преступления связано с установлением его признаков. Установив, например, что данное деяние является преступным, следователь обнаруживает у него признаки уголовного преступления. Дополнительное расследование вскрывает новые признаки, позволяющие квалифицировать это преступление по конкретной статье УК (например, обман потребителей). Операция ограничения понятия состоит, следовательно, в том, что мысль движется от понятия большего объема к понятию меньшего объема: («деяние» - «преступление» - «уголовное преступление» - «обман потребителей»). Возможен и противоположный ход мысли. Устанавливая, например, что данное конкретное деяние является оскорблением, мы относим его к преступлениям против достоинства личности, осуществляя, таким образом, операцию обобщения понятия. Операции обобщения и ограничения можно изобразить в круговых схемах, что позволит наглядно представить переход от одного понятия к другому. Приведенный пример ограничения понятия изображен на рис. 8.
***Проверочное задание: 1) Определите, правильно ли проведено ограничение понятий. Республика – область - район. Город - город в СНГ - город в Республике Беларусь -город Минск. Сутки – день - утро. Машина – трактор – трактор «Беларусь». Офицер – майор – сержант. 2) Определите, правильно ли проведено обобщение понятий. Секунда – минута - часть. Цех - завод - предприятие. Високосный год – год – столетие. Одиночный выстрел – выстрел – залп. «Космополитен» – журнал – периодическое издание. Определение понятия. В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Так, чтобы правильно квалифицировать совершенное преступление как спекуляцию, нужно знать содержание понятия «лжепредпринимательство» (государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) на имя подставного лица (лиц) либо без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, если деятельность такого индивидуального предпринимателя или юридического лица повлекла причинение ущерба в крупном размере либо сопряжена с получением дохода от незаконной предпринимательской деятельности или иной незаконной имущественной выгоды в крупном размере). Если наказание за спекуляцию предусматривает конфискацию имущества, необходимо знать содержание этого понятия (принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества осужденного, которое является его личной собственностью). Содержание понятия представляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого-либо понятия - значит указать его существенные признаки. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением, или дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом, сокращенно - Dfd); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, — определяющим (дефиниенсом, сокращенно - Dfn). Определения в зависимости от того, что определяется, делятся на номинальные и реальные. Номинальным (определения имен) называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т. п. Например: «Новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов, называется космонавтикой»; «Термин «валюта» употребляется в значении: 1) совокупность наличных денежных знаков определенного государства, 2) иностранные наличные деньги и кредитные документы, фигурирующие в чужом государстве»; «Термин «юридический» означает относящийся к правоведению, правовой». Реальным (определения предметов) называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например: «Правосудие — это деятельность суда, состоящая в разбирательстве и разрешении уголовных и гражданских дел»; «Улика — доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении». Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета. Иногда значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином. Такое номинальное определение можно легко преобразовать в реальное. Например, номинальное определение космонавтики может быть преобразовано в реальное: «Космонавтика — это новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов». С другой стороны, реальное определение преобразуется в номинальное. Например, «Термином «улика» обозначается доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении». Однако многие номинальные определения строятся без указания на существенные признаки предмета и, следовательно, не раскрывают содержание понятия. Поэтому, строго говоря, номинальные определения определениями не являются. По способу раскрытия признаков определяемого предмета различают явные и неявные определения. К явным относятся определения, содержащие прямое указание на присущие предмету существенные признаки. Они состоят из двух четко выраженных понятий: определяемого и определяющего. Неявными называются определения, в которых содержание определяемого понятия раскрывается в некотором контексте. Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие. Генетическое определение. Логическая операция определения через род и видовое отличие включает в себя два последовательных этапа. Первый этап — подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие. Родовое понятие содержит в себе часть признаков определяемого понятия; кроме того, оно указывает круг предметов, в который входит определяемый предмет. Например, для понятия «логика» родовым понятием будет понятие «философская наука», для понятия «получение взятки» — «должностное преступление». Но подвести определяемое понятие под родовое — это еще не значит определить его. Нужно указать признак, отличающий определяемый предмет от других предметов, относящихся к тому же роду. Эта операция осуществляется на втором этапе, который состоит в указании отличительного признака определяемого предмета. Таким признаком будет видовое отличие. Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его от других видов, входящих в данный род. Общий вид таких определений можно выразить формулой А=Вс, где А- определяемый предмет, В – ближайшее родовое понятие, с- видообразующий признак. Например: «Логика (А) – это наука (В), изучающая структуру мыслей и законы их построения (с)». Таким образом, чтобы определить какое-либо понятие, необходимо, во-первых, найти род (по преимуществу ближайший), т. е. произвести операцию обобщения, и, во-вторых, указать видовое отличие, т. е. признак, отличающий данное понятие от других понятий, входящих в тот же род. Генетическим (от греческого слова «генезис» — происхождение, источник) называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования. Например: «Шар есть тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров». Раскрывая способ образования предмета, его происхождение, генетическое определение играет важную познавательную роль, широко используется в ряде наук — математике, химии и др. Являясь разновидностью определения через род и видовое отличие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется тем же правилам. В процессе определения необходимо соблюдать следующие правила: 1. Определение должно быть соразмерным. Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего понятия, т.е. Dfd и Dfn должны обозначать один и тот же предмет. Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении тождества (А ≡ Вс). Например, определение «Рецидивист — лицо, совершившее преступление после осуждения за ранее совершенные преступления» является соразмерным. Если же «рецидивист» определяется как лицо, совершившее преступление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия («лицо, совершившее преступление») шире объема определяемого понятия («рецидивист»). Такое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком широкого определения (А < Вс). Ошибка будет иметь место и в том случае, если определяющее понятие окажется по своему объему уже определяемого понятия. Такая ошибка будет допущена, если, например, потерпевшего определить как лицо, которому преступлением причинен физический вред. В этом примере определяющее понятие не охватывает признаков потерпевшего, которому может быть причинен не только физический, но также моральный и имущественный вред. Такая ошибка называется ошибкой слишком узкого определения (А > Вс). 2. Определение не должно заключать в себе круга. Если при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе «порочный круг». Например, вращение определяется как движение вокруг оси, а ось — как прямая, вокруг которой происходит вращение. Разновидностью круга в определении является тавтология — ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое (Dfd и Dfn выражены одинаковыми терминами). Например, идеалист — человек идеалистических убеждений; свидетель — лицо, дающее свидетельские показания; неосторожное преступление — это преступление, совершенное по неосторожности. Такие ошибочные определения называют «то же через то же самое». Подобные определения не раскрывают содержание понятия. Если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям. 3. Определение должно быть четким, ясным, не содержащим двусмысленности. Из этого правила вытекают следующие требования: - в научных определениях не должны применяться художественно-образные средства – метафоры, стравнения…; - научные определения должны формулироваться в однозначно определенных терминах; - нельзя определять неизвестное через неизвестное. 4. Определение по возможности не должно быть отрицательным. Видовое отличие должно указывать признак, принадлежащий предмету, а не отсутствующий у него. Правда, это правило имеет исключения. Существуют определения, видовым отличием которых является отрицательный признак. Таковы, например, определения отрицательных понятий: безбожник — это человек, не признающий существования бога; бесхозное имущество—имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен; неповиновение — воинское преступление, состоящее в умышленном неисполнении приказа начальника. Отрицательные определения широко применяются в математике, причем не только для отрицательных понятий. А это значит, что данное требование не является строгим логическим правилом, обязательным при определении любого понятия. Неявные определения. Приемы, заменяющие определение. При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям, а также к приемам, заменяющим определение. К неявным определениям относится определение через указание на отношение предмета к своей противоположности. Этот прием широко используется при определении философских категорий. Например, «Свобода есть познанная необходимость». «Форма — способ существования и выражения содержания» и т. п. К приемам, заменяющим явные определения, относятся описание, характеристика, сравнение, определение через пример… Задача описания состоит в том, чтобы более точно и полно указать признаки предмета (события, места, где оно произошло, лица и т. д.), причем перечисляются, как правило, внешние признаки. Характеристика состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, события и т. д.). Приемом, заменяющим определение, является также сравнение, при помощи которого один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета. Имеются такие способы неявных определений, как контекстуальные, операциональные, определение через указание на отношение предмета к своей противоположности… Значение определений. Определение понятий играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Они в сжатом виде выражают знание о предмете, являясь существенным моментом в познании действительности. В любой науке всем основным понятиям даются точные определения, причем в правовых науках точное определение понятий имеет важное практическое значение. В самом деле, если, например, в уголовном праве не будет точных определений понятий «умысел», «соучастие», «вина», «неосторожность», «необходимая оборона» и т. д., то это может привести к ошибочному толкованию этих понятий, к неправильному пониманию отраженных в них явлений, а, следовательно, к ошибкам суда и следствия. Однако содержащееся в определении знание именно
|