Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Двуполость аналогов Афродиты Андрогин
Известно двуполое изображение (VII в. до н. э., фаянсовая статуэтка обнажённого бога) древнейшего египетского бога-демиурга Тота (грудь и живот молодой женщины, а также пенис). В древности хорошо знали и тот факт, что средиземноморская Афродита (Астарта) «изображалась не только в женском обличье, но и в мужском». Так, на Кипре, где проживало много ханаанеев и греков, была статуя богини с бородой, но с женским телом и в женской одежде, со скипетром, «изображающая богиню как существо мужского пола, поскольку полагали, что она „является и мужчиной и женщиной“ (50.с62)». Шифман отмечает, что подобные указания можно найти в схолиях к «Энеиде» Вергилия, а также в словаре Гелихия. Левий (Макробий) же свидетельствует, что благословляющая Венера появляется то в мужском, то в женском обличье: «Поклоняющийся Венере, благодатному божеству, молится (не акцентируя), женщина оно или мужчина» (то есть единому двуполому божеству). Мужское божество «Афродита» упомянуто и Аристофаном (по словам Макробия). На греческом острове Кос, по словам Плутарха, жрец Геракла (Мелькарта) приносил богу своему жертву, облачённый в женское одеяние и с повязкой на голове. В Сирии жрецы и поклонники некого двуполого бога являлись на богослужение в красноватых, прозрачных женских сорочках и прочем женском одеянии; между тем как женщины одевались в мужское платье и вооружались мечами и копьями. (Зильберман М. И. Религия Ханаана. Гл. 2. Этносы древнего Ханаана) Эпиклесы Афродиты National Archaeological Museum of Athens По местам почитания Афродиты имела эпиклесы (эпитеты): § Киприда — от острова Кипр где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродит [. § Кипрогения — то же. Эпитет Афродиты § Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения. § Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра [; § Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество; § Амафусия (Аматузия) — от города Амафунт на Кипре, центра почитания богини; § Акидалия — от Беотийского источника. Также имя некоей героини. § Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты. Её святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) Связь с морским рождением отражена в эпиклесах: § Афрогенейя («пенорожденная») § Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря; § Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания) § Понтия (морская). В эпиклесах § Меланида (чёрная, мрачная), § Скотия (тёмная, мрачная), § Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, § возможно, Сосандра (спасающая людей), § Эпитимбия (погребальная), § Мухейа — богиня тайных мест вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью. Функции подательницы любви и разжигательницы страсти отразились в эпиклесах: § Дола (обманщица), § Морфа (дающая красоту), § Анфея (цветущая), § Пейто (убеждающая, обольщающая), § Гетерия — покровительница гетер, § Порн — покровительница разнузданной страсти, § Дарцетос — покровительница праздной лени, § Диварисатрикс и § Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт), § Каллипига (прекраснозадая), § Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней[43]. А также две ипостаси богини, связанные с греческими философскими категориями (см. выше): § Афродита- Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей Статуя работы Скопаса в Элиде [. § Афродита- Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей. По некоторым, старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля. Её храм в Кифере воздвигли финикияне. Другие эпитеты: § Акрея. Эпитет Афродиты на Книде[50]. § Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне[51]. § Апатурос. Эпитет Афродиты. Её храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу[52]. § Арента. Эпитет Афродиты[53]. § Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте[54]. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне[55]. § Бербея. Эпитет Афродиты[56]. § Диона. Эпитет Афродиты[57]. § Киндиада. Эпитет Афродиты. Её святилище около Баргилий (Кария)[58]. § Колиада. Эпитет Афродиты[59]. § Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре[60]. § Морфо. Прозвище Афродиты[61]. Её храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей[62]. § Филомедея. («Любящая срамной уд»). Эпитет Афродиты[63]. Также её называют Афродита Оружная[64]. [править]Афродита в философии В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса[65]. Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу[66]. Афродита создает эйдосы вещей. Павсаний в своей речи в диалоге Платона «Пир» излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в «Пире» Ксенофонта[67], что показывает наличие этой концепции у самого Сократа. Очевидно, что платоновский идеал любви, определяемый как «жажда целостности и стремление к ней» («Пир», 193а), строится на гомоэротической основе. Объектом чувственной любви, восходящей к «Афродите всенародной» (Пандемос), считает Платон, могут одинаково быть и юноши, и женщины. Эрот «Афродиты небесной» (Урания) восходит к богине, причастной только мужскому началу, поэтому «одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом»[68]. Согласно Евгемеру, Афродита — женщина, которая изобрела проституцию[69]. Стоик Зенон истолковывал Афродиту как «силу, которая надлежащим образом связывает отдельные части чего-либо друг с другом»[70]. В философии Плотина Афродита — мировая душа, получающая красоту от ума-Кроноса (Плотин V 8, 13). Плотин неоднократно говорит о двух Афродитах[71]. Первая Афродита существует на умопостигаемом уровне (как «жизнь ума»), вторая — на космическом уровне. Первая — это философское истолкование дочери Крона, вторая — дочери Зевса[72]. Также Плотин вводит и третью Афродиту, точнее — много Афродит, то есть индивидуальных душ, и каждая такая душа рождает отдельных Эротов (Плотин III 5, 4). В системе Прокла среди двенадцати свободных богов Афродита входит в возвышающую триаду вместе с Гермесом и Аполлоном, она — «первая действующая причина эротического дыхания, пронизывающего всё; она сближает те души, которые ведет ввысь, с прекрасным»[73]. Шесть — число Афродиты[74]. Ямвлих, однако, называет Афродитой «пятерицу»[75]. По комментарию Прокла к «Государству» (141—142) и «Тимею» (I 79, II 54), в Афродите нуждаются и Гефест, и Арес, благодаря браку Ареса и Афродиты в космосе противоположности гармонизируются, Афродита — принцип единой и нераздельной гармонии[76]. В истолковании Марсилио Фичино (комментарий к «Пиру» Платона) небесная Венера — «мышление ангельского ума», вульгарная Венера — порождающая сила мировой души[77]. В литературе Ей посвящены IV, VI и X гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Еврипида «Ипполит». В поэзии Афродита может воплощать любовь к женщинам в оппозиции Эроту как символу любви к юношам, но может и ассоциироваться с однополой любовью (см. такжеГомосексуальность в Древней Греции). По рассказу Апулея в «Метаморфозах», Афродита ревнует к красоте земной женщины Психеи и посылает своего сына Эрота заставить её влюбиться в самого некрасивого человека в мире. Эрот влюбляется в Психею сам. Афродита преследует невестку. Все кончается хорошо. Афродита в античной скульптуре
|