Прогнозируемая модель личности ученика.
| Модель выпускника первой ступени обучения
| Модель выпускника второй ступени обучения
| Модель выпускника третьей ступени обучения
| | - знание основ личной
гигиены, выполнение правил гигиены;
- владение основами личной гигиены и
здорового образа жизни.
| - знание основ строения и функционирования организма человека;
- умение оценивать свое физическое и психическое состояние;
- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
- поддержание физической формы;
- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;
- гигиена умственного труда.
| - стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
- убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
- знание различных оздоровительных систем;
- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
- способность вырабатывать
индивидуальный образ жизни;
- гигиена умственного труда.
| 8.Ожидаемые конечные результаты программы:
· повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
· рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
· повышение приоритета здорового образа жизни;
· повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
· повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
· повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
· культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
· культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
· культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
· культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
· формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
· формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
· формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
· формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
9.Методы контроля над реализацией программы:
· проведение заседаний методических объединений школы;
· посещение и взаимопосещение уроков;
· создание методической копилки опыта;
· мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
· сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
· контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной
· образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
10.Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
· создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
· составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
· проведение физкультминуток;
· гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
· четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
· планомерная организация питания учащихся;
· реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление предполагает:
· организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
· организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
· пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
· использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
· предупреждение проблем развития ребенка;
· обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
· развитие познавательной и учебной мотивации;
· формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
· совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;
· организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
· организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
· привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
· широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам
· оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
· общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
· текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением
· родителей);
· режим дня, бытовые условия; питание, внешкольная занятость дополнительными занятиями.
11.Здоровьесберегающие образовательные технологии:
· здоровьесберегающие медицинские технологии;
· здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
· здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
· здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые
· направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
· формирование представления о здоровье как ценности.
12.Реализация основных направлений программы:
- Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
- Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
- Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
- Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
- Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
- Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
- Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
- Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
- Организация оздоровления детей.
- Организация здорового питания.
13.Применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей:
· анализ медицинских карт;
· определение группы здоровья;
· учет посещаемости занятий;
· контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы школы.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
· организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
· динамические паузы;
· индивидуальные занятия;
· организация спортивных перемен;
· дни здоровья;
· физкульминутка для учащихся;
· организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа:
· открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
· открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
· спортивные кружки и секции.
План деятельности по реализации программы
| №
| Мероприятия
| Ответственные исполнители
| Сроки
| Планируемый результат и выполнение
| | 1.
| Медицинское направление.
|
|
|
| | · 1.1.
| Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; -выявление учащихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.
| Медсестра школы
| ежегодно
| Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах
| | 1.2.
| Проведение диспансеризации учащимся школы.
| Медсестра школы
| ежегодно
|
| | 1.3.
| Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.
| медсестра
| ежегодно
| план медосмотров
| | 1.4.
| Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся.
| Врач, медсестра
| ежегодно
| план прививок
| | 1.5.
| Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.
| Медсестра, классный руководитель, учитель физкультуры
| ежегодно
| классные журналы
| | 1.6.
| Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
| Классные руководители
| ежегодно
| материалы отчетов
| | 1.7.
| Контроль за качеством питания и питьевым режимом.
| Медсестра
| ежедневно в течение года
|
| | 1.8.
| Осмотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание, освещение, отопление, вентиляция, уборка
| Зам. директора по АХР, медсестра, учителя
| ежедневно в течение года
| ·
| | 1.11.
| Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
| Заместитель директора по УВР
| ежегодно
| заключение по оценке расписания
| | 1.12.
| Постоянный контроль за школьной столовой.
| Директор школы, медсестра
| ежедневно в течение года
| Протокол совещания при директоре
| | 2.
| Просветительское направление
|
|
| ·
| | 2.1.
| Организация просветительской работы с родителями (лекторий).
| Заместитель директора
| ежегодно
| график проведения лектория
| | 2.2.
| Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни.
| Заместитель директора
|
| тематика лектория
| | 2.3.
| Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.
| Администрация школы
| ежегодно
| план работы
| | 2.4.
| Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
| Администрация школы
| ежегодно
| план работы
| | 2.5.
| Подготовка и проведение методического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»
| Заместители директора
|
| протокол методсовета
| | 2.6.
| Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).
| заместитель директора по ВР, классные руководители
| ежегодно
| план работы
| | 2.7.
| Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
| заместитель директора
| ежегодно
| план работы
| | 2.8.
| Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры, обществознания
| учителя-предметники
| в течение года
| планы уроков
| | 3.
| Психолого-педагогическое направление.
|
|
|
| | 3.1.
3.
| Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
| администрация школы
| ежегодно
| план работы
| | 3.2.
| Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в профильных классах; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения; - разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией учащихся к различным формам обучения.
| врач школы, классные руководители, психолог
| ежегодно
| диагностические исследования
| | 3.3.
| Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
| Социальный педагог, психолог школы
| ежегодно
| план работы социального педагога, психолога
| | 3.4.
| Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»
| заместитель директора
|
| материалы конференции
| | 3.5.
| Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.
| учителя-предметники
| ежегодно
| планы уроков
| | 4.
| Спортивно-оздоровительное направление.
|
|
|
| | 4.1.
| Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья.
| учителя физической культуры, администрация
| ежегодно
| план работы
| | 4.2.
| Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.
| заместитель директора
| ежегодно
| план работы кружков и секций
| | 4.3.
| Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
| заместитель директора
| ежегодно
| план работы
| | 5.
| Диагностическое направление
|
|
|
| | 5.1.
| Мониторинг состояния здоровья детей.
| администрация
| ежегодно
| результаты мониторинга
| | 5.2.
| Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».
| администрация, психолог
|
| материалы семинара
|
15.Календарный план реализации программы здоровьесбережения МБОУ «Кунашакская СОШ»
|