![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3.1.3. Налоговая база и порядок ее определения
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговая база определяется на основании ст. 391 НК РФ в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В настоящее время налогоплательщики зачастую обращаются в суды с заявлением об обжаловании кадастровой стоимости земельного участка. По мнению Минфина России и ФНС России (письмо ФНС России от 19.07.2013 № БС-4-11/13149 и письмо Минфина России от 16.07.2013 № 03-05-04-02/27809), изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, учитывается в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр. Иными словами, ретроспективный пересчет земельного налога не допускается. Данная позиция контролирующих органов основана на постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010. Однако сделано исключение для случая если кадастровая стоимость земельного участка изменена по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды. Проблема пересчета кадастровой стоимости теперь решена законодательно. С 1 января 2015 года в п. 1 ст. 391 НК РФ установлено, что в общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Однако законодатель сделал исключение для двух случаев: 1) при исправлении технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, изменение кадастровой стоимости земельного участка учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка; 2) при изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ " Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр. При образовании земельного участка в течение налогового периода налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый учет. При расположении земельного участка не территориях нескольких муниципальных образований налоговая база определяется в разрезе каждого муниципального образования как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная доле земельного участка, приходящегося на территорию каждого муниципального образования. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра. До 1 января 2015 года налогоплательщики – индивидуальные предприниматели также определяли налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Налоговая база для налогоплательщиков – физических лиц, а с 1 января 2015 года и являющихся индивидуальными предпринимателями, определяется налоговыми органами. Пунктом 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика, в частности, для следующих категорий налогоплательщиков: - Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; - инвалидов, имеющих I и II группу инвалидности, инвалидов с детства, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; - физических лиц, подвергшихся радиационному воздействию (при наличии определенных условий). Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли участка определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная доле земельного участка. Специальное правило введено для налогоплательщиков Крыма. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков,
|