Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛАЗУРИТ 1 страница






Минерал класса силикатов, представляющий собой сплошные мелкозернистые массы алюмосиликата кальция. Но и это надо знать. Как и его твердость, плотность, блеск. Твердость по шкале Мооса: 5-6. Плотность: 2, 5-3. Блеск стеклянный до матового. Хрупкий.

Надо заметить, что название этого минерала происходит от арабского слова «азул» и персидского слова «лазвард», что значит небо, скорее всего по его лазоревому цвету. Цвет небесного свода, лазурь, была в языке божественном символом вечной истины, в языке священном - бессмертия, а в языке народном это символ верности.

Лазурит как минерал встречается преимущественно в зернистых массах, и его кристаллы очень редки. Они имеют форму изометрических двенадцатигранников размером не более 2 см, редко до 5 см. Обычно это камень непрозрачный до просвечивающего. Цвет его в основном бывает синий разных оттенков, но встречается и фиолетовый, малиновый, зеленовато-синий, жёлтый и даже розовый. Цвет лазурита обусловлен молекулярными ионами, которые образуют центры устойчивой окраски.

Лазуритом также называют содержащую лазурит горную породу и именно о ней мы с тобой и говорим. В зарубежной геммологии она имеет собственное название - ляпис-лазури. В её состав, кроме лазурита до 25-40%, входят: диопсид, кальцит, калиевый полевой шпат, слюда, а также могут быть - гаюин, нозеан, содалит, пирит, амфиболы и пироксены. В отдельных месторождениях лазуритовая порода содержит примеси волластонита, афганита и быстрита. Эту породу также называют ляпис материнский или матка лазуритовая. Коммерческая ценность её прямо пропорциональна содержанию минерала лазурита и зависит от равномерности окраски и текстуры породы. Наиболее дорогим считается однотонный тёмно-синий лазурит с вкрапленностью мелкого пирита до 10-15% - золотистый сапфир. Низкосортные сорта характеризуются светлой окраской и большим содержанием серого кальцита, диопсида, содалита и слюд.

Образуется лазурит в процессе метаморфизма карбонатных пород у контактов с гранитами. В России лазурит сначала нашли в валунах на реке Слюдянке, к юго-западу от озера Байкала. В 1786 году Э. Лаксман, посетивший эти места, отправил в Санкт Петербург первые 20 пудов на Петергофскую гранильную фабрику. В 1851 году Г.М. Пермикин открыл на реках. Слюдянкеви и Малой Быстрой отрогах хребта Хамар-Дабан, семь коренных месторождений лазурита. Уже в первые 20 лет там было добыто 2110 пудов (34 т) лазурита. Промышленные запасы лазурита концентрируются, в основном на Мало-Быстринском месторождении в 55 км к юго-западу от Слюдянки, Иркутской области. Однако практический интерес представляют также Слюдянское и Тулттуйское месторождения. В последние годы на Восточном Саяне выявлен новый район проявлений лазурита в бассейне реки Урюк.

В Таджикистане на Западном Памире в 1930 году было открыто крупное месторождение лазурита Ляджвар-дара. Оно находится в районе горы Хорога на высоте около 5000 метров и является аналогом знаменитых афганских месторождений. Размер лазуритовых линз в мраморах не превышает 2Х6м. К настоящему времени там подсчитаны значительные запасы лазурита.

Из других стран в Афганистане известно древнейшее и самое крупное месторождение лазурита Сар-э-Санг (Сары-Санг). Оно находится в провинции Бадахшан, на высоте 3000-4000 метров и занимает площадь около 2 км2. Здесь добывались блоки лазуритовой породы массой до 100 центнеров, а кристаллы лазурита - до 5 см. Несмотря на значительные размеры месторождения, его разработка работка ведётся в ограниченных объёмах - не более 5 тонн в год, но высококачественного ювелирного сырья здесь около 2 процентов.

Лазурит подразделяется на следующие сорта:

1. «ниили» (по персидски. - синий) - густо синего него цвета;

2. «асмани» (по персидски - небо) - ярко-голубого цвета;

3. «суфси» или «себций» (по персидски зелёный) - зеленовато-синего цвета.

Простым людям нельзя было приближаться к тем местам, где находился лазурит, - за это полагалась смертная казнь. А те рабы, что добывали лазурит, цепями приковывались к горе на всю жизнь. Бадахшанский лазурит, также как и памирский, лучше принимает полировку, поскольку светлая примесь в нём представлен более твёрдым диопсидом, а в байкальском лазурите - мягким кальцитом.

Ещё одна лазуритовая провинция находится в Чили, где в Чилийских Андах в провинции Кокимбо, открыты несколько месторождений. Главное из них - Карее находится на высоте 4500 метров в истоках рек. Казадорес и Виас-Риврес, притока реки Рио-Гранде. Менее значительные месторождения - в районе гор Сантьяго и Антофайсты и в провинции Атакама. Они тоже связаны с мраморами, однако, чилийский ляпис нередко прожилкового типа, хотя в одном из захоронений найдена глыба лазурита размером 20X30X61 см. Окраска его бледная до светло-голубой часто с оттенками зелёного. Он содержит прожилки кальцита, включения волластонита и пирита.

В США имеются небольшие месторождения лазурита: в штате Калифорния - Онтарио-Пик и рудник Бигорн, в горах Сан-Габриель; в штате Колорадо - рудник Блу-Уинкл. В штате Джорджия на месторождении Грейвс Маунтин встречены кристаллы лазурита до 3, 5 см в поперечнике. Небольшие месторождения лазурита известны также в Канаде - рудник Лейк-Харбор, на острове Баффинова земля, и на полуострове Лабрадор, в Индии - в районе Сарду, штат Джамму и Кашмир, и штате. Мадхья-Прадеш. В Мьянме - у Могока, в долине Даттав. В Италии — Монте-Сомма, на Везувии и в Альбанских горах в провинции Латиум, а также в Турции, ЮАР, Анголе и Руанде.

С древности подлинность лазурита проверялась прокаливанием, и при этом окраска камня усиливается. А низкокачественный лазурит с большим количеством светлоокрашенных минералов иногда подвергают облагораживанию путем искусственного окрашивания полированной поверхности готовых изделии.

Из всех синих камней, известных в древние времена, красивый камень ляпис-лазурь, называемый ныне лазурит, относился к наиболее высоко ценимым материалам. Лазурит известен человечеству уже более 7000 лет. Его использовали для изготовления амулетов и печатей, а также для инкрустации и мозаик. Как поделочный камень его знали в Индии, Месопотамии и Иране за несколько тысячелетий до нашей эры. Помимо прочего лазурит употребляли и для приготовления ярко-синей краски. Считается, что стены легендарной Вавилонской башни были лазоревого цвета.

Особое место занимает лазурит в каменной пластике Древнего мира. В государствах Междуречья и в Египте особо почитались амулеты из лазурита в виде резных жуков-скарабеев. Они украшали символы власти: нагрудные украшения (пекторали). Такая пектораль в виде трёх жуков-скарабеев была найдена в гробнице Тутанхамона. А знаменитая золотая маска фараона Тутанхамона была отделана лазуритовыми вставками - брови и веки. Почётным знаком Верховного судьи Египта была фигурка богини истины Маат, вырезанная из лазурита. В древних захоронениях находили, сделанные из лазурита цилиндрические печати, шары, резные фигурки птиц и животных. Это был священный камень жрецов и фараонов. Из лазурита делали фигурки богов, украшали им головные уборы, одежду и оружие.

Всем известно, что основным культом Древнего Египта был культ Солнца. Бог Амон-Ра являлся символом солнца, урожая, тепла, богатства. Египетский земледелец был чрезвычайно наблюдателен во всем, что касалось выращивания урожая. И вот, вознося молитву Амону-Ра, он обратил внимание на то, что весенний массовый выход жуков-скарабеев совпадает с важнейшим аграрным действом - периодом сева. Но не только это послужило причиной повышенного интереса к скарабею. Жук непрерывно катал шары из навоза, в которые откладывал по одному яйцу. Поскольку в каждый шар откладывалось лишь одно яйцо, работать жуку приходилось весь световой день. Плотные шары, которые без устали катают скарабеи, и огненный шар Солнца, непрестанно катящийся по небу, - вот древняя аналогия, приведшая к тому, что жука-скарабея признали священным. Если добавить, что отростки на его голове напоминают солнечные лучи, а на каждой ножке по тридцать суставов, т. е. столько же, сколько дней в месяце, то акт обожест­вления жука становится ясным. Жук - символ Мира и Солнца. Жук по-египетски «хепру», и это же слово означает «жить, существовать» (кстати, великий Линней, составляя свою «Классификацию», записал «скарабей священный»).

Каменные скарабеи - это целые разделы в искусстве почти всех народов Запада и некоторых стран Востока. Но почему для этих амулетов применяли именно лазурит. Трудно сказать, чем обоснован выбор материала: то ли пронзительная синева небес Синая и Галилеи, то ли пленительные краски Средиземного моря повлияли, а может быть, решающим оказалось то, что лазурит у древних египтян служил мерилом ценности. Именно лазурит был любимым камнем Египта, и не только Египта... Ассирия, Вавилон, Двуречье, Персия - все эти государства отдали дань восхищения синему блеску лазурит. Древние верили в переселение душ, в возрождение после смерти, но лишь при условии, что будет сохранено тело умершего. И вот египтяне, великие мастера мумификации, вкладывают в сердце мумий лазуритовых жуков-скарабеев. На их нижней стороне вырезали имена умерших (вероятно, чтобы не было путаницы в царстве мертвых) или имена богов, а иногда изречения, эмблемы или девизы. Но, как ни странно, - в том же Египте ограбление пирамид превратилось в довольно прибыльное ремесло. И что интересно, самое ценное, с точки зрения грабителей, - это лазуритовые жуки-скарабеи, вложенные в мумии. Жук, взятый в сердце мумии, должен принести долголетие, благоденствие, покой. Сбыть украденного скарабея было сложно - ведь геммы именные, и многие из них были широко известны. Кроме того, скупка краденого, как и грабеж, каралась смертью. Поэтому можно предположить, что кражи из гробниц совершались для себя, для эдакого душевного успокоения (очередной парадокс суеверий); рисковали жизнью для дальнейшего благосостояния и покоя...

Шумеры считали этот камень наивысшим и самым щедрым даром небес. Культ древнего астрального божества, владычицы небес, богини утреннего восхода Инанны весь состоит из лазурита. Украшение короны, скипетра, одежды, и даже прически - сплошь лазурит. В многочисленных клинописных табличках древнего Шумера содержатся изысканные и поэтичные славословия синему камню. Одна из таких табличек свидетель­ствует о намерении древних шумеров построить в честь богини Инанны храм из лазурита. Своих разработок на территории Месопотамии нет, можно представить, каких трудов стоила доставка камня. Изучение археологических находок Шумера позволяет ученым однозначно судить о происхождении камня - он памирский. Дорога к синему чуду проходила по заоблачным тропам, через глубокие каньоны, снежные и ледовые склоны, под лавинами и камнепадами. Это трудный и опасный путь к лазуритовым шахтам, через леденящий холод ночью и удушающую жару днем. И, судя по изобилию лазурита во всей шумеро-аккадской культуре, подобные экспедиции, за каменным сырьем были не единичным подвигом, а постоянной работой древних камнетесов. Камень, которому предстояло путешествие на спинах носильщиков к зубилу скульптора или резцу ювелира, тщательно отбирался. Выбирали обычно безукоризненные образцы, весом от 8 до 20 кг.

Согласно Библии «законы Моисея» были вырезаны на досках из небесно-синего лазурита, так называемые «скрижали». Античный мир продолжал высоко ценить лазурит, вырезая на нем инталии и камеи, священные сосуды и обереги. Плиний Старший писал о нем: «...Он подобен небесному своду, усеянному звездами...».

В Европе лазурит как ценный и редкий камень был известен с V века. Во времена Ренессанса, наряду с применением лазурита в качестве украшения и создания предметов роскоши (чаш, ваз, столешниц), большое значение этот камень приобрел в живописи, - его растирали для приготовления драгоценной и наилучшей краски - ультрамарина. Достаточно взглянуть на немеркнущие полотна Леонардо и Рафаэля.

Голубой цвет вообще редок в неживой природе. Насколько широк мазок голубизны неба, моря, цветов, настолько же он беден в горных породах и минералах. Поэтому дороговизна и редкость синей краски сопутствуют культуре всех народов, во все времена. Великий Тициан, приступая к работам в Венеции, специальным пунктом договора поставил условия о трех унциях лазури. В эпоху Возрождения судейским трибуналам частенько приходилось рассматривать дела о хищениях, грабежах, мошенничествах и подделках, связанных с редкой голубой краской.

Так что роль лазурита в изобразительном искусстве известна в качестве краски ультрамарина, которую до 1704 году продавали по цене золота, пока два берлинских красильщика случайно не открыли соединение железа, которое имело тёмно-синий цвет, и назвали его берлинская лазурь. Позже ультрамарин научились получать искусственно, сплавляя каолин с содой и серой в присутствии угля в качестве восстановителя.

Известно много примеров применения лазурита в украшении интерьеров. В эпоху Возрождения лазурит в значительных количествах используется для инкрустации во флорентийской мозаике, изготовлении украшений и декоративных изделий. Во Флоренции, во дворце Питти, хранится лазуритовая ваза высотой 40, 5 см. Лазурит как камень искренности в дипломатических подарках считался знаком подлинного дружелюбия. Такими подарками в 1873 году от русского императора германскому кайзеру Вильгельму I были несколько ваз из лазурита и серебряная копия памятника Петру I на лазуритовом пьедестале.

В замках и дворцах Европы сохранились стены и колонны, облицованные лазуритом, привезенным с единственного в те времена месторождения на Памире.

Над троном иранского царя Хосрова II был балдахин из лазурита и золота. В Китае шарики из лазурита служили символом сана, они украшали официальные головные уборы императора и его высших сановников. В Тибете он пользовался особым спросом у лам, которые ценили его выше золота.

В XVII-XVIII веках бадахшанский лазурит доставляли в Россию караванами через Китай по цене серебра. При сооружении Исаакиевского собора, когда Огюсту Монферрану не понравился тёмный байкальскш лазурит в облицовке пятиметровых колонн алтаря, он заменил его на более яркий бадахшанский. Этим камнем богато украшены царские дворцы в Санкт-Петербурге.

В Государственном Эрмитаже хранятся несколько ваз из лазурита и столешницы, в том числе самые большие парные вазы высотой 172 см, там же имеется ваза из одного куска лазурита, высотой 24 см, диаметром 18 см. В Лионском зале Екатерининского дворца в Царском селе (ныне г. Пушкин) имелись, сделанные на Петергофской гранильной фабрике из байкальского лазурита 4 столешницы, люстра, 2 экрана у каминов и 2 рамы для зеркал. Вазы и другие крупные изделия из лазурита, также как и из малахита, делали методом «русской мозаики». Кроме того, этим методом выполнена облицовка нижней части зала и наличники дверей.

Байкальским лазуритом украшен Испанский зал Эрмитажа в Санкт Петербурге. Там же находятся две вазы, две лазуритовые столешницы из бадахшанского лазурита и две парные вазы из байкальского лазурита. Лазурит применен для отделки Мраморного зала Мраморного дворца в Санкт Петербурге.

В монументальном искусстве советского периода лазурит разных оттенков использован в мозаичной шпалере «Индустрия социализма», где им набрано пространство Северного Ледовитого океана.

Изделия из лазурита можно увидеть во многих музеях мира. Парижский Лувр и мадридский Прадо, лондонский Тауэр и лиссабонский дворец Ажуда, музеи Флоренции, Тегерана, Стамбула, Вены, Цюриха, Рио-де-Жаяейро - везде восхищенный взгляд посетителя останавливается на этом сверкающем синевой камне.

Летом 1987 года в Париже состоялась выставка " Золото фараонов Таписа". Центральным экспонатом, по мнению экспертов, был " изумительный браслет, выполненный из лазурита и разноцветных стеклянных паст", а также двенадцать браслетов с левой и десять браслетов с правой руки фараона, все разной формы, с геометрическим или цветочным орнаментом, с застежками из лазурита, агата и яшмы.

В 1974 году фирмой П. Джильсона получен ляпис Джильсона или синтетический лазурит Джильсона. Его делают из порошка синтетического ультрамарина с добавкой водных цинковых фосфатов путём спекания в плотный агрегат вместе с кристаллами пирита или без него. Это темно-синий слегка пористый материал без примеси смол. Его минералогическая характеристика ближе к содалиту, чем к лазуриту. Тем не менее, его следует относить к имитациям, которые известны еще древним египтянам.

Лазурит научились подделывать еще в давние времена. Синий цвет был популярным в украшениях Востока, а при дефиците дорогого лазурита его заменяли синей эмалью или стеклом. В Ш веке до н.э. с целью получения шариков для бус в Сирии существовало производство синего кобальтового стекла. Характерные для лазурита белые пятна в стекле представлены кристобалитом. Для имитации синего лазурита с включениями пирита использовали синее авантюриновое стекло с кристаллами меди. В Германии существовала имитация лазурита - швейцарский или немецкий ляпис из яшмы Нункирхена, окрашенной берлинской лазурью. Там же в 1954 году во Франкфурте-на-Майне фирмой «Дегусса» была создана первая синтетическая имитация лазурита из поликристаллического агрегата спечённой синтетической шпинели с примесью пирита или золота. Более дешёвая имитация - реконструированный ляпис, состоит из обломков мрамора, обработанных сульфатом меди и сцементированных смолой с примесью пирита. Ещё одной имитацией являются крошки лазурита, сцементированные пластмассой с включениями пирита. В качестве материала имитаций применяют фосфат бария со связующими компонентами, а также окрашенные говлит, пирофиллит, халцедон.

 

ЯШМА

Что такое яшма? Но на этот вопрос можно получить различные ответы. Если зададим его камнерезам, то они назовут яшмой всякую плотную кремнистую скрытокристаллическую породу, принимающую хорошую полировку. Под это техническое понятие подходят и настоящая яшма, и агат, и кварцевый порфир и кварцит. Минералог же называет яшмой плотные кремнистые породы различного происхождения, состоящие из мельчайших кварцевых зерен и спаянные глинистым или кремневым цементом. При этой ха­рактеристике точное разграничение мелкозернистых кварцитов и яшм невозможно. Поэтому характерным признаком яшм является содержание кремнезема не менее 80%. А вот геммолог ответит точнее: «Это метаморфизованная первично-осадочная горная порода существенно кремнистого состава и представляет собой непрозрачную породу, сложен­ную, в основном, криптокристаллическим кварцем, халцедоном, опалом и примесями различного состава, определяющими её окраску и декоративные свойства. Окраска яшмы обусловлена, главным образом, присутствием окси­дов Fe и Мп. В зависимости от степени их окисления в породе проявлены раз­личные оттенки красного, жёлтого, коричневого и зелёного цвета. Оксиды Мп проявляются в виде чёрных дендритов, повышающих декоративность породы. На окраску также влияют минеральные примеси. При наличии ге­матита появляются красноватые тона, от гётита — бурые и жёлтые, от пумпеллиита, селадонита — зелёные, от щелочного амфибола — синие. Такова моховая яшма, насыщенная включениями хлорита. Из других минералов ока­зывающих влияние на окраску, следует отметить актинолит, везувиан, гранат, эпидот. Яшма с включениями самородного серебра получила торговое название — агат серебряный. К декоративным включениям относятся также раковины и спикулы губок, обычно нацело замещённые кремнезёмом. Классификация яшмы по её декоративным особенностям производится на основании окраски, состава, минеральных примесей и характера рисунка, а также структуры и текстуры. Всё это в той или иной мере находит отраже­ние в её названиях, также как и место находки».

В классических трудах Теофраста и Плиния в те времена, когда нефрит в Средиземноморье не играл еще никакой роли, греческое слово яспис отвечало современному значению этого термина. На Востоке же, в Халдее, Па­лестине и у арабов, оно (почти без исключения) применялось только к белым и особенно зеленым нефритам. В литературе, как оригинальной, так и в сочинениях современных переводчиков и толкователей текстов, мы находим такое смешение понятий при описании этого камня, что использовать их без серьезной критики не представляется возможным.

Иешме - назывались всюду на Востоке твердые зеленые камни: яшм - у персов, яшаб - у афганцев, яспис - у греков, грузин и армян. Одни думают, что оно происходит от греческого корня - лечу, другие (вероятно, более правильно) связывают его со зву­ками ю-ши - название нефрита в Китае.

Интересно, что о яшме в современном понимании почти ничего не говорят ни араб­ские, ни индийские лапидарии, и если это слово в них и встречается, то лишь для обозначения нефрита. Не вполне ясные указания встречаем мы в грузинском сбор­нике Х в., где они, несомненно, относятся к яшме в нашем смысле.

«...есть еще другой драгоценный камень (иаспини), более красного цвета, который попадается в морской воде; он темнее лепестков красных цветов.

Есть еще другой камень, который попадается во Фригии, в горах Сидейских. Он кровяного цвета, но светлее жемчужного ядра, бывает и винного цвета; он краснее, но не одного цвета и одной силы. Есть еще другой блестящий иаспин, схожий с цветом пламени и дыма, но светлее и более блестящий, чем второй. Не­которые на основании сказок говорят, что эти камни обнаруживают невидимое для глаза.

Этот камень попадается в Картлии, Гурганетии и в стране каспов, где жи­вут родственные народы.

Есть еще и другой иаспин, не такой великий и не такой блестящий, как первый, с крапинками в одном и том же зерне. Есть еще другой иаспин, который назы­вается упавлиос, и подобен он глазу, и Нерусскому морю, и смеси крови с молоком, что пьют «маскаты»; как говорят те, которые находят его, через него наводят страх на деревни и села...»

Эти указания говорят о сложности и многообразии пород, обозначавшихся яш­мой. Из этих цитат мы видим, что в древней и, средневековой литературе под име­нем яшмы подразумевались многочисленные разноцветные и пестрые камни. Эта же путаница понятий перешла и в Россию. Так, уже в конце XVII в. находим ука­зание на яшмы, например в «Росписи о камениях» (1682 г.): «Камень яшма, а в нем искра, что кровь смешалась; купят их в печатках недорого».

Многообразие наших представлений о яшме, а также наблюдающаяся противоречивость описаний ее внешнего вида и технических свойств связаны с раз­личными петрографическими характеристиками яшм и наличием в них постепен­ных переходов в кремни, агаты и ониксы.

Нет других пород, которые были бы более разнообразны по своей окраске: все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме, и перепле­таются они иногда в сказочную картину. Самыми обычными цветами являются красный и зеленый, но к ним присоединяются черный, желтый, бурый, оранже­вый, серо-фиолетовый, голубовато-зеленый и другие. Яшма, как правило, — непро­зрачный камень, и лишь в некоторых разностях слабая просвечиваемость дает ему особую глубину, благодаря которой получается мягкий, бархатистый тон (неко­торые яшмы Алтая). Одни яшмы, например калканские - Южного Урала, отличаются стально-серым ровным сплошным тоном. В других же нас поражает пестрое смешение различных цветов, образующих самый разнообразный и при­хотливый рисунок: цвета то располагаются ровными полосками, давая красивые ленточные яшмы, в которых темно-красные полоски чередуются с густо - или ярко-зелеными (кошкульдинская яшма на Южном Урале); то окраска причудливо беспорядочна, образуя волнистые, струйчатые, пятнистые, порфировые, брекчиевидные сорта. Часто разнообразные и сложные сочетания окрасок дают пестрый ковер, в котором рисуются фантастические узоры своеобразных картин.

В 1609 году итальянский исследователь Боэций-де-Боот подробно описал цветные яшмы Богемии. «Иногда они так естественно передают леса, поляны, деревья, тучи и реки, что на некотором расстоянии их можно принять не за камни, а за нарисованные картины. Из этих камней была приготовлена столешница, причем камни были так искусно вырезаны, что давали полную иллюзию картины, сравнимой по своему великолепию с храмом Дианы в Эфесе. Я собрал огромные количества яшм – красно-кровавых и пурпурных, белых и пестроцветных, как бы в созданных самой чудесной природой сочетаниях». А знаменитый испанский писатель Сервантес в 1613 году упомянул о «редкостной пестроте яшмы».

Эти прекрасные фантастические картины мы видим на яшме известного русского месторождения в окрестностях Орска. Вот бушующее море, покрытое серовато-зеленой пеной; на горизонте сквозь черные тучи пробивается огненная полоска заходящего солнца, — надо только врезать в бурное небо трепещущую чайку, чтобы достигнуть полной иллюзии; вот какой-то хаос красных тонов, что-то бешено мчится среди дыма и огня, и черная сказочная фигура резкими контурами выделяется на фоне бушующих стихий; вот осенний мирный ландшафт: голые де­ревья, чистый первый снег, — кое-где еще остатки зеленой травки; вот лепестки цветка яблони — они упали на поверхность воды и тихо качаются на волнах заснувшего пруда.

Опытный мастер-художник вглядывается на камне в эти непонятные нам рисунки и, осторожно врезая иногда веточку, иногда полоску неба, усиливает и выявляет прекрасные рисунки природы.

По этому новому пути камнерезного творчества пошла Петергофская гранильная фабрика, пытаясь воз­родить то своеобразное искусство, которое создалось в Италии в эпоху Возрожде­ния; то было время, когда из темно-зеленого гелиотропа вырезали фигуры, исполь­зуя в качестве кровавых пятен красные железистые точки и включения; на пят­нистом лазурите с его белыми пятнами рисовали целые пейзажи масляными кра­сками на фоне природного неба. В конце XVI века теми же красками рисовали на пластинках лучистого и натечного гипса огненно-ржавых оттенков, прекрасно ис­пользуя ореолы сияния этого камня для картин из священного писания. Около Флоренции добывался знаменитый руинный мрамор, отполированные пластинки которого в пышных рамках изображали таинственные замки. Баварский литографский камень с черными дендритами служил для изображения ландшафта; флорентийский кустарь искусно врезал в него домики из мраморов, фигуры поселян из яшм и лазурита, поляны и ручьи из разных сортов мраморов, змее­вика и яшмы. Так вXV—XVI веках положено было начало своеобразному использо­ванию рисунка камня, и по этому пути пошла современная яшмовая мозаика, лишь немногими штрихами - инкрустациями дополняя природу.

Этому помогали и находки многочисленных месторождений яшм во всех частях света: в пустынях Нубии и Египта, в Греции и Италии, в горах Средней Азии, в Северной Америке и пустынях Австралии. Всюду встречалась яшма то отдель­ными гальками или обломками, то целыми линзами и сплошными слоями; всюду давала она ценный материал для флорентийской мозаики и крупных декоратив­ных изделий. Очень давно; еще с начала XVIII века у нас стали интересоваться «ясписами». В конце XVIII века на Академию Наук возложили организацию сбора и шлифовку ясписовых камней на находившейся в ее ведении Петергофской гранильной «мельнице». В 1735 году императрица Анна Иоановна передала в Кунсткамеру присланные из Сибири ясписовые камни, «чтобы годные отшлифовать и оставить в Академии, остальные отправить обратно для убирания грота в Петергофе». По всей вероятности, то были яшмовые камни, присланные от генерала Геннина с Урала.

Китайские караваны привозили камни из Индии, Китая, с Памира, а из Баш­кирии и киргизских земель проникали яшмы Южного Урала.

Архивные данные рисуют нам историю открытия здесь яшм и агатов, причем с 1750 года исетская и оренбургская канцелярии состязались в поисках новых ме­сторождений яшмовых камней, из которых выделывались «черенья кортишные, охотничьи, сабельные, ножные и вилочные, табакерки и другие мелкие изделия». К этому времени было уже известно большинство основных месторождений райо­нов Кундравов, Калкана, Верхнеяицкой крепости (Верхнеуральска) и Орска.

Академик И. И. Лепехин первый указал на богатство яшмами Южного Урала. При перечислении цветных камней Урала в 1770 году он дает интересное описание рус­ских яшм: «Яшмы и агаты различают наши каменотесы по общему наружному виду и по твердости полировки, почему нередко оба сии рода каменьев перемешиваются, и иногда яшму называют агатом, а агат - яшмой. К яшмовому роду причисляют все полосатые агаты, в которых разноцветные полосы разновидный представляют «аламенок».. Между оными за самую лучшую почесть можно ту, в которой крас­ные полосы переменяются со светлозелеными, без всякого смешения представ­ляются».

Для характеристики изделий конца XVIII века интересно описание, приведенное в известном сочинении Попова о Пермской губернии: «Яшму всех цветов и изменений находят в зауральских уездах, особливо ж в Екатеринбургском и Верхотурском. По причине удобности доставать оную делается из нее, кроме столиков, множество красивых и весьма употребительных в хозяйстве вещей, каковы суть: серьги, вставки, браслеты, печати, набалдашники, табакерки, ино­гда вазы, маленькие пирамиды, обелиски (иногда из мрамора), также искусственные горки и подобия аллегорических врат и зданий, украшенных яшмовыми и порфи­ровыми колоннами и составленных вместе с другими цветными камнями, причем подбирают их под цвет изображенной вещи, например облака, воды и пр., но сии делаются по заказу, потому что дорого стоят, для внутреннего украшения домов...».

В ноябре 1756 года каменотесец Василий Волков начал разработку знаменитой ленточной яшмы. Необычайно насыщенность малиново-красных, зеленых тонов, тончайшие нюансы цвета выделяют эту яшму из общего пестроцветья. Здесь мы ведем речь о знаменитой кушкульдинской яшме. Первые изделия из нее были исполнены в технике «русской мозаики», так как находили ее в кусках размером от 6 до 10 см. Позднее именно она и родила яшмовые мозаики русских дворцовых интерьеров. Как мы упоминали «русская мозаика» - совершенно особый вид искусства, основанный на подборе больших декоративных плоскостей из одного исходного материала, как правило, из горных пород, подобно кошкульдинской яшме. Основой таких мозаик служила плита из мягкого камня (мрамора, змеевика). Она облицовывалась пластинками цветного камня: на первых порах редкими сортами яшмы, затем малахитом и лазуритом. Пластики подбирались так, что прожилки, полоски камня образовывали сплошной узор. Такая техника облицовки облегчала создание декоративных изделий или фрагментов убранства интерьера, поражавших размерами, сочностью, яркостью, даже резкостью массированного цвета.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал