Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Завершающая стадия исследовательского процесса.
Стадия обобщения, апробации и реализации результатов исследования является завершающей стадией научно–исследовательского процесса. Завершающая стадия научно-исследовательского процесса также проходит в несколько этапов (рис. 9.3): Обобщение результатов исследований включает следующие этапы: - обобщение результатов; - коллективное обсуждение; - рецензирование. Апробация и реализация результатов исследований включает следующие этапы: - рецензирование и экспертиза; - опытное внедрение; - корректировка и доработка результатов исследований; - реализация результатов исследований. Обобщение результатов исследования представляет собой литературное изложение результатов исследования в виде отчета о выполненной научно-исследовательской работе. За обобщением результатов исследований наступает очередь небольшого, но довольно важного этапа обсуждения работы. Если работу выполнял коллектив (лаборатория, группа), то обсуждение проводится при полном его составе. Работа может быть поставлена на обсуждение и более крупного подраздела (отдела, сектора) в зависимости от численности и компетентности коллективного исполнителя и от темы исследования – ее новизны, сложности, комплексности или заслушивается на ученом совете. Наряду с членами коллектива к обсуждению привлекаются работники смежных отделов, а при возможности – и работники смежных институтов, вузов и лабораторий, которые имели отношение к выполненной работе. Большую пользу приносит и приглашение к обсуждению специалистов-практиков. Следует заранее раздать участникам тезисы или хотя бы перечень вопросов, по которым особенно необходимы их советы и помощь. В тезисах излагаются только основные положения работы без аргументации, но так, чтобы была понятной их логическая связь. В отличие от авторефератов и резюме, тезисы могут охватывать не все части работы, а только те, что могут служить пред-метом научной дискуссии. При обсуждении работы обязательно выступают рецензенты. Рецензия (отзыв о научной работе) – работа, в которой критически оцениваются основные положения и результаты исследования. Особое внимание при этом обращается на актуальность его теоретических положений, целесообразность и оригинальность примененных методов исследований, новизну и достоверность полученных результатов, их практическую полезность. Рисунок.3. Схема завершающей стадии научно-исследовательского процесса.
При составлении рецензии, как правило, придерживаются такой последо-вательности: - обоснование необходимости (актуальность) темы исследования; - оценка идейного и научного содержания (основная часть рецензии), языка, стиля изложения; - последовательность изложения результатов исследования; - оценка иллюстративного материала, объема исследований и рукописи (рекомендации относительно сокращения или дополнения); - общие выводы; итоговая оценка исследования. Совет принимает решение о завершении работы и предоставление ее заказчику. Заказчик, как правило, вышестоящий орган, который финансировал работу может послать ее на экспертизу. Согласно законодательству Украины, под научной и научно-технической экспертизой понимают деятельность, целью которой является исследование, проверка, анализ научно-технического уровня объекта экспертизы и подготовка обоснования выводов для принятия решений относительно таких объектов. Это наиболее детальный и объективный метод оценки научной деятельности ее результатов. На основании решений органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, по инициативе научных организаций и учреждений, в рамках заключенных ими договоров на проведение научной и научно-технической экспертизы, такая экспертиза проводится относительно: - отдельных научно-технических проектов; - научно-технической продукции; - научно-исследовательских работ (как фундаментальных, так и прикладных) во всех областях научной деятельности; - опытно-конструкторских работ (комплекса работ, который выполняяется на основе технических задач с целью разработки опытно-конструкторской документации); - научных работ в виде специально подготовленных рукописей. Основными задачами рукописи могут быть: - проверка соответствия объектов экспертизы требованиям и нормам действующего законодательства; - оценка соответствия объектов экспертизы современному уровню научных и технических знаний, тенденциям научно-технического прогрессса, принципам государственной научно-технической политики, требованиям экологической безопасности, экономической целесообразности; - анализ уровня использования научно-технического потенциала, оценка результативности научно-исследовательских работ и опытно- конструкторских разработок; - прогнозирование научно-технических, социально-экономических и экологических последствий реализации или деятельности объекта экспертизы; - подготовка научно обоснованных экспертных выводов. К проведению научной и научно-технической экспертизы привлекаются предприятия, учреждения, организации, творческие коллективы, которые осуществляют научную и научно-техническую деятельность; специализированные экспертные организации; отдельные эксперты и группы экспертов. Экспертами могут быть только высококвалифицированные специалисты, которые имеют глубокие специальные знания в той области, к которой относится объект экспертизы. Деятельность, связанная с предоставлением экспертных услуг, должна быть сертифицирована согласно действующему законодательству, что подтверждает квалификацию получателя документа по вопросам организации и проведения научной и научно- технической экспертизы. При этом эксперты, группы экспертов и организации и учреждения, которые осуществляют экспертную деятельность, несут ответственность за достоверность и полноту анализа, обоснованность рекомендаций экспертизы. Внедрение результатов научных исследований представляет собой передачу на производство или в повседневную практическую деятельность научной продукции (отчетов, инструкций, технических условий, технических проектов, временных указаний и т. п.), что обеспечивает технико-экономический эффект, в удобной для реализации форме. НИР превращаются в продукт лишь с момента их «потребления» производством. Формы внедрения результатов НИР могут быть разнообразными. Наиболее простой формой внедрения в практику научных достижений, характерной для всех научных тем, является опубликование материалов исследования. Более того, для целого класса работ опубликование материалов является основной формой реализации их результатов. К этому классу относятся работы, которые, например, ограничиваются только постановлением новой проблемы, исследования поискового характера и т. п. Но для преобладающего числа работ опубликование – только первый шаг к внедрению. Например, если после внедрения работы изменяются отдельные параметры технологического процесса (химический состав, физико-химические характеристики сырья и т. п.), а принципиальные основы технологических процессов остаются неизменными, то результатом внедрения такой работы могут быть изменения (дополнения) технологической конструкции. Внедрение результатов НИР по разработке новых видов сырья может найти воплощение в виде новых межотраслевых или внутризаводских технических условий. Результатом НИР может стать технологический процесс, для которого необходимо создать оборудование (механическое, электрическое и т. п.), что связано с реконструкцией или строительством новых участков, цехов или их отделений. В этом случае одной из форм внедрения НИР является выдача или утверждение технического задания на проектирование цеха (отделения), его строение и освоение нового технологического процесса. Теоретические и научно-методологические положения, методики, рекомендации, созданные в результате выполнения НИР, например, по экономике, реализуются на практике путем применения их при внедрении новых технологий организации и экономического стимулирования производства конкурентоспособной продукции, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, совершенствования банковского дела при усовершенствовании менеджмента, маркетинга, учета контроля и аудита в условиях рыночных отношений. Для теоретических и исторических работ одной из форм внедрения является включение их результатов в учебные курсы по соответствующим дисциплинам. Важной формой внедрения результатов законченного научного исследования следует признать и последующее их использование в разработке других проблем. Ответственность за внедрение НИР возлагается на организацию-заказчика работ, а организация-исследователь обязана принимать непосредственное участие в выполнении работ по исследовательской эксплуатации и введению объекта в действие. В случае необходимости за промышленной эксплуатацией внедренных результатов научных исследований может осуществляться авторский надзор научно-исследовательской организацией. Порядок его осуществления устанавливается по договоренности сторон. Cдача заказчику выполненной работы оформляется актом сдачи-приемки завершенной научно-исследовательской работы по теме, в составлении которого принимает участие комиссия из представителей заказчика и исполнителя. В необходимых случаях для приема работ создается специальная комиссия. Однако, как бы тщательно не проводились НИР в научно-исследовательских организациях или творческих коллективах, все же они не могут всесторонне учесть разнообразные, часто случайные факторы, которые действуют в условиях производства. Поэтому научная разработка на первом этапе внедрения требует исследовательской проверки в производственных условиях. Учитывая это, процесс внедрения часто проводят в два этапа: опытно-производственное внедрение и серийное внедрение (внедрение достижений науки, новой техники, новой технологии). Опытно-производственное внедрение результатов технических исследований проходит, как правило, в три стадии. Первая стадия – подготовка к внедрению. Совместно с заказчиком или потребителем составляется план внедрения с указанием фронта внедрения, который определяется на основе сопоставления технико-экономических показателей производства при существующем технологическом процессе, оснащений, организаций производства и с учетом их изменений или дополнений, которые рекомендованы исследованием. При этом определяются отдельные и конечные сроки и последовательность внедрения по агрегатам, цехам, предприятиям; исполнители, распределение функций между ними; потом подготавливается документация, проводится испытание отдельных узлов и блоков, их монтаж, доводка агрегатов в лабораторных условиях. Вторая стадия – собственно внедрение. При проведении конструкторских разработок – это монтаж конструкций и ее испытание на рабочем месте; изготовление опытных партий и их лабораторное испытание; обучение персонала методам эксплуатации; передача потребителю систем учета, планирования и управления; оформление акта. При технологических разработках в стадию внедрения входит уточнение технологий на рабочем месте и корректирование технологической документации. Третья стадия – завершение внедрения. На этой стадии проводится испытание внедренной конструкции (технологии, системы организации производства и т. п.) в производственных условиях; устраняются выявленные при испытании дефекты, конструкция приводится к надлежащим требованиям и показателям; происходит передача документации, оформление акта. Участие исследователя необходимо на всех трех стадиях, так как он лучшее всех может найти способы устранения препятствий, подчас возникающих, внести необходимые уточнения и усовершенствования. При внедрении работ, направленных на совершенствование планирования и организации труда и производства, участие исследователя необходимо и на стадии перехода к массовому или серийному производству, так как лишь здесь может быть на практике проверена эффективность предложенной методики и отработаны необходимые коррективы. После опытно-производственного испытания новые материалы, конструкции, технологии, рекомендации, методики и прочие результаты НИР внедряют в серийное производство или повседневную практическую деятельность. На этом, втором этапе, научно-исследовательские организации не принимают участие во внедрении. Они могут давать консультации или предоставлять незначительную научно-техническую помощь по просьбе организации, которые осуществляют внедрение. Один из вариантов внедрения, например, предусматривает завершение НИР на стадии промышленно-серийного производства продукции по новой технологии, то есть с полным внедрением. Таким образом, использование тех или иных путей внедрения новой техники и технологии определяется характером НИР, особенностями объекта исследования, задачами и целью работы. Надо отметить, что большое значение имеют сроки реализации научных разработок и их распространение в народном хозяйстве, которые имеют свои рамки. Максимальным сроком реализации считается срок «морального старения» разработки, а минимальный, до истечения которого невозможно реализовать разработку, определяется техническими, научными, информационными и другими факторами внедрения. Существует также экономическая граница сокращения сроков реализации, когда затраты, необходимые для сокращения срока, возрастают на столько, что ускорение реализации становится просто нецелесообразным с экономической точки зрения. С учетом этого, оптимальным можно считать срок, дальнейшее сокращение которого требует прироста дополнительных затрат, которые не перекрываются приростом народно-хозяйственного эффекта от внедрения научной разработки. Такой срок внедрения обеспечивает максимальную эффективность реализации.
Контрольные вопросы
1.Раскройте программно-целевой принцип организации научных исследований. 2.Охарактеризуйте государственный приоритетов области научных исследований. 3.Основные критерии обоснования темы исследований. 4.Как определяется народно-хозяйственная эффективность исследований? 5.Что включает этап работы по теоретическим исследованиям? 6.Расскажите об организации научно-исследовательского процесса. 7.Понятие научной организации труда в научно-исследовательском процессе.
10. ПСИХОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
|