![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О ночном бодрствованииСтр 1 из 50Следующая ⇒
Преподобный Серафим Саровский
Радость моя
Оглавление
О ночном бодрствовании.................................................................................................................... 2 Простецам о молитве........................................................................................................................... 3 Тем, которые не причащаются Святых Христовых Тайн потому, что считают себя недостойными. 4 Правда ли, что в будущей жизни праведники будут наслаждаться радостью неизъяснимой и блаженством неизреченным....................................................................................................................................... 5 О том, как должно вести себя в храме............................................................................................... 6 Господь является любящим Его.......................................................................................................... 7 Имеющие власть должны крайне осторожно относиться к суждениям других людей о своих подчиненных................................................................................................................................................................ 8 О бременах тяжких и неудобных....................................................................................................... 9 Святые, пребывающие на небе, имеют общение с живущими на земле...................................... 11 О сложении перстов для крестного знамения................................................................................. 12 Ленивым к молитве............................................................................................................................ 13 Об избавлении от уныния и отчаяния хорошо молиться угодникам Божиим............................ 14 О кротком обращении с ближним.................................................................................................... 15 Клятвопреступники Богом наказываются....................................................................................... 16 Какую пользу приносит нам чтение Слова Божия......................................................................... 17 Хулители святых Богом наказываются............................................................................................ 17 К начальствующим............................................................................................................................. 18 О том, что Господь бывает особенно милостив к добрым деткам................................................ 19 К грешникам, не радеющим о своем спасении............................................................................... 19 Какая причина того, что Господь попускает злым духам вредить нам........................................ 20 Благочестивые обеты и от смерти человека избавляют................................................................. 21 К ленивым........................................................................................................................................... 22 Вера спасает болящих........................................................................................................................ 23 Бесы боятся крестного знамения и бегут от него........................................................................... 24 Не должно судить о загробной участи тех, которые перед смертью не успели исповедаться и причаститься Святых Тайн........................................................................................................................................ 25 Воинам, готовящимся вступить в битву.......................................................................................... 26 О святых, живших в пустынях и любивших уединенное житие.................................................. 26 О любви к врагам............................................................................................................................... 27 Мы должны особенно усердно молиться о почивших отцах наших духовных и наставниках наших 28 К инокам против празднословия...................................................................................................... 29 Святые угодники своими молитвами предотвращают и бедствия общественные..................... 30 Большей частью бывает, что каковы родители, таковыми же выходят и дети их...................... 31 Благодать Божия отражается не только в душе, но и в теле человека, восприявшего ее........... 31 О любви к Богу................................................................................................................................... 32 Память смертная................................................................................................................................. 33 Урок от дивной кончины праведника............................................................................................. 34 Оказывать помощь инокам есть дело доброе и для нас самих полезное...................................... 36 О неосуждении ближних................................................................................................................... 37 Как нужно поступать, когда одолевают нас тоска, скука, печаль и уныние............................... 38 О молитве за умерших....................................................................................................................... 39 Господь не оставляет тех, которые дают приют бездомным детям.............................................. 40 Святые угодники Божии и по смерти сохраняют власть над демонами и изгоняют их............ 41 К светским людям, власть имеющим............................................................................................... 42 О власти человека над дикими зверями.......................................................................................... 42 Грешникам, не заботящимся об исправлении своей жизни.......................................................... 44 О пользе чтения Псалтири................................................................................................................ 44 О том, какую пользу мы можем получить от посещения тех мест, где жили и подвизались угодники Божии.............................................................................................................................................................. 45 По случаю открытия мощей преподобного Серафима.................................................................. 46 Что нужно для того, чтобы преуспевать в любви у Бога и человеков......................................... 47 О любви преподобного Серафима к Отечеству.............................................................................. 48
О ночном бодрствовании В последней из молитв, читаемых священником в начале вечерни, из так называемых светильничьих, Святая Церковь просит Бога даровать нам, чтобы мы " и на ложах наших умиляющеся, поминали и в нощи имя Его". Из этого, как видите, открывается для нас то, что мы должны не всю ночь предаваться сну, но часть ночи бодрствовать и молиться Богу. Но почему же это именно так? Почему и часть ночи должна быть нами посвящаема Богу? Почему и ночью молиться должны мы? Во-первых, потому что Господь возлюбил ночное время и Сам поучает нас ночной молитве. Ночью Он родился, в ночное время любил уединяться для молитвенных бесед с Богом Отцом Своим, когда было еще темно (Ин. 20, 1), последовало и преславное Его Воскресение. И, наконец, Сам же Он говорит: Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22, 46). Во-вторых, часть ночи мы должны посвящать Богу потому, что так поступать учат нас святые отцы. Свт. Иоанн Златоуст говорит: " Не для того дана нам ночь, чтобы мы только спали... но должно разделить ее на две части: одну на дело, а другую на покой... И вы вставайте ночью и прежде всех дел сотворите Богу молитву, чтобы Он милость Свою подал вам" (из Пролога на 12 апреля). И прп. Ефрем Сирин учит: " Не почитай для себя приобретением сон и телесное упокоение; приобретение же и упокоение для человека – непрестанно принуждать себя к делу Господню. Итак, будем принуждать себя, возлюбленные, чтобы Господь, придя, нашел нас бодрствующими и сподобил блаженства Своего, ибо Сам Он сказал: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк. 12, 37). В-третьих, должны мы предаваться ночному бодрствованию и молитве потому, что они могут низвести на нас великие милости Божии. Так бодрствовал Самуил, неоднократно званный, ни однажды не обленился он встать, хотя был еще отроком, и за это удостоился беседы с Богом, соделался исполнителем воли Его и великим пророком. Утруждался Давид: Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7). И вследствие сего услышал Господь глас плача его, услышал моление его и молитву его приял (см: Пс. 6, 9-10). Наконец, не спали в ночь Рождества Христова пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего... И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 8-11). В заключение скажем, что бодрствовать и молиться в ночное время мы должны и в подражание святым, которые в этом случае представляют иногда примеры поразительные. Вот что, например, говорится о блаженном Серафиме Саровском. " Во всю жизнь свою он не переставал во всем покорять плоть свою духу и особенно подвизался против сна. Несмотря на преклонные лета и слабые силы, он спал иногда в сенях, а иногда в келии в таком положении: он сидел, прислонившись спиной к стене и протянувши ноги; иногда преклонял свою голову на камень или на деревянный обрубок, а то просто повергался на мешках с сухарями или кирпичах и поленьях, которые находились в его келий. Приближаясь же к последним минутам своего отшествия в вечность, он так усугубил подвиг свой против сна, что нельзя было без удивления и ужаса смотреть на подвижника: он становился на колени и спал ничком к полу, на локтях, поддерживая голову руками. Кровати же всю жизнь не имел. Время же, которое оставалось от занятий с приходящими, он проводил в молитве, и уже не столько за себя, а более за всех живых и умерших христиан". Итак, по примеру Самого Господа и по учению Его, а также по учению святых отцов и вследствие того, что ночные бодрствование и молитва низводят на человека великие милости Божии, и, наконец, по примеру угодников Божиих мы и сами должны поминать Господа на постели нашей (см.: Пс. 62, 7) и на ночном ложе искать Его (см.: Песн. 3, 1). Будем же поминать и будем искать Его. Пусть и в ночи сердце и ум наш бодрствуют и внимают тому, как сладкий глас Господа, зовущий к беседе с Ним, стучится в двери душ наших (см.: Песн. 5, 2). Аминь.
|