Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
лабораторной работы № 03
Методические указания по проведению Дисциплина: Химия Тема: Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Продолжительность: 2 часа Для специальностей: технического профиля Автор: Чудинова Л.Е.
Тема: Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Цели работы: 1.Закрепляем и углубляем знания об испытании растворов кислот индикаторами. Взаимодействии металлов с кислотами. Взаимодействии кислот с оксидами металлов. Взаимодействии кислот с основаниями. Взаимодействии кислот с солями. 2. Вырабатываем умение логически последовательного изложения материала. 3. Формируем навык оформления лабораторной работы по стандарту.
Теоретические основы:
Действие растворов кислот на индикаторы.
Практически все кислоты (кроме кремниевой) хорошо растворимы в воде. Растворы кислот в воде изменяют окраску специальных веществ – индикаторов. По окраске индикаторов определяют присутствие кислоты. Индикатор лакмус окрашивается растворами кислот в красный цвет, индикатор метиловый оранжевый – тоже в красный цвет. В растворах некоторых солей (таких как хлорид натрия, сульфат калия, нитрат кальция) среда нейтральная - как в чистой воде. Но очень многие соли не просто растворяются в воде, а реагируют нею примерно так же, как это происходит со слабыми кислотами или основаниями. При этом среда становится кислотной (например, в растворах таких солей как хлорид алюминия, сульфат цинка) или щелочной (в случае растворов сульфида калия, карбоната натрия, фторида натрия). Это явление называется гидролизом. Существуют различные методы определения концентрации ионов водорода и рН раствора. Один из простейших основан на использовании кислотно-основных индикаторов. В качестве индикаторов используют некоторые органические кислоты и основания, которые резко меняют свою окраску при изменении рН раствора.
Примечание. Индикатор фенолфталеин можно купить в аптеке, его продают как слабительное средство (пурген).
В качестве индикаторов можно использовать соки растений, их плодов и цветов. Далее в таблице приведена их окраска в натуральном виде и в кислотной и щелочной средах.
Было предпринято много попыток дать определение кислоты, которое бы позволяло раз и навсегда относить данное вещество к классу кислот. Наиболее успешной оказалась такая попытка (1923) датского физикохимика Й.Н.Брёнстеда: Кислоты – это вещества, отдающие в реакциях ионы водорода. Кислоты - это сложные химические вещества, которые содержат атомы водорода, способные замещаться на атомы металлов и образовавать соли. Классификация кислот по числу атомов водорода
Например, соляная - HCl - не содержит атомов кислорода, а H2СO3 - угольная - содержит 3 атома кислрода и является кислородосодержащей.
Классификация кислот по составу
Во-первых, металл должен быть достаточно активным (реакционноспособным) по отношению к кислотам. Например, золото, серебро, ртуть и некоторые другие металлы с кислотами не реагируют. Такие металлы как натрий, кальций, цинк – напротив – реагируют очень активно с выделением газообразного водорода и большого количества тепла.
По реакционной способности в отношении кислот все металлы располагаются в ряд активности металлов Слева находятся наиболее активные металлы, справа – неактивные. Чем левее находится металл в ряду активности, тем интенсивнее он взаимодействует с кислотами.
Во-вторых, кислота должна быть достаточно сильной, чтобы реагировать даже с металлом из левой части табл. Под силой кислоты понимают ее способность отдавать ионы водорода H+. Например, кислоты растений (яблочная, лимонная, щавелевая и т.д.) являются слабыми кислотами и очень медленно реагируют с такими металлами как цинк, хром, железо, никель, олово, свинец (хотя с основаниями и оксидами металлов они способны реагировать). С другой стороны, такие сильные кислоты как серная или соляная (хлороводородная) способны реагировать со всеми металлами из левой части табл. В связи с этим существует еще одна классификация кислот – по силе. В таблице в каждой из колонок сила кислот уменьшается сверху вниз.
Классификация кислот на сильные и слабые кислоты
H2SO4 +Zn = ZnSO4 + H2 - образуется соль и выделяется водород;
Разбавленная - на медь (Cu) никак не действует.
** Следует помнить, что в реакциях кислот с металлами есть одно важное исключение. При взаимодействии металлов с азотной кислотой водород не выделяется. Это связано с тем, что азотная кислота содержит в своей молекуле сильный окислитель – азот в степени окисления +5. Поэтому с металлами в первую очередь реагирует более активный окислитель N+5, а не H+, как в других кислотах. Выделяющийся все же в каком-то количестве водород немедленно окисляется и не выделяется в виде газа. Это же наблюдается и для реакций концентрированной серной кислоты, в молекуле которой сера S+6 также выступает в роли главного окислителя. Состав продуктов в этих окислительно-восстановительных реакциях зависит от многих факторов: активности металла, концентрации кислоты, температуры. Например:
Cu + 4 HNO3(конц.) =Cu(NO3)2 + 2 NO2 + 2 H2O
3 Cu + 8HNO3(разб.) = 3 Cu(NO3)2 + 2 NO + 4 H2O
8 K + 5 H2SO4(конц.) = 4 K2SO4 + H2S + 4 H2O
3 Zn + 4 H2SO4(конц.) = 3 ZnSO4 + S + 4 H2O
Есть металлы, которые реагируют с разбавленными кислотами, но не реагирует с концентрированными (т.е. безводными) кислотами – серной кислотой и азотной кислотой. Эти металлы – Al, Fe, Cr, Ni и некоторые другие – при контакте с безводными кислотами сразу же покрываются продуктами окисления (пассивируются). Продукты окисления, образующие прочные пленки, могут растворяться в водных растворах кислот, но нерастворимы в кислотах концентрированных. Это обстоятельство используют в промышленности. Например, концентрированную серную кислоту хранят и перевозят в железных бочках.
Взаимодействие кислот с основными оксидами. Поскольку основные оксиды – ближайшие родственники оснований – с ними кислоты также вступают в реакции нейтрализации:
Как и в случае реакций с основаниями, с основными оксидами кислоты образуют соль и воду. Соль содержит кислотный остаток той кислоты, которая использовалась в реакции нейтрализации. Например, фосфорную кислоту используют для очистки железа от ржавчины (оксидов железа). Фосфорная кислота, убирая с поверхности металла его оксид, с самим железом реагирует очень медленно. Оксид железа превращается в растворимую соль FePO4, которую смывают водой вместе с остатками кислоты.
Взаимодействие кислот с основаниями. Эта реакция, как вы уже знаете, называется реакцией нейтрализации. Кислота реагируют с основанием с образованием соли, в которой всегда в неизменном виде обнаруживается кислотный остаток. Вторым продуктом реакции нейтрализации обязательно является вода. Например:
Для реакций нейтрализации достаточно, чтобы хотя бы одно из реагирующих веществ было растворимо в воде. Поскольку практически все кислоты растворимы в воде, они вступают в реакции нейтрализации не только с растворимыми, но и с нерастворимыми основаниями. Исключением является кремниевая кислота, которая плохо растворима в воде и поэтому может реагировать только с растворимыми основаниями – такими как NaOH и KOH: Взаимодействие кислот с солями: Реакция происходит, если соль образована более слабой или летучей кислотой, или если образуется осадок.
2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + CO2 + H2O 2H+ + CO32– = CO2 + H2O
СaCl2 + H2SO4 = CaSO4 + 2HCl Сa2+ + SO42- = CaSO4
Основные соли при действии кислот переходят в средние:
FeOHCl + HCl = FeCl2 + H2O.
Средние соли, образованные многоосновными кислотами, при взаимодействии с ними образуют кислые соли:
Na2SO4 + H2SO4 = 2NaHSO4.
Входной контроль: Отвечаем на вопросы: 1. Какой цвет имеет раствор кислоты в присутствии индикатора (лакмус, метиловый оранжевый). 2. Какая кислота содержится в желудке человека и потому используется в медицине? 3. Какие кислоты вы знаете в быту?
Ход выполнения работы: Опыт №1 Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с лапкой, штатив с пробирками, индикаторы, соляная кислота (HCL), цинк (Zn), оксид магния (MgО). В первую пробирку наливаем соляную кислоту, добавляем 1-2 капли раствора лакмуса. Наблюдаем за тем, что происходит. Во вторую пробирку наливаем соляную кислоту, кладём кусочек цинка. Наблюдаем за тем, что происходит. Записываем уравнение реакции. HCL + Zn =…
В третью пробирку наливаем соляную кислоту, насыпаем небольшое количество оксида магния и перемешиваем. Наблюдаем за тем, что происходит. Записываем уравнение реакции. HCL + MgО = … Опыт№2 Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации). Взаимодействие кислот с солями. Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с лапкой, штатив с пробирками, соляная кислота (HCL), гидроксид натрия (NaOH), нитрат серебра (АgNО3), индикаторы.
В первую пробирку наливаем соляную кислоту, добавляем несколько капель фенолфталеина. С помощью пипетки к раствору малинового цвета добавляем по каплям 1 мл раствора гидроксида натрия. Наблюдаем за тем, что происходит. Записываем уравнение реакции. HCL + NaOH = … Во вторую пробирку наливаем соляную кислоту, добавляем 1 мл раствора нитрата серебра (АgNО3). Наблюдаем за тем, что происходит. Записываем уравнение реакции. HCL + АgNО3 = …
Выходной контроль: Выполняем задание: Составляем химические формулы кислот, соответствующие следующим оксидам: N2O3 СО2 Р2О5 SiO2 SO2 NO СО SO3 Содержание отчёта: Сделайте общий вывод в соответствии с целями, поставленными перед вами в этой работе. Список литературы: 1. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова «Химия» [текст]: - учебник для профессий и специальностей Технического профиля. Москва, Издательский дом «Академия», 2012 г. 2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006. 3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007. 4. Ерохин Ю.М. Химия: учебник для средне профессиональных учебных заведений, 4-е изд. М.: Издательский Центр Академия, 2004-384 с. 5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: органическая химия: учебник для 10 кл. ОУ, 8-е изд. М. Просвещение, 2001, 160 с. 6. www.twirpx.com - Учебные материалы. 7. www.amgpgu.ru - Лекционный курс. 8. www.uchportal.ru – Учительский портал. 9. https://o5-5.ru – 5 и 5 Учебный материал.
|