![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование характера ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений. Черты характера формируются на трех уровнях: - физиологическом (на основе темперамента) - социальном (под влиянием социума) - на уровне сознания (человек сам формирует характер). Сензитивный период становления характера - возраст 2-3 до 9 лет. Черты характера формируются постепенно. В раннем детстве складываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им, и определяются тем, как мать общается с ребенком. Позднее формируются черты, связанные с трудом (трудолюбие, аккуратность, ответственность и др.). В этом процессе важно подкрепление со стороны родителей и взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. Здесь происходит частичная перестройка характера: компромисс между тем, чему ребенка учили дома, и тем, что от него требует школа. Если же семейное воспитание вступает в противоречие со школьным, то начинается ломка характера. В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юношеском возрасте - нравственные, мировоззренческие. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания. Основную роль в формировании черт характера играет воспитание (целенаправленное или стихийное). По целям воспитание можно разделить на три вида:
В психологии выделены типы неправильного воспитания: 1) «Кумир семьи» - все для ребенка; 2) Гиперопека - Все за ребенка; 3) Гипоопека - ничего для ребенка; 4) Безнадзорность - ребенок сам по себе; 5) «Золушка» - все от ребенка и ничего ему; 6) «Ежовые рукавицы» - диктат; 7) «Двойное принуждение» - непоследовательность предъявления требований и отсутствие эмоционального контакта. Тип неправильного воспитания предрасполагает к развитию определенных акцентуаций (Эйдемиллер, Юстицкий)
Характер истероидный (греч. hystera - матка) - в Древней Греции истерию связывали с нарушениями функции матки. Это повышенная эмоциональность и впечатлительность, жажда признания, аффективно-мотивационная лабильность и пр. Характер шизоидный (греч. schizo - раскалывать, расщеплять, разделять) - ориентация на внутренние ощущения и переживания, замкнутость, нелюдимость, необщительность, неспособность переживать яркие эмоции и пр. Характер эпилептоидный (греч. epilepto - схватывать, эпилептический припадок; eides - подобный) - эмоциональная ригидность, склонность застревать на каких-либо эмоциях, педантизм, склонность следовать нормам. Характер астено-невротический - застенчивость, нерешительность, робость, мнительность и пр. Вариантом этого типа характера является тревожный (озабоченность критикой в свой адрес и др.). Характер лабильно-истерический (греч. astheneia - бессилие, слабость) - уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях других, повышенная эмотивность и др. Характер паранойяльный (греч. para - отклонение; поео - мыслить, воспринимать) - чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам со стороны окружающих, подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих и др. А.Е. Личко определил направления динамического изменения акцентуаций (тем самым подтвердив возможность развития характера), отнеся к ним переход из явной формы в латентную (возрастную компенсацию), превращение акцентуации в «краевую психопатию» и трансформацию, выражающуюся в присоединении акцентуации близкого содержания (например, превращение гипертима в циклоида). Характер — явление динамическое, он по-разному может проявлять себя, особенно у подростков. Во-первых, акцентуации заявляют о себе посредством острых аффективных реакций, которые бывают нескольких видов. Виды аффективных реакций. 1. Интрапунитивные (разряд аффекта путем нанесения себе повреждений). 2. Экстрапунитивные (разряд аффекта путем агрессии на окружающее). 3. Импунитивная (безрассудное бегство из аффектогенной ситуации). 4. Демонстративные (аффект разряжается в " спектакль") (15). Во-вторых, это преходящие психопатоподобные нарушения поведения. Виды преходящих нарушений поведения. 1. Делинквентность (мелкие правонарушения). 2. Токсикоманическое поведение. 3. Побеги из дома и бродяжничество. 4 Транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, преходящий подростковый гомосексуализм) (15). В-третьих, на фоне акцентуаций могут развиваться психические расстройства, переводящие личность на уровень болезни. Существуют ли в природе люди с нормальным характером или бесхарактерные люди?
Таким образом, Характер - это относительно устойчивое индивидуальное сочетание психических особенностей человека, обуславливающих типичный для него способ поведения. Он тесно связан с другими психологическими явлениями человека: с темпераментом, волей, способностями и проявляется в отношении к людям, деятельности и к самому себе.
|