![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I. Введение в социальную психологиюСтр 1 из 69Следующая ⇒
СОЦИАЛЬНАЯ
Часть I Учебное пособие Допущено в качестве учебного пособия
Под общей редакцией Г.С. Степановой ВОРОНЕЖ Воронежский государственный педагогический университет
Авторы: докт. психол. наук Н.Б. Трофимова – глава I; канд. биол. наук М.В. Рогов – глава IV (4.1, 4.2); канд. пед. наук Т.Ф. Пушкина– глава IV (4.3, 4.4); канд. психол. наук Г.С. Степанова – глава V.
Под общей редакцией Г.С. Степановой
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, Л.В. Абдалина; доктор педагогических наук, профессор, Н.И. Вьюнова
ISBN 978-5-00044-179-4
Учебное пособие раскрывает основные вопросы социальной психологии. Рассматривается история становления науки, социально-психологические особенности личности и закономерности общения, психология малых групп и больших общностей, массовые явления и конфронтации. Издание включает анализ современных социально-психологических проблем. Учебное пособие предназначено для студентов всех профилей, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование». Содержание соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. УДК 316.6 ББК Ю9
© Трофимова Н.Б., Щиголева Н.В., Поленякина Е.В., Ланина Н.В., Рогов М.В., Пушкина Т.Ф., Степанова Г.С., 2014 © Воронежский государственный педагогический университет, ISBN 978-5-00044-179-4 редакционно-издательская обработка, 2014 ПРЕДИСЛОВИЕ В современной ситуации политических, экономических, исторических преобразований постоянно усиливается интерес к тому, как влияет на людей широкое социальное окружение. Бурно развивающиеся общественные процессы затрагивают все стороны жизни человека, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, влияния их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности. Одной из наук, ищущей ответы на эти вопросы, является социальная психология – отрасль современного знания, которая изучает закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (групп) как различных общностей. Социальная психология сегодня востребована обществом. В силу этого она быстро развивается, расширяя поле деятельности своих прикладных исследований и увеличивая количество самостоятельных отраслей, многие из которых, например, этнопсихологию, политическую, историческую психологию, психологию религии и другие мы только начинаем осмысливать. Этнопсихология как отрасль социальной психологии дает нам важное знание о роли этнокультурной специфики в развитии общества и о многообразии вариантов развития. Стремительно расширяющаяся этнокультурная конфронтация требует изучения социально-психологических механизмов межэтнических конфликтов. Этническая идентичность является разновидностью социальной категоризации, основой формирования чувства «Мы» и структурным компонентом интегральной индивидуальности. Знание специфики этнической идентичности представителей различных групп способствует выстраиванию эффективных, бесконфликтных коммуникаций. В современных социально-психологических исследованиях все чаще обращают внимание на тесную связь психологии и истории и на их взаимную детерминацию. Историческая психология изучает историческую детерминацию и рассматривает человека как носителя исторических норм и ценностей, как объекта и субъекта исторического процесса. Психический мир наших предков отражается в нашей жизни как непосредственно, так и трансформированно; представлен в культуре, обычаях, психике, исторической памяти, менталитете, стереотипах поведения современного человека. Политическая психология – междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях, предупреждению терроризма, межэтнической конфронтации. Самостоятельное значение приобретает в последнее время такая прикладная отрасль, как социальная психология образования. Освоение студентами – будущими педагогами психологического знания предполагает умение видеть социально-психологические детерминанты психических явлений. Учитель как представитель старшего поколения играет ключевую роль в передаче исторического социокультурного опыта и социокультурных ценностей подрастающему поколению, способствуя интеграции учащегося в сложную структуру современного, стремительно меняющегося, полиэтничного российского общества. Все более актуализирующиеся проблемы поликультурного образования требуют от студента компетентного знания во всех отраслях социальной психологии. Кроме того, студенту – будущему педагогу необходимо знать и уметь применять на практике как личностные, так и групповые социально-психологические феномены, что позволит избежать ошибок в межличностном восприятии, общении и руководстве детскими коллективами. Предлагаемое учебное пособие содержит изложение основных социально-психологических феноменов, знание которых необходимо в процессе получения профессионального образования. Приложение к учебному пособию направлено на расширение знания в области социально-психологических проблем образования, закономерностей общения, ошибок социальной перцепции, основ исторической и этнической психологии.
Канд. психол. наук Г.С. Степанова
ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 1.2. Становление предмета социальной психологии. Теоретические и практические задачи социальной психологии. 1.3. История социально-психологического знания за рубежом. 1.4. История отечественной социальной психологии. 1.5. Методология и методы социально-психологического исследования. Эксперимент в социальной психологии.
|