![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема общения в социальной психологии
Понятие общения Общение является фундаментальной категорией в психологии, занимает важное место в ее разных направлениях, в том числе в социальной психологии, и в качестве самостоятельного объекта исследования выделилась относительно недавно. Тем не менее ее значение для общепсихологической теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий социально-психологической науки. До 70-х годов в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Уже в 20–30-е гг. ХХ в. проблема общения интенсивно разрабатывалась психологами. Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял В.М. Бехтерев в контексте разрабатываемой им социальной рефлексологии (1921). Он отмечал, что общение является важным механизмом объединения людей в группы и условием социализации личности. В середине ХХ века, особенно в Понятие «общение» использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализации личности в трудах многих ученых. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место как фактор психического развития человека, условие его саморегуляции (1931). Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л. Рубинштейна (1946). Роль общения как средства приобщения личности к общественным знаниям, усвоения общественного опыта, как условия развития мышления подчеркивал А.Н. Леонтьев (1983). В трудах В отечественной академической психологии под влиянием «деятельностной» парадигмы понятие «общение» традиционно связывалось с категорией «деятельности». Такая традиция характерна как для московской психологической школы (А.Н. Леонтьев и его последователи), так и для ленинградской. Б.Г. Ананьев рассматривал человека как субъекта трех основных видов деятельности: труда, познания, общения. Общение трактуется лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения являются специфическими формами совместной деятельности людей. Именно потребности в совместной деятельности и порождают процесс общения. В русле такого понимания распространенным определением общения является следующее. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) (Краткий психологический словарь, 1999. – C. 229). В 1967 г. в своей книге «Социальная психология» Б.Д. Парыгин выделил проблему общения в качестве предмета изучения социальной психологии. С этого времени общение становится предметом интенсивного научного изучения. При этом в 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Категория общения изучается с точки зрения ее самостоятельности, то есть несводимости к деятельности. В работах Б.Ф. Ломова (1984), В.В. Знакова (1994), А.А. Реана (1994, 2000) общение рассматривается не только как средство, но и как цель, выступая как самомотивированный процесс, не обязательно вызываемый потребностями в совместной деятельности. Как отмечает Б.Ф. Ломов (1984), «общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат – это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми. И хотя несомненно, что деятельность и общение, определенным образом связанные через субъекта, имеют многие общие черты, этого еще не достаточно для их отождествления (либо представления одного как разновидности другого. С этого времени начинается период подлинного рождения проблемы общения в социальной психологии. Категории общения приписывают самостоятельное значение, поскольку оно отражает специфическую потребность человека контактировать с другими людьми (так называемая «аффилиативная потребность») (А. Маслоу, 1997). Идея автономности и самоценности общения обосновывается, в частности, теоретической концепцией А. Маслоу о структуре фундаментальных потребностей человека, согласно которой аффилиативные потребности личности (то есть необходимость в общении) относятся к основным. Так возникает понятие фатического общения, цель которого в поддержании самого процесса общения вне совместной деятельности, например, чтобы поделиться своим горем, разделить радость. Попытку объединить противоположные точки зрения на общение предприняла Г.М. Андреева (1990). Она предложила рассматривать общение и как сторону совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее производное. Очевидно, что разрешение этого спора невозможно без единого понимания термина «деятельность», который, к сожалению, отсутствует, считает Таким образом, специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования в условиях общения к изучению самого процесса, его характеристик, в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа (теоретическом, эмпирическом, прикладном). В русле современных взглядов появляются и новые определения понятия «общение». Приведем одно из них полностью: «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность» (Психологический словарь, 1996. – С. 232–233). Общение как самостоятельное понятие, не сводимое к деятельности, может быть определено следующим образом .Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями Таким образом, ввиду сложности и ёмкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. Являясь насущной потребностью человека, общение может существовать и как самостоятельная форма активности. Однако в большинстве ситуаций оно включено в практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. Развитие человека, его существование и связь с окружающим миром немыслимы вне общения. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Социализация человека и его обучение общению протекают, прежде всего, в диалоге. Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и формируется в практике взаимодействия индивида с окружающими людьми, то есть в процессе социализации. Исходя из разных теоретических оснований, в общении можно выделять разные стороны, из которых складывается его сложная структура и целый ряд функций.
|