![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели группообразования
Детерминация возникновения малой группы предполагает выявление причинно-стадийного движения группы в направлении становления коллектива. В соответствии с представлениями Г.М. Андреевой (2006), причины возникновения малой группы следует искать вне ее и вне индивидов, ее образующих, а в более широкой социальной системе. Малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и функционирования социума. Причины возникновения малой группы могут быть разделены условно на социологические и психологические. Социологическими являются те факторы, которые побуждают индивида к вхождению в группу с позиций его социальных и профессиональных ресурсов, ожиданий, связанных с групповым членством, исходя из специфики деятельности группы. К психологическим механизмам возникновения малых групп относятся потребности личности в общении, взаимопомощи, в испытании чувства принадлежности, единения. Также факторы возникновения малых групп можно разделить на объективные (возникновение группы как результата деятельности социальных институтов и организаций) и субъективные (возникновение группы по причине родственных, приятельских и т.п. личных моментов, стремления индивидов к удовлетворению своих потребностей, ожиданий, связанных с предстоящим членством). В социальной психологии сформулировано несколько моделей группообразования. Каждая из моделей характеризуется спецификой критериев и механизмов организации группы. 1. Стратометрическая концепция А.В. Петровского. Критерии: степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности-негативности с точки зрения общественного прогресса. Механизм: развитие группы – движение в своеобразном континууме, где этот процесс протекает от формирования активности, обусловленной индивидуально-психическими различиями, до формирования активности, опосредованной самой совместной деятельностью. 2. Параметрический подход Л.И. Уманского. Критерии: наличие особых параметров группы – признаков ее развития. Механизм: формирование этих показателей – параметров: – содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; – организационное единство группы; – групповая подготовленность в сфере реализации совместной деятельности; – психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая, соответственно, процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях. 3. Эмоциональная динамика группообразования И.П. Волкова. Критерий: развитие эмоциональных отношений в группе. Механизм: динамика развития группы в соответствии со следующими фазами: – фаза первичного восприятия и опознания – формирование первого впечатления о партнере; – фаза сближения – формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, актуализация установки на совместное действие; – фаза совместного действия – принятие межличностных ролей и определение статуса в общении; – фаза сцепления – укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения с механизмами взаимовлияния. 4. Двумерная или двухфакторная модель Б. Такмена. Критерии: деловая и межличностная сферы групповой активности и положение группы на соответствующей стадии развития. Механизм: прохождение стадий в каждой сфере. Выделяются следующие стадии сферы межличностной активности: – стадия «проверки и зависимости» – ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; – стадия «внутреннего конфликта» – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; – стадия «развития групповой сплоченности» –постепенная гармонизация отношений, исчезновение межличностных конфликтов; – стадия «функционально-ролевой соотнесенности» – образование ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача». Стадии сферы деловой активности: – стадия «ориентировки в задаче» – поиск членами группы оптимального способа решения задачи; – стадия «эмоционального ответа на требования задачи» – противодействие членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней; – стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями» – этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации; – стадия «принятия решений» – конструктивные попытки успешного решения задачи. Недостатком данной модели является отсутствие сведений о взаимовлиянии сфер, а также о градации сфер с генетической позиции. 5. Модель образования группы как формирование нормативно-ролевой системы в инструментальной и экспрессивной сферах групповой активности Н. Обера. Критерий: наличие четырех стадий группообразования, обусловленных динамикой норм и ролей в группе. Механизм: прохождение следующих стадий: – формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей – «апатично-иерархическое» состояние группы; – возмущение – разрушение уже имеющейся ролевой структуры в соответствии с появлением внутригрупповых разногласий; – формирование инструментальных норм – процесс гармонизации отношений партнеров по группе; – выполнение – образование функциональных ролей с гибкой системой взаимоотношений в группе. 6. Одномерный подход Е. Мабри. Критерий: группообразование, обусловленное решением задач инструментального типа – от формирования конкретной групповой задачи до ее решения. Механизм: прохождение четырех этапов решения задачи: – латентный – ознакомление с задачей; – адаптационный – функциональное объединение возможностей членов группы и требований к решению задачи; – интегративный – объединение общих усилий, координация стратегии действий в группе; – достижение требуемого результата. Исходя из перечисленных моделей образования группы, можно выделить несколько этапов развития малых групп. 1. Членство. На данном этапе достаточно высоко проявляется напряжение в группе, обусловленное отсутствием сформированности групповых норм в ситуации двойственности ролей, что может иметь место, например, при образовании студенческой группы первого курса. В этой ситуации отмечается высокая тревожность, обусловленная низким уровнем доверия. Большую роль на этом этапе играют стереотипы. Низкая продуктивность группы обусловлена наличием элементов взаимооценки, желанием произвести впечатление на других, а также боязнью конфликтовать из-за непредсказуемости реакции других членов группы. 2. Разделение на подгруппы. Происходит формирование коалиций на фоне снижения напряженности и повышения доверия. Помогает сближению людей наличие схожих интересов и общих взглядов. Предпринимается попытка захвата власти в группе, но на этом этапе конфликт не возникает, хотя возрастает несогласие, что оставляет в целом группу на достаточно низком уровне ее продуктивности. 3. Конфронтация. Возникновение противостояния как элемента формирования понимания. Это положительный признак, имеющий в перспективе значение для развития группы. Отсутствие данного этапа развития является риском в отношении продуктивности группы, так как налаживание доверительных отношений наиболее успешно происходит именно в ситуации конфронтации, через обострение отношений, повышающее отбор и интеграцию идей. Выделяют три типа конфликта на этой стадии: – ложный (аутистический). Внешне – конфликт, по факту – недопонимание. Например, в ситуации возникновения смеха в группе; – случайный конфликт – ситуация, когда поведение индивида или группы создаёт проблему для одного или нескольких членов группы. Например, опоздание члена группы на ответственное мероприятие; – эскалационный конфликт (вторичная напряжённость) – последовательно возникающие ложные или случайные конфликты, которые приобретают функцию скрытой борьбы за власть или попытку создания контроля в группе. 4. Индивидуальная дифференциация. Данный этап характеризуется низкой напряженностью на фоне высокого доверия, что создает условия высокой продуктивности группы с выработанными навыками разрешения конфликтов. 5. Стадия действия или сотрудничества. Характеризуется апогеем характеристик предыдущего этапа. 6. Распад. Может быть как запланированным, например, окончание вуза, так и незапланированным, например, распад семьи. В первом случае ситуация характеризуется ритуальностью происходящего (выпускной вечер). В то время как незапланированный распад малой группы чреват рисками не только глубокого переосмысления происходящего, но и негативными состояниями личности. Результатом групповой динамики могут быть следующие феномены: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит», психологический обмен. Разрешение внутригрупповых противоречий. Выделяют такие внутригрупповые противоречия, как: – противоречие между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; – противоречие между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, а также интеграции ее с группой. Разрешение противоречия завершается наступлением «фазы гармонии». Стабилизируются отношения наряду с продолжающимися колебаниями противоречий между лидером и последователями. Результатом становится окончательная стабилизация структуры группы. «Идиосинкразический кредит» (поЕ. Холландеру). Члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Феномен «идиосинкразического кредита» представляет собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное (идиосинкразическое) поведение в контексте конкретной малой группы. Данное явление, выступая механизмом группового развития, позволяет внедрить в жизнь группы элементы инновационности в отношениях, что переводит продуктивность группы на более высокий уровень. Психологический обмен. Как механизм групповой динамики психологический обмен рассматривается прежде всего в виде ценностного обмена. Ценности характеризуются понятием материального или нематериального предмета, представляющего значимость для человека, а также способностью удовлетворять потребность человека; отражают групповую динамику с позиций взаимодействия людей в малой социальной группе. В данном контексте она выступает в виде характеристик членов группы, исходя из свойств их личности, умений, опыта, способов решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом. Наиболее ярким проявлением ценностного обмена служат отношения партнеров по группе в рамках процессов лидерства. Также определенное значение имеет понятие ценностного вклада индивида в жизнедеятельность группы, рассматриваемые как полезные, ценные, ориентированные на удовлетворение потребностей социальной группы действия в различных формах. Также механизм ценностного обмена отражается в феномене социального проникновения – личностном взаимораскрытии партнеров по общению, претерпевающем реализацию стадий ориентации (поверхностный контакт), пробного эмоционального обмена (поверхностные частые контакты), полного эмоционального обмена (глубокие контакты с позиций личностных структур в пространстве ограниченных областей взаимодействия), установившегося обмена (контакты на глубинном личностном и поверхностном уровнях). В целом динамика группового процесса рассматривается как прохождение ряда стадий достижения высшей степени организации группы – коллектива (команды). Одновременно реализуется процесс групповой социализации в совокупности с индивидно-групповыми взаимодействиями.
|