![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кто есть кто
В основе большинства эффектов межличностного восприятия лежит механизм установки. По образному сравнению Д.Н. Узнадзе, человек подобен радиоприемнику, который, несмотря на то, что может принимать множество радиостанций, воспроизводит одну – ту, на которую настроен. Так вот, своеобразная настройка человека на восприятие тех или иных сторон объекта и есть установка. Иными словами, установка – это готовность действовать или воспринимать что-либо определённым образом. Рассматривая восприятие человека человеком, мы имеем дело с особым классом установок, получивших название аттитюды, или социальные установки, поскольку возникают они при восприятии особых объектов – других людей, норм, правил и т.д. Примером иллюстрации социальных установок стал опыт А.А. Бодалева. Двум группам людей демонстрировалась одна и та же фотография мужчины, по которой им предлагалось описать особенности характера человека. При этом испытуемым одной группы сообщалось, что на фотографии известный ученый, а другой – что это матерый преступник. В итоге полученные описания разительно отличались друг от друга. В одном и том же фотопортрете одни видели умный лоб, ласковую улыбку, свидетельствующую о широте души, другие – хищную улыбку, «преступный подбородок», затаенную злобу и т.д. Действовал эффект предубеждения. Иллюстрацией такого же рода является еще один эксперимент, который, кроме всего прочего, показывает, как важно не забывать об установках, особенно в сфере пропагандистской и воспитательной работы. Один и тот же человек выступал в трех разных аудиториях с одной и той же лекцией о США. В первой аудитории его представили как профессора, вернувшегося из США с симпозиума. Во второй – как учителя, ездившего в Америку по обмену опытом. В третьей – как спортсмена, вернувшегося из США с соревнований. Во всех трех аудиториях слушателями были учителя. После лекции выяснялось их мнение. Как и ожидалось, больше всего восхищались лекцией те слушатели, которым читал «профессор». «Какая эрудиция, какие манеры...». Там, где выступал «учитель», лекция понравилась меньше, но понравилась. Сработал «эффект своего». А вот там, где выступал «спортсмен», восторгов не было совсем. Более того, многим лекция не понравилась вообще. Наглядный пример, не правда ли? В кругу психологов стал расхожим рассказ об американском профессоре, который, иллюстрируя действие установочных механизмов, встал возле метро с табличкой на груди и со шляпой в руке и простоял так весь день. Многие клали в шляпу деньги и шли дальше. Во всяком случае, никто не задал ему никаких вопросов. На табличке же было написано: «Я получаю больше любого из вас». Не знаю, насколько правдива эта история, но она довольно точно отражает суть явления. Еще один официально запротоколированный эксперимент. Во время лекции в аудиторию заходили два человека. Лектор перебрасывался с ними несколькими фразами, из которых было понятно, кем является вошедший первым. О втором человеке студенты никакой информации не имели. Что же касается входившего первым, то он выступал в одном случае в роли лаборанта, в другом – ассистента, в третьем – доцента и в четвертом – профессора. Эксперимент повторялся в нескольких аудиториях. Студентов просили оценить рост входивших. Оказалось, что во всех аудиториях примерно одинаково и довольно точно определили рост человека, информации о котором не было. Рост же входившего первым существенно менялся в оценке, хотя оба человека были одного роста. При этом «профессор» оказался выше «лаборанта» в среднем на двенадцать (!) сантиметров. Итак, неточности нашего восприятия людей касаются не только невидимых особенностей личности и характера человека, но даже его внешнего вида. Было бы неверно приписывать установкам исключительно отрицательную роль. Аккумулируя в себе и индивидуальный, и общественный опыт, они помогают человеку принимать решения в ситуации неопределенности, позволяют компенсировать дефицит информации при восприятии новых объектов, обеспечить психологическую защиту и многое, многое другое. Однако это не дает оснований забывать о коварстве установок, особенно в педагогической деятельности. Многие скажут: «Нет, у меня никаких установок по отношению к детям нет». Не спешите с выводами. Попробуйте внимательно и как бы заново посмотреть на окружающих людей и, может быть, вам откроется в них нечто, что вы просто не замечали. Ребенок кажется вам неисправимым? Вспомните А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других педагогов, главным принципом которых наряду с другими было уважение к личности ученика и вера, прежде всего, в позитивное в нем.
Игра на пальцах
У Наташи дома неприятности. Девочка тяжело их переживает, стала невнимательна на уроках, конфликтует с одноклассниками. Молодая учительница поняла причины происшедших перемен и решила побеседовать с Наташей. Оставив ее после уроков, она предложила девочке рассказать о своих проблемах, но Наташа категорически отрицала наличие каких бы то ни было семейных конфликтов. Разговора не получилось. В чем причина этого? Учительница не учла: одного ее желания помочь девочке явно недостаточно. Нужно еще, чтобы эту помощь захотела принять Наташа. Но этого не случилось. Возможно, сказалось предубеждение против учителей, приписывание всем педагогам черствости и бездушия, стремления только поучать, а не оказывать реальную помощь. Учительница, как это можно понять из примера, не проявила одной из важнейших педагогических способностей – способности к рефлексии, к умению увидеть себя глазами другого. В педагогической деятельности способность к рефлексии и ее глубина имеют, пожалуй, принципиальное значение, поскольку, проникая во внутренний мир ребенка, позволяют прогнозировать реакцию ученика и выбирать адекватные методы педагогического воздействия.
И минус, и плюс...
Приведенные нами эффекты межличностного восприятия в одних ситуациях воспринимаются со знаком минус, а в других – со знаком плюс. Не зря говорят, что минус – это плюс, правда, доведенный до абсурда. Сформированные на основе собственного опыта и опыта поколений эффекты восприятия избавляют нас от необходимости тратить силы и энергию на познание людей, с которыми нам приходится вступать в контакты, число которых в наш бурный век стремительно растет. Эффекты восприятия вовремя подбросят нам необходимую дополнительную информацию и позволят без каких-либо излишних усилий и пообщаться, и даже, при необходимости, поработать вместе. Но все это справедливо для поверхностного общения. Там, где мы переходим на иной, более глубинный уровень отношений (в семье, с друзьями, близкими либо в некоторых специфических профессиональных видах деятельности – педагогической, психотерапевтической, управленческой), эффекты способны оказать медвежью услугу, полностью заслонив реального человека. И вот здесь целесообразны некоторые специальные приемы, позволяющие в определенной мере нейтрализовать их влияние. Можно сформулировать их в виде нескольких, на первый взгляд тривиальных, однако часто упускаемых нами из вида правил. 1. Даже на самого близкого человека, знакомого вам много лет, а тем более на человека, знакомство с которым не столь длительно, нужно хотя бы изредка смотреть так, как будто вы видите его впервые в жизни, и ваша задача заключается в том, чтобы попытаться его хорошенько узнать. 2. Не забывайте, что не все люди несут на себе отпечаток своей профессии и роли. Есть немало людей, способных сохранить свою индивидуальность в любых условиях. 3. Не полагайтесь в оценке человека на то, что говорят о нем люди, составьте собственное мнение о нем. 4. Не стоит делать заключение сразу в ходе первой встречи. После ее окончания попытайтесь мысленно «прокрутить» происходившее, проанализировать поведение человека, содержание разговора. Не забывайте, что любой факт имеет множество интерпретаций. Как справедливо говорил Г. Лихтенберг, «постоянно оказывается, что так называемые " дурные люди" от более основательного их изучения выигрывают, а " хорошие" от этого теряют». 5. Составив мнение, не укрепляйте себя в нем, пока не узнаете человека ближе. Если вы услышите о нем мнение, расходящееся с вашим, отнеситесь к его точке зрения как к более правильной, как к поводу взглянуть на человека с несколько иных позиций, и вам может открыться в нем много нового. 6. Не стоит делать скоропалительных выводов и тогда, когда человек вам хорошо знаком. Задумайтесь, действительно ли в его поведении есть факты, свидетельствующие о справедливости ваших умозаключений. 7. Не усредняйте людей. Помните, что природная палитра богата красками и среди них много не только полутонов. В преодолении ошибок межличностного восприятия большую помощь могут оказать различные игры и упражнения психологического содержания. При всей своей видимой простоте они часто несут большую психологическую нагрузку. Сегодня есть много литературы, посвященной проведению таких игр и упражнений, и, видимо, нет смысла повторять их описание. Поэтому в качестве примера можно привести лишь одно, непосредственно относящееся к теме нашего разговора. Это упражнение очень хорошо проводить как с теми, кого вы еще недостаточно знаете, так и с хорошо знакомыми людьми. В первом случае оно позволит быть более объективным при построении образа другого человека, во втором – частично преодолеть описанные выше эффекты. Вот лишь два его варианта из множества возможных. Проводить его можно где угодно – и в дружеской компании, и в коллективе учителей, и в школьном классе. Вариант первый Предложите вашим знакомым сесть спиной к остальным и попытаться подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих. При анализе обратите внимание на то, как влияет степень знакомства на подробность описания, на то, кто и кого более подробно описывает. Вариант второй Называется один из участников группы. Группа коллективно должна вспомнить его поведение, самочувствие и высказывания с определенного момента встречи или с самого ее начала. Очевидно, что подобные упражнения могут иметь множество различных модификаций в зависимости от тех конкретных задач, которые вы перед собой ставите. Наблюдательному человеку такие упражнения помогут узнать много нового о взаимоотношениях в коллективе, о справедливости оценок, из которых люди исходят, говоря о том или ином участнике беседы.
|