Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии






Экзистенциализм - одно из интереснейших и глубоких направ­лений западной философии. Впервые термин «экзистенция» («суще­ствование», «сущность») был употреблен С.Кьеркегором, труды ко­торого легли в основу этой философии. Другим источником экзи­стенциализма считается феноменология Э. Гуссерля. Крупнейшими философами-экзистенциалистами являются Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др. Объектом исследования экзистен­циалистов является человек как субъект и его субъективное пере­живание своего существования. Естественно, что психология и психотерапия XX в. не могли не подвергнуться воздействию этого учения. Представителями экзистенциальной психологии можно считать В. Дильтея, Э.Фромма, В.Франкла и др. Ф. Перлз считает гештальттерапию ветвью экзистенциальной психотерапии.

Покажем основные черты экзистенциальной психотерапии на примере психотерапии крупнейшего ее представителя В.Франкла.

Основным сугубо человеческим стремлением, по В.Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и чело­век ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни - сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни в принципе доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Он всегда уникален, ему нельзя на­учить, но человек может его создать и несет ответственность за осу­ществление своего уникального смысла жизни. Причем человек мо­жет найти и реализовать смысл жизни при любых обстоятельствах.

В поисках смысла человек направляет свою совесть. Совесть -орган смысла. Эту способность Франкл называет самотрансценден-цией человека. Смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, своему партнеру, тем в большей степени он явля­ется человеком и тем в большей степени становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душев­ные силы для преодоления жизненных трудностей. В. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждал, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, кото­рый они хотели реализовать.

Наоборот, отсутствие смысла жизни, так сказать, экзистенциаль­ный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощ­ным перед лицом трудностей. Франкл писал, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдают ощущением утраты смысла жизни. Он считал, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум.

Нормальное чувство счастья, по Франклу, - явление, сопровожда­ющее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у чело­века нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), сексу­ального и другого наслаждения. Однако чем более человек стре­мится к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, т.е. рефлек­сия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого счастья.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал