Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика различных видов толпы






Различают простую, экспрессивную, конвенциональную и дейст­вующую толпу. Естественно, что названные виды толпы во многом условны. Толпа - весьма динамичное социально-психологическое явление. Один вид ее может переходить в другой, но тем не менее каждый из видов обладает качественными отличиями.

Простая, или окказиональная, толпа представляет собой скоп­ление лиц, желающих получить информацию о событиях или явле­ниях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют лица, испытывающие потреб­ности в острых ощущениях, впечатлениях. Такая толпа может объ­единять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Пово­дами для скопления ее служат какое-либо происшествие, как пра­вило, дорожно-транспортное, поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. п.

В принципе простая толпа не представляет опасности, хотя и со­здает помехи и неудобства. В то же время она может превратиться в действующую, агрессивную. Иногда такая толпа устраивает само­суд (суд Линча).

Экспрессивная толпа - это группа людей, совместно выражаю­щих чувства радости, горя, гнева и т.д. Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтиро­ванностью в поведении.

Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих вос­торг успехами спортсменов, а также любителей острых ощущений, возникающих под воздействием азартных игр, наркотиков.

Праздничные шествия во время больших событий, похоронные и иные процессии носят характер экспрессивной общности. Осо-

бое внимание органы внутренних дел уделяют экспрессивной тол­пе при похоронах людей, погибших в результате аварий, катаст­роф и т.д.

Конвенциональная толпа образуется, например, во время спор­тивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют, ве­дут себя так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидным. «Фанаты» пред­ставляют реальную угрозу для общественной безопасности. Как правило, значительную часть болельщиков составляют не просто любители спорта, а лица, испытывающие чувства привязанности к какой-либо из команд, преимущественно к местной.

Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжатель­ную и так называемую агрессивную. Спасающаяся толпа - это толпа, находящаяся в состоянии паники (реакции массового стра­ха при мнимой или реальной угрозе). Паника может возникнуть при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и терро­ристических актах в местах массового скопления людей.

Слово «паника» (panikon) в переводе с греческого означает «без­отчетный ужас». Психологи употребляет это понятие для обозна­чения психологического состояния, вызванного угрожающим воз­действием внешних условий и выраженного чувством страха, охва­тывающего человека или общность, и неудержимым, неконтроли­руемым стремлением избежать опасной ситуации.

Вследствие паники в толпу могут превращаться достаточно ор­ганизованные аудитории. В частности, подобное случилось в США в 1938 г., когда во время радиотрансляции компанией «Эн-Би-Си» романа Г. Уэлса «Война миров» люди пережили состояние, близ­кое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Зем­лю. Хотя по радио было трижды объявлено о том, что передается литературное произведение, приблизительно 400 тыс. американ­цев засвидетельствовали «появление марсиан». Данный пример стал хрестоматийным.

Паника может возникать в организованных и неорганизован­ных группах, охватывать людей, собранных вместе на одном про­странстве, а также разрозненных на большой территории. Она способна возникать почти мгновенно у сотен тысяч людей или постепенно, захватывая то одни группы, то другие, передаваться суггестивно (от лат. suggestio - внушение).

В зависимости от того, касается ли паническое состояние боль­шого скопления людей или отдельной личности, паника делится на массовую и индивидуальную. В обоих случаях общими явля­ются страх и ужас, лишающие индивидов возможности действо­вать осознанно и последовательно. Паника является отражением реальных или мнимых угроз:

- опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества;

- кратковременности ситуации, во время которой человек чув­ствует, что не сумеет правильно оценить ее и принять сознатель­ное решение о плане действий;

- необходимости действовать без осознанного плана, под влия­нием моментального импульса в целях самозащиты или интересов сохранения существующего положения вещей.

Поводы к возникновению паники бывают разнообразными и далеко не всегда предсказуемы. Примером служит событие 18 мая 1896 г., происшедшее на Ходынском поле, где во время раздачи подарков по случаю коронации Николая II из-за халатности вла­стей произошла давка и, по официальным данным, погибло 1389 и изувечено 1300 человек.

Паника может выражаться в разных формах. Выделяются, на­пример, массовое бегство и панические настроения [10], а также экономическая паника.

Массовое бегство - это бегство людей от пугающей их опасно­сти, которая может быть как реальной, так и мнимой. Люди не осознают, куда и зачем они бегут. Альтернативой такому бегству являются только спланированный отвод людей, эвакуация на за­ранее подготовленные места.

Панические настроения - это психологические состояния от­дельных людей, однако такими состояниями иногда поражаются целые социальные слои, классы общества. Вероятно, при паниче­ском настроении меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами психической деятельности чело­века. Эмоциональное берет верх над рациональным, поведение становится подверженным случайным стимулам и стихии чувств, и переживания, движения и действия в этом состоянии плохо пред­сказуемы.

Опустошенные прилавки магазинов представляют собой инди­каторы экономической паники. Подверженность такой панике на­блюдается у людей в период инфляции, повышения цен и смены экономического уклада жизни в стране. По нескольку раз в год экономическая паника охватывает банковские биржи, в силу чего наблюдается либо неимоверный наплыв вкладчиков, либо финан­совый кризис, В ряде случаев это возникает под влиянием целена­правленных слухов, распускаемых конкурентными фирмами.

Остановить экономическую панику возможно, организовав официальное выступление членов правительства, пользующихся доверием населения, по телевидению, радио или в прессе.

Динамика паники выглядит следующим образом.

Во-первых, для возникновения паники необходим стимул. На­пример, крик «Пожар!» в кинотеатре, часто провоцируемый запа­хом гари, вызывает панику у зрителей.

Во-вторых, паника начинается с реакций отдельных индиви­дов, присутствующих в данном скоплении людей. Как правило,

это психологически тревожные и беспокойные люди. Они начи­нают кричать, метаться. Беспорядочное их движение активизиру­ет чувство страха, ужаса, отчаяния.

Далее паническое состояние под влиянием эмоционального за­ражения, эмоционального резонанса охватывает все большее ко­личество народа. Затем все приходят в паническое движение без обдуманного плана и без прогнозирования последствий.

Кульминация всего этого наступает в момент психического пе­ренапряжения у людей. Переломный момент сопровождается кри­ками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве. В силу этих причин толпа начинает редеть, после чего восстанав­ливается спокойствие.

Знание динамики паники позволяет выработать рекомендации и приемы, направленные на ее остановку, предотвращение. На первом этапе, когда паника только начинается, ее может остано­вить громкое и властное убеждение. На втором - планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей. На третьем - применение сверхсильного раздражителя. В армейской практике используется предупредительный выстрел, а в кинотеатре, например, это может быть громкий, переданный через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями зрителям, куда и каким образом двигаться к выходу.

Психофизиологическая активность человека, его поведение и деятельность разворачиваются на фоне предварительной ориен­тировки и программирования действий. В большинстве случаев такую предварительную ориентировку обеспечивает установка. Под установкой понимаются готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления опре­деленного объекта. Она обеспечивает устойчивый, целенаправ­ленный характер протекания деятельности по отношению к дан­ному объекту [11]. Одна из функций установки - предварительное приспособление в стандартных ситуациях, в ранее встречавшихся или известных условиях.

Если обстановка меняется, как это бывает при появлении не­ожиданного или сверхсильного раздражителя, то происходит смена установки. В период смены установки при некоторых обстоятель­ствах возникает предпаническое состояние [10]. К таким обстоя­тельствам или факторам относятся неясность ситуации, разрыв каналов коммуникации и потеря уверенности людей в силе объеди­нения.

Паника может быть связана с изнуренностью и крайним утом­лением людей, но ее появление еще более снижает тонус их созна­тельной активности. В условиях недостатка информации усилива­ется работа воображения, однако гиперболические представления об опасности не встречают критического осмысления. При потере уверенности в руководстве, а тем более при его отсутствии инди-

вид становится податливым к восприятию слухов. Для профилак­тики паники, вызываемой слухами, важно, зная каналы их распро­странения, вовремя противопоставлять им объективную убеждаю­щую информацию.

Толпа и ее паническое состояние составляют общественную проблему. С толпой приходится иметь дело прежде всего право­охранительным органам. При этом, как установили американские исследователи, оценка размеров толпы «на глаз» полицией, как правило, преувеличивается в 2, 3 и даже в 20 раз. Это подтвер­ждают и наши данные: оценки количества участников митингов и демонстраций наблюдателями от разных политических групп значительно отличаются.

Проблема контроля за поведением толпы очень сложна, в свя­зи с чем нельзя допускать возникновения агрессивной, стяжатель­ной и панической толпы. Но самое главное - необходимо обу­строить жизнь таким образом, чтобы не было у людей чувства фрустрации, отчаяния, безысходности, т.е. предпосылок возник­новения паники.

Действующая стяжательная толпа может складываться на предприятиях торговли при продаже товаров, пользующихся боль­шим спросом; у касс, реализующих билеты на стадионы, спортив­ные состязания, зрелищные представления и средства транспорта, а также при входе в павильон популярных выставок, в зрелищные сооружения, стадионы при ограничении посадочных мест. В сво­ем крайнем асоциальном проявлении действующая стяжательная толпа не что иное, как мародеры, которые обосновывались в прифронтовых полосах, в зоне военных действий, чернобыльской аварии.

Действующая агрессивная толпа отличается высшей степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером проти­воправного поведения. Наибольший вред наносит поведение дей­ствующей агрессивной толпы в тех случаях, когда оно приобрета­ет характер массовых беспорядков (групповых эксцессов).

Действующая агрессивная толпа - понятие собирательное. В од­них случаях ее образуют группы, осуществляющие погромы, под­жоги, убийства (не в политических целях, а в результате проявле­ния недовольства). Как правило, к таким группам относятся бо­лельщики, члены враждующих группировок и прочие общности, осуществляющие массовые антиобщественные действия. В других она возникает за счет участников социального протеста (нацио­нально-освободительных движений, несанкционированных митин­гов, демонстраций, антирасистских выступлений и революционных переворотов).

По своим целям, составу названные общности отличаются друг от друга, но по результатам, правовой оценке, социально-психо­логической природе и механизмам они похожи, хотя первые воз-

никают чаще всего стихийно, а вторые умышленно, профессио­нально.

Ролевую структуру участников толпы образуют:

1) организаторы массовых эксцессов - лица, которые проводят подготовительную работу по их созданию: заранее «проигрывают» и планируют эксцессы. Затем ими выбираются удобное время и по­вод для создания эксцессов;

2) зачинщики - это лица, развертывающие активную подстрека­тельную деятельность, направляющие действия участников, распре­деляющие роли, распространяющие провокационные слухи и т.п. Зачинщиками могут быть и организаторы, и подстрекатели из числа тех, кто претендует на завоевание лидирующего положения;

3) активные участники - лица, составляющие «ядро» эксцессов. Они образуют самую опасную (ударную) группу;

4) конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов исключительно из-за появления возможно­сти в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам. Сре­ди таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствую­щих элементов, наркоманов;

5) добросовестно заблуждающиеся, т. е. те, кто становится уча­стником эксцесса, во-первых, из-за ошибочного восприятия при­чин сложившейся обстановки; во-вторых, из-за ложно понимае­мого принципа справедливости; в-третьих, под влиянием слухов;

6) эмоционально неустойчивые - лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников; внушае­мые, легко заражаемые общим настроением, без сопротивления отдающие себя во власть групповым явлениям;

7) любопытствующие - те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников;

8) примкнувшие - лица, которые становятся участниками экс­цессов под влиянием угроз со стороны организаторов и подстре­кателей, боязни физической расправы в случае отказа от участия в эксцессе.

Процесс развития групповых эксцессов включает в себя три стадии: 1) осложнение обстановки; 2) возникновение повода для противоправных действий и их осуществление; 3) обстановку по­сле эксцесса.

Первая стадия предшествует массовому антиобщественному поведению и характеризуется возникновением социальной на­пряженности, накапливанием недовольства - того «горючего» материала, который способен при самых незначительных поводах обострить обстановку. Ее возникновение предваряют такие кри­зисные явления, как:

- резкое усиление тенденции к дифференциации, т. е. к разме­жеванию населения на богатых и бедных при отсутствии среднего класса и обострении противоречий между ними;

-возникновение тревожной информации, слухов, нездоровых мнений и настроений, недовольство действиями представителей власти, снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен;

- ослабление авторитета власти;

-консолидация (сплочение) оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения.

Для данной стадии группового эксцесса характерна консолида­ция оппозиции, подразделяющаяся на три уровня:

- низкий, менее всего осложняющий обстановку, когда отсут­ствуют практические связи между партиями и движениями;

- средний, существенно влияющий на состояние обстановки, для которого характерно объединение политических партий и дру­гих сил;

- высокий, способный дезорганизовать социальную деятельность. Ему присущи такие признаки, как наличие общепризнанного лиде­ра; стремление оппозиции координировать свои действия; попытки устраивать съезды, создавать единую программу действий.

Недовольство не всегда бывает обоснованным. Обоснованное недовольство населения связано прежде всего с недостатками в деятельности власти, ухудшением своего материального положе­ния. Критическая точка недовольства и несправедливости означа­ет «беспредел».

Непосредственным началом второй стадии групповых эксцессов следует считать возникновение повода, который используется за­чинщиками в качестве детонатора события. В качестве повода ис­пользуют события, которые можно психологически «обыграть»; они как бы оправдывают начало действий участников эксцессов, придают им справедливый характер и позволяют втянуть в «ворон­ку» событий большие группы людей.

Отличительной чертой большого количества эксцессов являет­ся то, что они становятся независимыми от породивших их в свое время исходных причин и могут возникать даже тогда, когда эти причины уже исчерпаны. Эксцессы характеризуются следующими основными моментами:

- осуществление требований с позиций силы и в то же время анонимности;

- внезапность и неотвратимость действий;

- возникновение условий для реализации сдерживаемой до сих пор системы отношений;

- создания трудностей для силовых структур по осуществле­нию целенаправленных действий;

- привлечение внимания общества к событиям;

- формирование общей и частных (вспомогательных) целей, последовательности действий по их реализации (захватам, поджо­гам, погромам, убийствам и др.);

- вовлечение в события путем угроз, слухов и пр.;

- создание общего образа «врага»;

- выработка тактики действий;

- возникновение аффектогенных действий в связи с проявлени­ем компенсаторных механизмов (вымещение накопившейся напря­женности) в экстремальных условиях;

-участие в групповых эксцессах большого количества лиц, склонных к риску.

Третья стадия группового эксцесса - это обстановка после его ликвидации. Она далеко не сразу становится нормальной. Ослож­нение обстановки в этот период могут вызвать слухи, недовольст­во, которые таят в себе возможность возобновления эксцессов.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М-, 1988.

2. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. - М., 1927.

3. Безсонов Д.Д. Массовые преступления в общем и военно-уголовном праве.-СПб., 1902.

4. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни // Речь, произне­сенная в актовом годичном собрании императорской Военно-Медицинской академии 18 декабря 1897 г. - СПб., 1897.

5. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М, 1983.

6. Кандинский В.Х. Нервно-психический контакт и душевные эпидемии // Природа.- 1987.-Кн. 2.

7. Китов А.И. Психология управления. - М., 1979.

8. Корсаков С.С. Курс психиатрии. - 2-е изд. - M., 1901.

9. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1896.

10. Прангишвили A.C. Исследования по психологии установки. - М., 1967.

11. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошев-ского.-М„ 1990.

12. Рощин CK. Психология толпы: анализ прошлых исследований и про­блемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. - 1990. -№ 5.

13. Серегин A.B. Внеколлективное поведение и общественный порядок. -М„ 1980.

14. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю.А.Шеркови-ча.-М., 1975.

15. Тард Г. Законы подражания. - М., 1892.

16. Тард Г. Психология толпы. - СПб., 1914.

17. Тард Г. Общественное мнение и толпа. - М., 1902.

18. Токарский A.A. Психические эпидемии // Речь, произнесенная на чет­вертом годичном заседании Общества невропатологов и психиатров при им­ператорском университете. - M., I883.

19. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Избран­ное.-М., 1990.-Кн. 1.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал