Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры слабых и сильных коммуникативных критериев






№п/п Слабый Сильный
  Кого бы вы выбрали для про­ведения свободного времени? С кем бы вы желали проводить свой до­суг во время перерывов между работой?
  С кем бы вы желали вместе работать? С кем бы вы желали вместе работать на одной операции (станке и др.)?
  Кого бы вы выбрали своим бригадиром? Вскоре вашей бригаде поручат сборку нового оборудования, кого бы вы же­лали выбрать своим бригадиром в но­вых условиях работы?

В зависимости от того, какую структуру межличностных отно­шений необходимо «сфотографировать», коммуникативные крите­рии подразделяются на официальные (формальные) и неофициаль­ные (неформальные) и т. д.

Официальные критерии - индикаторы межличностных отноше­ний на уровне рабоче-функциональной (формальной) структуры группы и всех производных отношений, связанных с деловыми, официальными контактами при решении официальных группо­вых или служебных задач.

Неофициальные критерии - индикаторы межличностных отно­шений на уровне социально-психологических (неформальных) структур воздействия в группе. Они «фотографируют» взаимоотно­шения по половому, возрастному, национальному, личностному, психологическому принципу. На выбор здесь влияет целая сово­купность моральных и психологических установок личности, про­являющихся на фоне потребностей, привычек, характера, темпера­мента и т.д.

Значимые ситуации, включаемые в неофициальные критерии, должны формулироваться на основе деятельности, не связанной с решением официальных групповых задач (отдых, совместная встре­ча праздников, семейные торжества и пр.).

Социометрические факты становятся более содержательными, если к положительной формулировке критерия добавлен вариант, позволяющий не только выбрать, но и отвергнуть. Такая форма возможных ответов на социометрические вопросы позволяет более точно определить особенности структурной организации взаимо­отношений. Критерий, формулируемый для выбора-отвержения, называется дихотомическим.

Дихотомические (альтернативные) критерии - индикаторы по­ложительных и отрицательных, напряженных, взаимоотношений в группе. Они всегда состоят из двух вопросов: один требует поло­жительного выбора - положительный критерий, другой требует отрицательного выбора - отрицательный критерий. Пример дихо­томического неофициального критерия: «Если бы вы решили от­праздновать свой день рождения в кругу товарищей по работе, то кого в этот день вы хотели бы пригласить?», «Кого бы вы не хоте­ли приглашать на свой день рождения?»

При организации групп в педагогических целях весьма часто применяются так называемые ролевые критерии выбора, ставящие испытуемых в условия прожективной ситуации.

Ролевые критерии позволяют выявить особенности взаимоот­ношений в группе на основе указанного ролевого поведения.

Например: «Кого бы вы хотели выбрать своим ближайшим помощником, если бы были бригадиром?», «Если бы тренер ко­манды поставил вас центральным нападающим, то кого вы хоте­ли бы выбрать своим правым и левым партнером?»

Ролевые критерии заранее обозначают ту социальную роль, которая может быть значима для личности в ее социально-психо­логических отношениях с окружающими. Они успешно применяют­ся при изучении проблем лидерства.

В групповых структурах общения существуют горизонтальный и вертикальный контуры взаимоотношений. Горизонтальный -это отношения координации и корреляции, вертикальный - субор­динации, соподчинения. Для изучения этих отношений применя­ются соответственно двойные и одинарные критерии.

Двойные критерии позволяют при выборе надеяться на взаим­ность партнера или товарища. Они вскрывают симметричные ро­левые отношения, основанные на принципах равноправия, взаимо­поддержки, товарищества, т. е. взаимоотношения на горизонталь­ных уровнях иерархической структуры управления групповыми процессами.

Одинарные критерии вскрывают отношения лидерства.

Пример одинарного критерия: «Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?» и пр. Пример двойного критерия для школь­ников: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»

Отвечая на критерий, субъект действует по принципу ранжи­рования - располагает всех членов сверху вниз по мере убывания предпочтения к членам своей группы. Отсюда требование к фор­мулировке критерия - в нем должно быть указание на последова­тельность выборов. Например: «С кем бы вы хотели готовиться к экзаменам в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.? Укажите по порядку». Последовательность выборов дает указание на интен­сивность взаимосвязей выбирающего с выбираемыми. Подобные критерии можно назвать критериями ранжирования. На основе ранжирования всех членов группы от самого предпочитаемого до самого непредпочитаемого («отвергаемого») определяется социаль­ная дистанция между членами группы.

Критерии ранжирования - разновидность метода социометри­ческих шкал. Они используются в тех случаях, когда требуется изучить интенсивность межличностных связей по мере их убывания или возрастания: «С кем бы вы желали работать в одной бригаде в первую очередь» и т. д.

Гностические критерии (тест социальной перцепции)

Гностические критерии предназначены для «фотографирова­ния» перцептивных отношений членов группы в тех же ситуациях, в которых действуют коммуникативные критерии. Субъекта просят указать, кто, по его мнению, выберет или отвергнет его персону по тому или другому поводу. От того, насколько адекватно личность оценивает свою позицию и роль в общении с окружающими, зави­сит вероятность угадывания субъектом выборов, сделанных дру­гими членами по отношению к нему. Следовательно, гностиче-

ские критерии - это индикаторы не реальных отношений, а отноше­ний воображаемых, представляемых, мыслимых субъектом. Такие отношения составляют специфическую область социально-психо­логических групповых процессов на основе восприятия и понима­ния друг друга. Их нельзя оторвать от актов реальной коммуни­кации, они - «привратник» общения, поскольку предваряют и орга­низуют взаимоотношения.

На гностическом уровне личность формулирует свое отношение к другому лицу на основе установок и стереотипов восприятия, мнемических или вербализированных оценок, суждений и пр. Именно здесь закладывается эмоциональная программа будущих реальных отношений к объекту коммуникаций.

Задавая субъекту гностический критерий, его просят «приот­крыть дверь» в сфере понимания процессов общения.

Гностические критерии формулируются по общим правилам с коммуникативными. Например, школьному классу задан коммуни­кативный критерий: «С кем бы из учеников класса ты хотел вместе сидеть за одной партой?» Гностический критерий для данного ком­муникативного критерия будет: «Выбери, пожалуйста, тех членов класса, которые, по твоему мнению, выберут тебя товарищем по парте». В этом случае гностический критерий не является самостоя­тельным, так как он содержит основание коммуникативного кри­терия и предназначен для его уточнения. Критерии такого типа можно назвать самооценочными.

Самооценочные критерии требуют от субъекта объективации его самооценки на основе знания оценок других членов груп­пы. Если человек знает, кто и как оценивает его в группе, это неминуемо выразится в адекватности его выборов - он доста­точно точно укажет, кто выбирает, а кто отвергает его. Вероят­ность угадывания есть числовая мера адекватности самооценки. Исследования показывают, что эта вероятность тем выше, чем самокритичнее личность, чем полнее социализирован ее интел­лект.

Формулировку взаимооценочного критерия можно приуро­чить к любой социальной роли, функция которой присуща членам изучаемой группы в структурах общения. Взаимооценочные кри­терии могут быть официальными и неофициальными, двойными и одинарными, ролевыми и пр.

Классификация гностических критериев подчиняется общим принципам. Выбор на взаимооценочный критерий является субъек­тивно менее значимым для индивида, чем выбор по аналогичному коммуникативному критерию. Это объясняется тем, что взаимо­оценочный критерий направлен на «фотографирование» созерца­тельной, познавательно-перцептивной стороны взаимоотношений. Коммуникативный же критерий всегда направлен на выявление реальных или потенциальных контактов.

Свойства социометрических критериев

Основное свойство социометрического критерия - его значи­мость, которая определяет его силу и устойчивость. Под силой кри­терия понимается способность вопроса заинтересовать отвечаю­щего. Под устойчивостью критерия понимается способность воп­роса удержать интерес к нему у всех членов группы на протяжении времени опроса (и после опроса).

Как уточнить меру значимости критерия? Для этого существу­ет несколько способов. Наиболее простой из них - понаблюдать за группой, которую предстоит опрашивать, познакомиться с ее жизнью и проблемами. На основе наблюдения выделить значимые ситуации. Однако такой прием требует времени и профессиональ­ного умения наблюдать.

Можно воспользоваться услугами интервьюера и получить нуж­ную информацию на основе выборочных нестандартизированных интервью. Такой подход целесообразен и потому, что облегчает проблему «социометрической разминки», ибо психологически подготавливает группу (или ее отдельных членов) к предстоящему опросу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал