![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дискуссия о дискуссии».
Цель: формирование умения участвовать в дискуссии, повышение сенситивности к групповым процессам. Время: 1 ч. Тренер организует обсуждение, в результате которого участники группы должны выработать рекомендации для ведущего совещание, разработать список необходимых умений. Группу целесообразно разделить на 2-3 подгруппы, дав возможность каждой разработать свой проект (например, из 10 пунктов). Общий список можно ограничить 5-10 пунктами, что спровоцирует большую активность группы. Дальнейшая деятельность строится с учетом наработанного группой материала: возможна работа в парах по развитию уверенности в себе, умения вести диалог с позиций сотрудничества, отработке техники активного слушания, усиления способности успешно выходить из неожиданных затруднений и т. п. Вообще, на данном этапе наиболее эффективно использование тех игр и упражнений, которые рекомендуется применять в тренинге ведения деловой беседы (ведущий может объединить эти два блока, использовать различные игры и упражнения, перемежая их). Для оживления хода тренинга и соблюдения логики событий хорошо провести следующее упражнение. 5. «Всеобщее внимание» [9]. Цель: повышение активности участников тренинга, разрядка излишнего напряжения в группе, тренировка умения привлекать и удерживать внимание аудитории. Время: 15мин. Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же задачу любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическому воздействию: постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что ее стараются выполнить сразу все участники. После упражнения выявляются победители (те, кто привлек внимание наибольшего числа участников) и определяются наиболее эффективно использованные средства. Далее группа выполняет следующую задачу: проведение дискуссии в заданных ролях. 6. Ролевая игра «Совещание» [10]. Цель: развитие умения организовывать и проводить совещания, повышение сенситивности к групповым процессам, экспериментирование участников со своим поведением, обучение приемам мотивирования участников с различными установками. Время: 2 ч. Материалы: видеотехника. Каждый выбирает волнующую его тему, серьезную (задачи на перспективу, отчет) или шутливую (существуют ли инопланетяне, верить ли астрологии). Последовательно как можно большее количество участников исполняют роль организатора совещания, остальные члены группы работают в заранее определенной роли. Роли можно выбрать любые: «болтун», «зануда», «справедливый», «критик», «оппозиционер», «поддерживающий» и т.д. Каждый самостоятельно определяет свою роль и записывает ее на листок, который не показывает другим. Выступающий, он же ведущий совещание, начинает совещание маленьким докладом (3-5 мин), после чего остальные участники делают замечания, выдвигают возражения, реплики и предложения с позиций своих ролей. Члены группы на этом этапе получают возможность экспериментировать в рамках заданного стиля поведения, почувствовать преимущества и недостатки различных ролей. После каждого эпизода члены группы в специальной таблице определяют роли участников совещания. Дальнейшее обсуждение (по окончании всех совещаний) выясняет совпадения и различия в определении ролей. Просматривается видеозапись, оценивается успешность проигрывания каждой роли, определяются победители (те, у кого наибольшее количество совпадений). Ведется анализ методов организации работы группы, процессов групповой динамики. Подводятся итоги. Более сложной является задача развития способности регулировать и разрешать конфликтные ситуации. Лучше всего использовать момент, когда в группе обозначается начало внутригруп-повых разногласий и группа вступает в конфликтную фазу. На этом этапе даже самая безобидная и шутливая тема дискуссии может спровоцировать членов группы на выяснение отношений, и опытный тренер использует такую ситуацию для демонстрации и тренировки умения разрешать конфликты. Если же конфликтная фа- за в группе уже прошла или еще не наступила, ведущий может задать ее условия искусственно с помощью инструкций участникам. Важно только как можно более точно прогнозировать и контролировать последствия такого искусственного конфликта для развития групповых отношений.
|