![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Идея о написании отечественной прикладной социальной психологии витала буквально в воздухе⇐ ПредыдущаяСтр 109 из 109
Идея о написании отечественной прикладной социальной психологии витала буквально в воздухе. Интересы практики и учебного процесса требовали создания соответствующего учебного пособия. Необходимо было собрать воедино, в систему все то, что имело отношение к прикладной социальной психологии, причем собрать материалы не в виде очередного альманаха методик, т. е. в одну бесформенную кучу, груду тестов, а с обоснованных в теоретическом отношении позиций. Если раньше отечественная социальная психология страдала от монополизма, то теперь возникла другая крайность - стихия. Поэтому сегодня необходимы сравнительная социальная психология, «теоретический коридор», по которому должно идти развитие прикладной социальной психологии. Данное учебное пособие представляет собой в определенной степени одну из версий отечественной прикладной социальной психологии. Так, до конца не выдержан теоретический подход, связанный с необходимостью учета специфики социально-психологических явлений. Видимо, в будущем будет создана «Прикладная социальная психология образования» и т.д. Это первое обстоятельство, вызывающее некоторую неудовлетворенность. Второе касается проблемы специализации в области психодиагностики, консультирования и психотехники воздействия в рамках какой-либо научной школы, ориентации. Упорядочение материала и профессиональной деятельности с этой точки зрения крайне важно в будущем. Кроме того, по соображениям объема пришлось, по существу, совместить две книги в одну - о прикладной социальной психологии как социальной практике, учебной дисциплине и теории. Разумеется, это не рядоположенные вещи. Задачи, стоящие перед каждым из аспектов прикладной социальной психологии, совершенно разные. Первая - практических социальных психологов вооружить знаниями о схеме изучения объектов, готовой надежной методикой и процедурой ее применения. Вторая - дать знания о социально-психологической диагностике, консультировании и психотехнологиях и сформировать умения по их использованию. Третья - научно, сервисно обслужить как практику, так и обучение. Собственно, и литература должна быть соответствующей: научно-регламентирующей, инструктивной, учебно-методической и научной. Но сегодня возможно в силу различных обстоятельств лишь совмещение указанных разновидностей литературы о прикладной социальной психологии. Такой компромиссный подход позволяет ее использовать и на практике, и в учебном процессе, и в научных целях. По мере накопления опыта, подготовки учебных изданий, разработки теории в области прикладной социальной психологии возникнут условия для издания работ, отвечающих всем требованиям мировых стандартов. Тем не менее в данном учебном пособии освещен круг наиболее важных, узловых вопросов, относящихся к компетенции прикладной социальной психологии. Создан каркас, несущая конструкция данной отрасли психологии. В нем раскрыты возможности изучения конкретных социально-психологических явлений, а не просто методик; установлен баланс между организационным и психотерапевтическим подходом. Намеченный теоретический «коридор» позволяет решать практические вопросы и проблемы обучения основам прикладной социальной психологии более квалифицированно. Таким образом, можно сказать, что в учебном пособии дан тот достаточный минимум, который позволяет практическим социальным психологам решать реальные проблемы в конкретных сферах, а профессорско-преподавательскому составу осуществлять их подготовку. ОГЛАВЛЕНИЕ Часть I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Предисловие............................................................................................................4 Раздел I. Введение в социально-психологическую теорию...................:.............8 Глава 1. Предмет социально-психологической теории, ее значение и место в психологической науке.....................................................8 § 1. Предмет социально-психологической теории..........................8 § 2. Структура социально-психологической теории и ее значение................................................................................14 Раздел П. Социальная психология личности.......................................................24 Глава 2. Социально-психологические теории личности..............................24 § 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности..............................................................24 § 2. Характеристика социально-психологических теорий личности.........................................................................25 Глава 3. Социально-психологические аспекты социализации личности......40 § 1. Понятие стадий, институтов и механизмов социализации личности......................................................................................40 § 2. Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности........................................................46 § 3. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности......................................................................................51 Глава 4. Социально-психологическая компетентность личности...............56 § 1. Понятие и факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности...........................56 § 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала............................................................60 Раздел III. Социальная психология отношений и общения................................62 Глава 5. Сущность, структура и функции социальных отношений иобщения..........................................................................................62 § 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением..................................................................................62 § 2. Понятие и виды общения...........................................................73 § 3. Функции и трудности общения.................................................84 § 4. Характеристика профессионального общения........................98 Глава 6. Деформация социальных отношений и общений........................105 § 1. Сущность и виды деформации социальных отношений.......105 § 2. Деформации общения: криминогенный аспект.....................111 Раздел IV. Социальная психология общностей и социальных институтов.....116 Глава 7. Социально-психологическая характеристика общностей и социальных институтов..............................................................116 § 1. Социально-психологический анализ общества.....................116 § 2. Понятие и классификация общностей и социальных институтов................................................................................ 122 § 3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни.....128 Глава 8. Малые неформальные группы, их структура и динамика.........134 § 1. Понятие и виды малых неформальных групп.......................134 § 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы......137 § 3. Социально-психологические характеристики сложившейся группы...............................................................140 Глава 9. Социальная психология семьи.....................................................145 § 1. Социально-психологическая классификация и функции семьи.......................................................................145 § 2. Социально-психологические проблемы семьи......................150 Глава 10. Культура и климат социальных организаций...........................157 § I. Понятие и составляющие организационной культуры........157 § 2. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций.....................................162 Глава 11. Социальная психология производственных общностей............171 § 1. Социально-психологические особенности производственных общностей при переходе к рыночным отношениям.........................................................171 § 2. Психология менеджмента........................................................181 Глава 12. Социально-психологическая характеристика преступных общностей.......................................................................................188 § 1. Социально-психологическое понимание организованной преступности............................................................................188 § 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический анализ........................................................................................194 Глава 13. Психология больших социальных групп и движений...............198 § 1. Признаки больших социальных групп и движений..............198 § 2. Характеристика массовых социально-психологических явлений.....................................................................................202 Глава 14. Психология толпы.........................................................................211 § 1. Социально-психологическая сущность толпы.......................211 § 2. Характеристика различных видов толпы..............................213 Глава 15. Культура и образование как социальный институт..................221 § 1. Культура как социальный институт......................................221 § 2. Образование как социальный институт.................................227 Глава 16. Социальная психология безопасности.......................................231 § 1. Социально-психологическое измерение безопасности.........231 § 2. Безопасная власть....................................................................236 § 3. Общественная безопасность...................................................238 Раздел V. Социальная психология напряженности и конфликтов..................243 Глава 17. Социальная напряженность........................................................243 § 1. Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряженности....................................................243 § 2. Формы проявления социальной напряженности..................250 . Глава 18. Социально-психологическая характеристика конфликтов.......254 § 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды...................254 § 2. Конфликты в различных общностях......................................258 Глава 19. Техника снятия социальной напряженности и урегулирования конфликтов: теоретический аспект...................263 § 1. Техника снятия социальной напряженности..........................263 § 2. Урегулирование конфликтов...................................................269 Глава 20. Теория социально-психологического воздействия....................279 § 1. Сущность социально-психологического воздействия...........279 § 2. Характеристика социально-психологическог-о воздействия.....287 Глава 21. Социальная психология моды и пропаганды.............................297 § 1. Понятие и функции моды........................................................297 § 2. Психология пропаганды..........................................................300 Заключение...........................................................................................................307 Часть II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Предисловие.........................................................................................................310 Раздел VI. Введение в прикладную социальную психологию..........................313 Глава 22. Предмет, структура и задачи прикладной социальной психологии......................................................................................313 § 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии.... 313 § 2. Теоретические основы прикладной социальной психологии: состояние и перспективы развития....................323 § 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии......336 Раздел VII. Теоретические и методические проблемы социально-психологической диагностики............................................................342 Глава 23. Организация социально-психологической диагностики...........342 § 1. Программное обеспечение социально-психологической диагностики и воздействия......................................................342 § 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики.................................................347 Глава 24. Характеристика основных методов социально-психологической диагностики, особенности их применения в прикладной социальной психологии.........................................355 § 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений.....355 § 2. Использование опросов в социально-психологической диагностике...............................................................................359 § 3. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики...............................................................................366 § 4. Тестирование социально-психологических явлений.............370 § 5. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики...............................................................................374
Глава 25. Диагностика конкретных социально-психологических явлений...........................................................................................386 § 1. Социально-психологическая диагностика социальных отношений и общения.............................................................386 § 2. Диагностика массовых социально-психологических явлений.....................................................................................401 Глава 26. Характеристика основных методов воздействия на социально-психологические явления.......................................411 § 1. Понятие, виды и организация социально-психологического тренинга.....................................................................................411 § 2. Понятие и основные техники социально-психологического консультирования....................................................................434 Раздел VIII. Групповое и личностное развитие................................................453 Глава 27. Социально-психологическая диагностика группового и личностного развития................................................................453 § 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи.....453 § 2. Социально-психологическая диагностика малых неформальных групп...............................................................456 § 3. Социально-психологическая диагностика личности............459 § 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность, этапы и методы проведения....................................................471 Раздел IX, Организационное развитие..............................................................492 Глава 28. Социально-психологические аспекты организационного развития..........................................................................................492 § 1. Функции и эффективность социальных организаций..........492 § 2. Социально-психологическая диагностика социальных организаций..............................................................................498 § 3. Формирование имиджа социальных организаций...............502 § 4. Социально-психологический тренинг делового общения......516 § 5. Организационное консультирование, его сущностные характеристики........................................................................543 § 6. Базовый алгоритм организационного консультирования.....547 Раздел X. Сферы применения прикладной социальной психологии...............564 Глава 29. Практика использования социальной психологии в различных областях....................................................................564 § 1. Прикладная социальная психология и политика.................564 § 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики.....569 § 3. Прикладная социальная психология в образовании............576 § 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении.... 582 § 5. Экстремальная прикладная социальная психология............587 Заключение..........................................................................................................595
ке на протяжении XII в., должны были сильно изменить внешний облик памятника. Действительно, текст Синодального списка носит уже все признаки памятника, отразившего на себе как свершившиеся основные процессы звуковой истории XII столетия и с исчезновением слабых редуцированных и с переходом сильных ъ, ь в гласные полного образования о, е. Свидетельств этого рода сколько угодно в тексте памятника, — нет нужды их указывать (см. соответствующие данные у Карского). Но следует поставить вопрос о том, как отражаются в памятнике собственно последствия этой истории с редуцированными звуками. Мы имеем в нескольких случаях флексию -мъ, т. е. с признаками отвердения конечного губного за выпадением после него еря, в известных формах творительного и местного падежей в склонении: твор. ед. кн& земъ 737, за моужемъ 636, отрокомъ 111, 606, 1059, р^домъ 113, 1120; болшимъ 474; нимъ 363, кымъ 1205, тъмъ 895; местн. ед. бгрестовомъ 515, сельскомъ 133. Обычно, однако, здесь написания старого типа с -мь: твор. ед. добытъкомь 1077, домомь 1078, кормомь 610, лицемь 257 и др., мечешь 173 и др., образомь 1026, рогомь 183, соудомь 617, товаромь 1082, тыномь 594, холопомь 1109, (н)имь 4 ел., инЪмь 610, кымь 359, 1025, самЪмь 1109, тЪмь 5 ел.; местн. ед. немь 4 ел., свошмь 256, томь 7 ел., чишмь 1154, чемь 1018; одиномь 288. Ср.описочные случаи дат. мн. онемь (вм. онЪмъ) 707, тъмь видокомъ 312 (вм. ожидаемой формы дв. числа). В отношении срединного положения в слове памятник не дает материала для предположения о начавшемся процессе отвердения согласных в положении перед исчезнувшим ерем: в подходящей лексике оказываются либо написания без редуцированного гласного (не свидетельствующие об отвердении предшествующего согласного), либо нормальные написания исключительно с ерем. Можно отметить написание въдеръ род. мн.ЮО, с неорганически развившимся е перед плавным в связи с исчезновением вслед за ним ера. Явления второго полногласия свидетельствуются написаниями Синодального списка: борътьноую 591, полъть и полоть 102, 609, пьрьсть 197. Возможно видеть в этих данных след, оставленный рукой последнего переписчика Правды, черту севернорусскую; ср. слабое вообще отражение явления второго полногласия в южнорусских (украинских) памятниках. Замечательно иное явление в показаниях Синодального списка — отражение в нем старшего е и Ъ. В исследовании В. В. Виноградова, специально посвященном, судьбе Ъ в севернорусском наречии, можно прочесть характеристику данного списка Правды по употреблению в нем гиг. Синодальный список Правды причислен автором исследования к группе «новгородских» памятников, безразлично вообще употребляющих е и ъ 1. С этим заключением нельзя согласиться. В памятнике есть несколько случаев с е вм. в, есть в нем и обратные случаи с ъ вм. е; но среди этих последних должны быть выделены два слоя фактов 1 Изв. ОРЯС, XXIV, 241. Исследование языка Правды по древнейшему его списку имеет в первую очередь интерес со стороны выделения из него именно этих' с известным единством проявляющихся в памятнике его особенностей: анализ этих особенностей может дать известные нити и для суждения по отдельным сторонам вопроса о происхождении Правды и для характеристики собственно литературного русского языка в отправной момент первоначального его сложения. Лингвистический анализ Синодального списка Русской правды не с точки зрения ему именно свойственных особенностей, а в интересах определения черт, отразившихся в данном списке и перенесенных вместе с тем из предшествовавших ему списков, в конечной стадии из первооригинала Правды, представляет понятные трудности: между нашим списком 1282 г. и предполагаемым его основным оригиналом лежит промежуток более чем в 250 лет, в который текст протооригинала также проходил через руки переписчиков. В этой последовательной смене писцов одни пласты языковых особенностей, изживавшихся в языке или чуждых данной литературной норме, изнимались из текста, с другой стороны, напротив, в него привносились новые языковые особенности позднейшего времени, иной литературной среды. Впрочем, если задаться вопросом, как много в основном тексте Правды было стерто под руками писцов или насколько широко влились в него новые черты языка, анализ Синодального списка обнаружил бы большие сдвиги лишь в фонетическом облике памятника, в морфологическом же его строе и в особенности в его синтаксисе и лексике следы новых явлений почти не заметны. Можно думать на этом основании, что посредствующих списков между первооригиналом Русской правды и данным Синодальным ее списком было не много: так, по наличности языковых особенностей Синодального списка, можно предполагать в качестве ближайшего его оригинала список второй половины XII в., а далее уже основной оригинал Русской правды. Обозрение языковых особенностей Русской правды по Синодальному списку сделано акад. Карским^ во введении к отмеченному выше его изданию памятника, но это обозрение, недостаточное само по себе, диктовалось задачами общей характеристики одного лишь данного списка Правды. В последующем изложении будет сосредоточено внимание не на общей характеристике Синодального списка, а согласно с изложенным выше на обозрении отдельных его языковых явлений, таких, которые отражаются в нем сколько-нибудь цельным образом, таких, которые позволили бы судить о языковых чертах первичного текста Правды или дальнейшего с него списка, как непосредственного оригинала данного Синодального экземпляра памятника. В фонетической стороне Синодального списка, согласно со сказанным выше, меньше всего могло сохраниться черт предшествовавших ему оригиналов и особенно черт первооригинала Русской правды. Достаточно сказать, что чреватые по последствиям явления в области редуцированных звуков, протекавшие в русском язы- I \ед. воле 689, городне 1057, пЪволЪ 165, задницЪ 1065, продаже часто, им.-вин. мн. свиные 394, шажс 994, робьш д: вти 1064, чьт 771, HS 635, ceoS (свою) 172, 323 и др. Отклонение имеется в одном случае: без вс& коп свады 84 г. В области склонения имен существительных можно отметить употребление в памятнике живых русских форм род. и местн. ед. ч. на у от известных категорий слов мужского рода (род. ед. горохоу 109, рьдоу 659, 1112, 1118, 1120, сводоу 295, солодоу 100, 1045; местн. ед. домоу 670, 1069, пироу 76, търгоу 54, 240, 304, 313), также род. мн. на-овъ от тех же существительных (послоуховъ 499, 509, оуборокоьъ 108, 109, 1040, хлЪбовъ 106, 1040). Отклонениями здесь для род. мн. могли бы явиться случаи— колико боудеть возъ оукрадено975, акоуръ по двои на днь 105, но в действительности эти формы, без флексии, нормальны, та«как формы эти обусловлены положением после количественных слов2. От имени существительного сынъ в дат. ед. имеется и форма сыноу 8, по основам на * о, и дважды форма сынови 10, 1101, по основам на *«, последний вариант может считаться перенесенным из ближайшего оригинала, как украинского по происхождению. Местоимения и числительные не вызывают замечаний. Впрочем, следует отметить постоянное в памятнике себе в род.-вин. (228, 922, 1171), но собъ в дат.-местн. (227, 585, 886, 1119, 1163). Имена прилагательные в образовании отдельных падежных форм представляют смешанные образования. В им.-вин. ед. муж. рода известны только формы на -ыи, -ии (же- лъзныи оурокъ 1017, дъчькыи 739, воискыи конь 808, мцныи* рЪзъ 492, дбубъ... знаменный или межьныи 397, истый товарищь 1085, клЪтъныи тать 279, коневыи тать 276, за тиоунъ за огнищьныи 131, холопъ объ(е)льныи 863, 876, ролЪиныи закоупъ 806, конечнии тать 345, за тиоунъ... за конюший 131, передний гнъ 873); трудно думать о книжной основе этой столь выдержанно проведенной черты Синодального списка; может быть, побуждением к этой системе написаний послужила та же норма соответственных написаний ближайшего, южнорусского оригинала. В род. ед. муж. рода имеются и формы на -ого (тыакчького 516, 519, 522, кьтвьского 522, бЪлогородьского 518), и чаще— книжные формы на -аго (Станислава перетславьского тысдчького 521, на ботрьскаго тиоуна 557, мйста ветхаго 1054, желЪзнаго платити. м. коунъ 1012, перекладного, е. коунъ 613, a w виры помоченаго. е. коунъ 155, на конечьнι κ ε ο, до конечь-нкго свода 298, 338) и даже единично представленная форма с нестя-женною флексией -ааго (оже не боудеть свободьнааго 554). В род. ед. ж. рода только русская флексия -ou (боргпьнои земли 729, 746, ролеинои земли 749, одинои 706, пьрвои 663). То же ожидалось бы в форме местного падежа; здесь, однако, встречается книжное обра-з ование на -Ъи (о задници боърьстш и о дроужинЪ 638), впрочем, 1 Форме городьнх 1034 (во фразе — закладаче городьш. коуна взати) по свидетельству иных списков ошибочна, вместо городьню, вин. ед. 2 С. П. Обнорский, Именное склонение, II, 161. s Ср. мцны рЗзъ 498, Заказ № 34 и иметь свое особое объяснение, за вычетом же их оставались бы скупые единицы написаний В вм. г, которые должны считать' описками. Выделению должны подлежать следующие факты: 1) слу^· чаи с Ъ вм. е в закрытом слоге, за которым исчез редуцированный гласный, — възмъть 453, 530, идъть 643, 740, налъзъть 836, поръвъть 563; 1 2) написание кдъ 267 и т. д. постоянно с S (8 ел.). Перед нами в первом ряде случаев факты со следами ясного удлинения е перед слогом с исчезнувшим редуцированным — явление, характерное для украинских памятников и встречающееся в них со второй половины XII в. Мы должны на этом основании предполагать, что ближайшим оригиналом, с которого списывался текст Синодальной рукописи, был оригинал киевского происхождения, притом не моложе второй половины XII в. К особенностям такого же оригинала должно возводиться и столь выдержанное написание вСинодаль-ном списке кдъ с Ъ обычное в старших украинских памятниках, в отличие от написаний с конечным е, характерным для севернорусских памятников. Достойно замечания, что в данных Синодального списка совершенно нет фактов с ассимиляцией, оказавшихся в смежном положении, звонкого и глухого согласных за выпадением между ними редуцированного звука (ср. постоянные в памятнике написания бчелы 911, 913, въобч1 189, дъчери 724). Это явление также удовлетворительно объяснялось бы воздействием ближайшего оригинала, как оригинала украинского происхождения (ср. в современном украинском сохранение звонкости в конце закрытых слогов). К тому же предполагаемому украинскому ближайшему оригиналу можно относить единичное написание Синодального списка с ки не кы в наречии паки (ср. 10 случаев написаний пакы); ср. ранее с XII в., образование ки, ги, хи в южнорусском и более позднее, с XIII и даже XIV в., свидетельство об этой черте из севернорусских памятников 2. Известна, наконец, диалектная черта Синодального списка — цоканье, благодаря которой и закрепилось за Кормчей 1282 г. именование «Новгородской» Кормчей; явление это широко свидетельствуется памятником (примеры см. у Карского). Морфологические данные Синодального списка содержат значительно больший по своей характеристичности материал, чем фонетические его особенности. Двойственное число нередко в показаниях памятника и вообще употребляется в нем без нарушений, если не считать мест с порчею в тексте'. Замечательную особенность памятника составляет исключительно выдержанное употребление в нем форм склоняемых слов с известною русскою флексией в (или ё) в соответствии с древнеболгарским окончанием а; таковы, напр., формы род. 1 Может быть, сюда же следует присоединить и написание оувЪдеть 868, если видеть здесь описку вм. оуведгьть. 2 Впрочем, именно в данной Кормчей, к составу которой принадлежит исследуемый список Правды, имеются случаи с ги, ки, хи (С о б о л е в с к и й, Лекции, 4 изд., стр. 130), отсутствующие в тексте Правды за исключением единичного отмеченного факта. s Ср., напр., дат, мн, тЪмь еидокомъ 312 вм. ожидаемой формы двойственного числа.
|