Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники налогового права. Действие налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц
К источникам налогового права относят: 1. Конституция Республики Беларусь: закрепляет обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов и сборов, устанавливает компетенцию органов власти в вопросах установления налогов; 2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. N 166-З, Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З; 3. Закон Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции» 1994 года, иные законы, имеющие отношение в том числе и к налогообложению, в частности: Таможенный кодекс Республики Беларусь, КоАП, Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», закон о республиканскомбюджете на очередной финансовый год и т.д.; 4. Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; 5. Постановления Правительства Республики Беларусь; 6. Нормативно-правовые акты республиканских органов государственного управления, прежде всего МНС Республики Беларусь; 7. Нормативно-правовые акты органов местного управления и самоуправления; 8. Международные договоры. Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается. В случае расхождения акта налогового законодательства с актом другой отрасли права, содержащим вопросы налогообложения, применяются акты налогового законодательства. Применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается. Предусматривается четыре возможных видакорректировок в систему налогови сборов, осуществляемых через принятие нормативных актов: 1. Установление налогового платежа – законодательное определение в соответствующем нормативном правовом акте плательщиков налога и обязательных элементов налогообложения; 2. Введение налогового платежа – дополняет предыдущее действие, т.к. предусматривает вступление в силу документа, установившего налог и применение такого платежа в практике налогообложения; 3. Изменение налогового платежа – внесение поправок в механизм применения налога путем корректировки состава плательщиков и содержания элементов налогообложения; 4. Прекращение действия налогового платежа – т.е. его отмена. Законы об установлении, введении новых, или прекращении действия республиканских налогов и сборов, а также о внесении изменений в действующие налоги принимаются при утверждении бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. В исключительных случаях такие законы могут приниматься при уточнении бюджета на текущий год и иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования. В отношении местных налогов действует то же правило, при этом, принятые решения направляются соответствующими Советами депутатов в финансовые и налоговые органы соответствующей административно-территориальной единицы в 10-тидневный срок с даты их принятия. Акты законодательства, ухудшающие положение плательщиков обратной силы не имеют. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность граждан за налоговые правонарушения - имеют обратную силу. Акты законодательства, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок, и иным образом улучшающие положение плательщиков – могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Нормативные акты республиканских органов власти и управления распространяют свое действие на всю территорию Республики Беларусь, а также на территорию посольств, консульств и т.д. Нормативные акты местных органов управления и самоуправления действуют лишь та подведомственной им территории. Кроме того, существует группа актов, действующих только на отведенную территорию, не зависимо от административно-территориального деления – например, акты, регулирующие деятельность СЭЗ. Действие актов по кругу лиц обусловлено принципами территориальности и резидентства. С одной стороны, все лица, имеющие объект налогообложения на территории Республики Беларусь, подпадают под сферу действия налогового законодательства Республики Беларусь. С другой стороны, лица, являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь, уплачивают налоги с объектов, находящихся как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. При этом белорусские юридические лица признаются налоговыми резидентами автоматически, а иностранные юридические лица уплачивают налоги только с объектов, возникающих на территории Республики Беларусь. Физические лица признаются налоговыми резидентами не зависимо от гражданства, если они находятся на территории Республики Беларусь более 183 суток в календарном году (с учетом статьи 17 НК). Лица, не являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь менее 183 суток в календарном году или вообще не находящиеся на территории Республики Беларусь) уплачивают налоги в бюджет только с объектов, находящихся на территории Республики Беларусь. Одновременное действие в нескольких странах принципа территориальности и принципа резидентства приводит к международному двойному налогообложению.
|