Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационные императивы управления организацией в инновационной сфере.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 3. Цели и задачи менеджмента в инновационной организации. Цель исследования существующих организационных теорий — выделение организационных императивов управления организацией в инновационной сфере. Термин «императив» введен в научный оборот И. Кантом в работе «Критика практического разума». Он означает «общезначимое, нравственное предписание в противоположность личному принципу» и указывает на общий закон, высшее требование. В общепринятом толковании под императивом понимают безусловные требования. Императив применительно к управлению организацией в инновационной сфере — безусловные требования, обеспечивающие устойчивость и развитие организации для принятия инноваций. Организационные императивы управления организацией в инновационной сфере. Рассмотрим закономерности существования организации в инновационной сфере исходя из организационных теорий. Исходя из теоретических основ существования организации можно выделить шесть организационных императивов: 1) развитие организационных характеристик в соответствии с изменяющи-мися параметрами внешней среды (популяционно- экологическая теория); 2) снижение операционных (трансакционных) издержек (теория операцион-ных издержек); 3) устранение антагонистических противоречий, социальное развитие организации (марксистская теория); 4)сближение коалиционных целей (теория рациональной случайности); 5) развитие социального партнерства (институциональная теория); 6) развитие внешних связей (теория зависимости от ресурсов).
3.1.1. Императивы управления сквозь призму популяционно - экологической теории Сторонники популяционно-экологической теории, часто называемой естественным отбором, утверждают, что окружающая среда выбирает те признаки организаций, которые наилучшим образом подходят для нее, т.е. организация развивается так, чтобы ее организационные характеристики лучше соответствовали окружающей среде. Жизненный цикл организации аналогично биологической жизни человека включает в себя стадии создания (рождения), роста, зрелости и упадка (умирания). ☻ Рождение организации означает создание такой организационной формы, которая предполагает получение на входе ресурсов и обеспечение определенного результата для некоего потребителя. Окружающая среда оказывает влияние на скорость основания организации через систему государственной поддержки, подражание предшественникам, которые служат источником законности и отраслевой принадлежности и одновременно источником конкуренции за дефицитные ресурсы. ☻ Появившись, организация начинает развиваться и изменяться. Наиболее вероятное изменение организации — прекращение существования, поэтому теоретики рассматриваемого подхода допускают высокий уровень смертности новых организаций вследствие неспособности найти или создать нишу в среде их окружения. Выживают те организации, которые формируют организационные характеристики, отвечающие требованиям внешней среды, ее критериям отбора. Таким образом, организационные изменения являются следствием адаптации организации к условиям внешней среды. Организационное отмирание происходит в результате снижения ресурсной базы организации. Процесс спада проходит несколько стадий: 1. на первой стадии организация не прислушивается к симптомам падения (отсутствию потенциальных резервов и ухудшению организационно-экономических характеристик), 2. на второй стадии признает необходимость изменений, но никаких действий не предпринимает, 3. на третьей стадии организация принимает стратегические действия, но они, как правило, непоследовательны и неадекватны, в итоге — кризис и распад организации. Характеристики этапов жизненного цикла организации указаны в табл. 3.1. Таблица 3.1-Характеристики этапов жизненного цикла организации
Возникает вопрос: возможно ли возрождение организации и при наличии каких характеристик? Возрождение, или дальнейшее развитие, требует обновления всех функций посредством стратегического управления и структурного упорядочения, обеспечения гибкости взаимодействия с внешней средой. Поощряется развитие горизонтальных структур и связей, кружков качества. Формальный контроль заменяется социальным и самодисциплиной. Создаются межфункциональные команды. Происходит переход к матричной структуре. Система стимулирования привязывается к конечному результату. В какой-то степени трансформацию тормозят многочисленные эксперты, привыкшие к бюрократическим правилам и регламентам. Рост профессионализма сотрудников и эмоциональная усталость вследствие интенсивного межличностного общения могут привести к психологическому кризису, который характеризуется конфликтами, парализующими деятельность организации. Тем не менее необходима стадия инновационного развития, которая предполагает создание комфортных и творческих условий труда и ориентацию на инновационное решение возникающих проблем, сотрудничество, кооперацию и работу в проблемно-ориентированных группах, ведущих разработку нововведений и их использование.
Выводы 1. Организация должна иметь организационные характеристики, которые являются следствием приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Формирование этих характеристик следует начинать не на стадии спада и отмирания организации, а на стадии ее зарождения и становления. 2. Организационные характеристики, позволяющие обеспечить гибкость организации и ее адаптивность к внешней среде, формируются сознательно, с использованием позитивного опыта успешно функционирующих организаций и достигаются за счет процесса непрерывного совершенствования управления организацией. 3. Императивом управления должно стать развитие организационных характеристик в соответствии с изменяющимися параметрами внешней среды.
3.1.2. Императивы управления сквозь призму теории операционных (трансакционных) издержек В качестве единицы экономической деятельности принимается деловая операция (transaction — хозяйственная операция, сделка). Посредством деловой операции экономические ценности переходят от одного лица к другому, и в конечном счете именно деловые операции составляют суть рынков и являются основой деятельности организаций. Вследствие этого подхода возникла теория, получившая название «экономика операционных издержек», а с конца 60-х годов XX века — «экономика трансакционных издержек». Трансакционные издержки определяют как издержки экономического взаимодействия. К ним, в частности, относятся: • издержки поиска информации: затраты времени и ресурсов, необходимых для поиска, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством получаемой информации. Например, на рынках труда работодатель затрачивает средства на объявления о вакансиях, рассылку заявки в службы занятости, тестирование и отбор кандидатов. На товарных рынках произво-дитель затрачивает средства на изучение покупательского спроса, рекламу, проведение маркетинговых исследований и т.п.; • издержки ведения переговоров об условиях обмена, на заключение сделок, оформление контрактов; • издержки измерения качества товаров, услуг, причем иногда оценка комплекса характеристик бывает приблизительной и осуществляется интуитивно; • издержки защиты прав собственности: расходы на арбитраж, судебные разбирательства, оценку и восстановление нарушенных прав собственности; • издержки недобросовестного поведения, нарушающие условия сделки в одностороннем порядке, например, вследствие обмана, невыполнения условий сделки, нацеленности на получение выгод одной стороной в ущерб договору и т.п.; • издержки принятия решений, разработки планов, организации деятельности по выполнению планов, пересмотру планов в связи с изменившимися обстоятельствами, снижению сопротивления принятому решению со стороны работников и т.п. Динамика деловой операции в свете теории операционных издержек приведена на рис. 3.2 Деловые операции (которые отличаются по своим характеристикам) соизмеряются со структурой организации (стоимость и полномочия которой различаются) дифференцированно, исходя из экономии операционных издержек. Таким образом, создание организации рассматривается как ответ на неопределенность окружающей среды. В эту среду входят потенциальные партнеры по обмену, кредитоспособность которых не известна и которые могут вести себя оппортунистически. Построение иерархии организации позволяет контролировать их поведение при помощи непосредственного наблюдения, ревизий и других механизмов контроля. Из этого следует, что организация будет стремиться контролировать своих партнеров через формирование трестов и монополий. Организации могут сориентировать свою деятельность и в противоположном направлении — вернуться к свободному рынку, как это делается при заключении субдоговора на выполнение работ с внешними фирмами. Движение со стороны рынков в сторону организаций не является односторонним. Операционные издержки, связанные с поставкой
Операционные издержки, связанные с приобретением товара Рис. 3.2. Динамика деловой операции. Выводы: Организации создаются в тех случаях, когда их операционные издержки меньше соответствующих издержек на открытых рынках. Организация работает эффективно, когда затраты на деловые операции внутри нее меньше, чем затраты на аналогичные операции, осуществляемые через рынок. Организация не выживет, если затраты на дополнительные операции внутри нее станут больше затрат на те же операции, Организационным императивом управления является снижение операционных издержек.
|