Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные императивы управления орга­низацией в инновационной сфере.






Тема 3.

Цели и задачи менеджмента в инновационной организации.

Цель исследования существующих организационных тео­рий — выделение организационных императивов управления орга­низацией в инновационной сфере.

Термин «императив» введен в научный оборот И. Кантом в работе «Критика практического разума». Он означает «общезначимое, нравственное предписание в противоположность личному принципу» и указывает на общий закон, высшее требование.

В общепринятом толковании под им­перативом понимают безусловные требования. Императив применительно к управлению организацией в инновационной сфере — безуслов­ные требования, обеспечивающие устойчивость и развитие орга­низации для принятия инноваций.

Организационные императивы управления орга­низацией в инновационной сфере.

Рассмотрим закономерности существования орга­низации в инновационной сфере исходя из организационных теорий.

Исходя из теоретических основ существова­ния организации можно выделить шесть организационных импе­ративов:

1) развитие организационных характеристик в соответствии с изменяющи-мися параметрами внешней среды (популяционно- экологическая теория);

2) снижение операционных (трансакционных) издержек (тео­рия операцион-ных издержек);

3) устранение антагонистических противоречий, социальное развитие организации (марксистская теория);

4)сближение коалиционных целей (теория рациональной слу­чайности);

5) развитие социального партнерства (институциональная тео­рия);

6) развитие внешних связей (теория зависимости от ресурсов).

 

теория рациональной слу­чайности

3.1.1. Императивы управления сквозь призму популяционно - экологической теории

Сторонники популяционно-экологической теории, часто называемой естественным отбором, утверждают, что окру­жающая среда выбирает те признаки организаций, которые наи­лучшим образом подходят для нее, т.е. организация развивается так, чтобы ее организационные характеристики лучше соответ­ствовали окружающей среде.

Жизненный цикл организа­ции аналогично биологической жизни человека включает в себя стадии создания (рождения), роста, зрелости и упадка (умирания).

Рождение организации означает создание такой органи­зационной формы, которая предполагает получение на входе ре­сурсов и обеспечение определенного результата для некоего по­требителя. Окружающая среда оказывает влияние на скорость основания организации через систему государственной поддерж­ки, подражание предшественникам, которые служат источником законности и отраслевой принадлежности и одновременно источ­ником конкуренции за дефицитные ресурсы.

☻ Появившись, организация начинает развиваться и изменять­ся. Наиболее вероятное изменение организации — прекращение существования, поэтому теоретики рассматриваемого подхода допускают высокий уровень смертности новых организаций вслед­ствие неспособности найти или создать нишу в среде их окружения.

Выживают те организации, которые формируют организацион­ные характеристики, отвечающие требованиям внешней среды, ее критериям отбора. Таким образом, организационные измене­ния являются следствием адаптации организации к условиям внешней среды.

Организационное отмирание происходит в результате сниже­ния ресурсной базы организации. Процесс спада проходит не­сколько стадий:

1. на первой стадии организация не прислушивает­ся к симптомам падения (отсутствию потенциальных резервов и ухудшению организационно-экономических характеристик),

2. на второй стадии признает необходимость изменений, но никаких действий не предпринимает,

3. на третьей стадии организация при­нимает стратегические действия, но они, как правило, непоследо­вательны и неадекватны, в итоге — кризис и распад организации.

Характеристики этапов жизненного цикла организации ука­заны в табл. 3.1.

Таблица 3.1-Характеристики этапов жизненного цикла организации

Характе- ристика Стадия создания организации Стадия роста Стадия зрелости Стадия спада и отмирания
1. Цель Выживание и укреп­ление конкуренто­способности Кратковремен- ная прибыль и ускорен­ный рост, выживание за счет жесткого руководства Рост продаж, захват сегмента рынка, система-тический, сбалансирован-ный рост и формирование индивидуального имиджа Сохранение достигнутых результатов («завоеванных» позиций). Сохранение при­были, удержание рынка.
  2. Положение на рынке   Отсутствие конкурен­тов Необходимость ут­верждения на рынке. Появление конкурен­тов. Передел торговых границ и ниш, уста­новление границ. Закрепление покупа­телей за организаци­ями. Фиксирование границ. Стабильный спрос. Жестко поделенные и за­крепленные границы
  3. Основные задачи Выход на рынок, захват незанятого ceгмента рынка. Орга­низация труда, адап­тация новых техноло­гий и способов орга­низации производства и сбыта. Стремление к максимальному увеличению прибыли. Укрепление и захват своей части рынка. Организация труда, планирование прибы­ли, увеличение опла­ты труда и услуг. Достижение эффекта за счет делегирования полномочий (децентра­лизованное руковод­ство), рост по разным направлениям, завое­вание рынка, учет разнообразных инте­ресов, организация труда, разделение и кооперация, преми­рование индивидуаль­ных результатов Координация действий, обеспечение стабильности, свободный режим органи­зации труда
  4. Организа-цион­ная форма   Неформальная струк­тура   Функциональная организация Децентрализованная структура с целью мотивации нижних уровней Объединене децентрализован ных подразделений    
5. Вид плани- ро­вания Эмпирическое Долговременное Долговременное Экстраполяционное
6.Способ управления Управление предпри­нимателем Управление группой лиц; бюрократиче­ский. Управление группой лиц; бюрократиче­ский. Бюрократический
  7. Требования к руководи-телю Вера в успех, готов­ность рисковать, высо-кая работоспособ­ность. Наличие профессиональ-ных качеств ме­неджера. Наличие профессиональ-ных качеств ме­неджера Наличие профессиональ­ных качеств менеджера
  8. Политика управления раз­витием.   Использование при­были на расширение производства   Снижение цен, что не позволяет получить значительные финан­совые результаты   Снижение издержек, что позволяет получить финансовые результа­ты. Использование их части на НИОКР Получение прибыли, ко­торая может быть исполь­зована на обновление продук-ции, расширение объ­ема потребитель-ских ка­честв, сервиса и дополни­тельных услуг. Разработка нововведений.
  9.Основы разви­тия.   Творчество, создание творческой атмосфе­ры, быстрая реакция на нужды клиентов, энтузиазм при недо­статочной оплате труда. Определение направ­ления роста. Развитая функцио­нальная структура, формальные системы контроля, стимулиро­вания, планирования, координации и регламентирова-ния. Упор дела-ется на центра-лизацию и функ-циональные обязанности без пере­дачи полно-мочий по приня-тию решений Делегирование полномочий. Центры прибыли. Подразделе­ниям предоставляются экономические права, получив которые они могут стать полностью независимыми. Делегирование полномочий. Центры прибыли. Подразделе­ниям предоставляются формирования групп про­дуктов, централизации общих функций, инфор­матизации, планирования, подбора кадров, перепод­готовки и повышения квалификации, координа­ции через финансовые показатели.
  10. Проблемы   Рост потребности в использовании профессиональ-ных мето­дов управления. Кризис лидерства, руководства   По мере роста и ди­версификации органи­зации функциональ­ная структура стано­вится все более не­адекватной, слишком громоздкой, непово­ротливой, изгоняется инициатива. Кризис автономии.   Организация становит­ся неуправляемой и начинает развали­ваться на отдельные составляющие. Кризис потери контроля. Возникновение недоверия между функциональными и управленческими звень­ями. Вся энергия уходит на решение возникающих проблем. Способность организации к инновациям резко падает. Кризис бюрократизации. Кризис финиша.

Возникает вопрос: возможно ли возрождение организации и при наличии каких характеристик?

Возрождение, или дальнейшее развитие, требует обновления всех функций посредством стратегического управления и струк­турного упорядочения, обеспечения гибкости взаимодействия с внешней средой. Поощряется развитие горизонтальных струк­тур и связей, кружков качества. Формальный контроль заменяется социальным и самодисциплиной. Создаются межфункциональ­ные команды. Происходит переход к матричной структуре. Система стимулирования привязывается к конечному результату. В какой-то степени трансформацию тормозят многочисленные эксперты, привыкшие к бюрократическим правилам и регламентам. Рост профессионализма сотрудников и эмоциональная усталость вслед­ствие интенсивного межличностного общения могут привести к психологическому кризису, который характеризуется конфлик­тами, парализующими деятельность организации. Тем не менее необходима стадия инновационного развития, которая предпола­гает создание комфортных и творческих условий труда и ориен­тацию на инновационное решение возникающих проблем, сотруд­ничество, кооперацию и работу в проблемно-ориентированных группах, ведущих разработку нововведений и их использование.

 

Выводы

1. Организация должна иметь организационные характеристики, которые являются следствием приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Формирование этих характеристик следует начинать не на стадии спада и отмирания организации, а на стадии ее зарождения и становления.

2. Организационные характеристики, позволяющие обеспечить гибкость организации и ее адаптивность к внешней среде, форми­руются сознательно, с использованием позитивного опыта успешно функционирующих организаций и достигаются за счет процесса непрерывного совершенствования управления организацией.

3. Императивом управления должно стать развитие организа­ционных характеристик в соответствии с изменяющимися пара­метрами внешней среды.

 

 

3.1.2. Императивы управления сквозь призму теории операционных (трансакционных) издержек

В качестве единицы экономической деятельности принимается деловая операция (transaction — хозяйственная опе­рация, сделка). Посредством деловой операции экономические ценности переходят от одного лица к другому, и в конечном счете именно деловые операции составляют суть рынков и являются основой деятельности организаций. Вследствие этого подхо­да возникла теория, получившая название «экономика операци­онных издержек», а с конца 60-х годов XX века — «экономика трансакционных издержек».

Трансакционные издержки определяют как издержки эконо­мического взаимодействия. К ним, в частности, относятся:

издержки поиска информации: затраты времени и ресурсов, необходимых для поиска, а также потери, связанные с неполно­той и несовершенством получаемой информации. Например, на рынках труда работодатель затрачивает средства на объявле­ния о вакансиях, рассылку заявки в службы занятости, тестиро­вание и отбор кандидатов. На товарных рынках произво-дитель затрачивает средства на изучение покупательского спроса, рекла­му, проведение маркетинговых исследований и т.п.;

издержки ведения переговоров об условиях обмена, на за­ключение сделок, оформление контрактов;

издержки измерения качества товаров, услуг, причем иногда оценка комплекса характеристик бывает приблизительной и осу­ществляется интуитивно;

издержки защиты прав собственности: расходы на арбит­раж, судебные разбирательства, оценку и восстановление нару­шенных прав собственности;

издержки недобросовестного поведения, нарушающие усло­вия сделки в одностороннем порядке, например, вследствие обма­на, невыполнения условий сделки, нацеленности на получение выгод одной стороной в ущерб договору и т.п.;

издержки принятия решений, разработки планов, органи­зации деятельности по выполнению планов, пересмотру планов в связи с изменившимися обстоятельствами, снижению сопро­тивления принятому решению со стороны работников и т.п.

Динамика деловой операции в свете теории операционных издержек приведена на рис. 3.2

Деловые операции (которые отличаются по своим характеристи­кам) соизмеряются со структурой организации (стоимость и полно­мочия которой различаются) дифференцированно, исходя из эконо­мии операционных издержек.

Таким образом, создание организации рассматривается как ответ на неопределенность окружающей среды. В эту среду вхо­дят потенциальные партнеры по обмену, кредитоспособность которых не известна и которые могут вести себя оппортунисти­чески. Построение иерархии организации позволяет контролиро­вать их поведение при помощи непосредственного наблюдения, ревизий и других механизмов контроля. Из этого следует, что организация будет стремиться контролировать своих партнеров через формирование трестов и монополий. Организации могут сориентировать свою деятельность и в противоположном направле­нии — вернуться к свободному рынку, как это делается при заклю­чении субдоговора на выполнение работ с внешними фирмами. Движение со стороны рынков в сторону организаций не является односторонним. Операционные издержки,

связанные с поставкой

 
 
Товары и услуги


Операционные издержки, связанные с приобретением товара

Рис. 3.2. Динамика деловой операции.

Выводы:

Организации создаются в тех случаях, когда их операционные издержки меньше соответствующих издержек на открытых рынках.

Организация работает эффективно, когда затраты на дело­вые операции внутри нее меньше, чем затраты на аналогичные операции, осуществляемые через рынок.

Организация не выживет, если затраты на дополнительные операции внутри нее станут больше затрат на те же операции,
выполняемые через рынок.

Организационным императивом управления является сни­жение операционных издержек.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал