Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б) Борьба у людей за женщин
Борьба у людей за женщин двояка: одна из них ведется хоть и по-новому, но по старым трафаретам; другая — новая и в том и в другом отношении, у животных вовсе неизвестная. Что касается первой из них, то на низших ступенях культуры в ней много общего с тем, что мы видели у высших животных. Дарвин, ссылаясь на свидетельство путешественников, указывает, что у австралийцев женщины служат предметом борьбы мужчин между собою. У североамериканских индейцев драка мужчин за женщин, которые им нравятся, — явление обычное, причем женщина достается более сильному или более добычливому охотнику, и т. д. У культурных народов мы наблюдаем, аналогичные явления с тою разницей, что борьба конкурентов в отсутствии самок ведется специально придуманным для этого оружием; а борьба в присутствии самок и напоказ — бесчисленными приемами, в зависимости от той ступени культурного развития, на которой конкуренты находятся. Первая из них — у тех, кто победнее — производится ножами; у тех, кто побогаче — особыми «дуэльными пистолетами», причем стреляют они друг в друга «по команде» или по имеющимся на этот предмет статутам. Результатом такой борьбы, из которой победителем выходит не более сильный, не лучший, а часто неизмеримо худший, как это было в дуэлях и Пушкина и Лермонтова, — человеческая общественность, разумеется, не выигрывает, а проигрывает. Вариантом такой борьбы конкурентов между собою являются случаи, когда она ведется на глазах женщин, ведется напоказ, как борьба турухтанов в период ухаживания за самками или курбеты, проделываемые зверями в тех же условиях. Приемы этой борьбы у человека, разумеется, иные, чем у животных: они разнообразны и, как сказано уже, стоят в зависимости от уровня культуры действующих лиц, от общественного положения, от профессиональных занятий данного круга лиц и т. д. Смысл их, однако, везде остается одним и тем же. Конкуренты стараются проявить свои достоинства и преимущества перед женщинами, за которыми ухаживают. Борцы проделывают свои курбеты перед группою самок-женщин во всеоружии своих прелестей. У каждого из нас в памяти картины таких курбетов, которые проделываются на людской лад, но по животному трафарету, и нередко ведут к трагическому концу. Прекрасно передает эту идею Штук на своей картине: два центавра расправляются друг с другом перед очами не то недоумевающей, не то чего-то опасающейся самки, лежащей возле побоища. У людей дело иногда ведется хуже: женщина спокойно выжидает конца побоища и улыбается даже тогда, когда конкуренты хватаются за нож. Само собой разумеется, что на вершине культурных народов действия эти совершаются не так обнаженно и не так грубо: конкуренты не хватают друг друга за горло или за волосы, — отнюдь, однако, не потому, что бывают лысыми в 30 лет и носят парики в 40, а потому, что такой способ сводить счеты в известных «культурных» кругах признается не «comme il faut». Что касается другого рода борьбы конкурентов, а с этим вместе и способов овладевать женщиной, приемами, подобных которым мы не встречаем у высших животных, то он заключается в борьбе экономического порядка. Орудием такой борьбы являются деньги и ценности. Само собой разумеется, что для того чтобы прием этот имел надлежащий успех, нужно было веками воспитывать вкус жен-Чины к этим приемам, а чтобы сделать ее существом физически, экономически и социально бессильным, нужно было подчинить ее себе; надо было поставить ее в полную материальную зависимость от мужчины, нужно было поработить ее психику и сделать интересы этой психики подходящими для вожделений мужчины, который искал в женщине не товарища в семейной и общественной жизни, а самку, способную удовлетворять капризы его распущенности и похоти. Тысячелетнее воспитание женщины привело к желательным результатам: по сведениям Дюшатле, из 5000 проституток 1440 занимались этим ремеслом из-за нужды; 2080 были любовницами, брошенными своими любовниками и соблазнителями. Но наряду с этим выяснилось, что проституцией занимаются девушки и женщины даже «почтенных бюргеров, высокопоставленных чиновников» и других представителей зажиточного класса. Это проституция не из-за нужды, а из-за погони за роскошью, нарядами и удовольствиями известного качества, пленяющей их вследствие векового их «воспитания» мужчинами в определенном направлении. Самцы и самки буржуазного общества оказались, таким образом, связанным между собою общностью преступления: одни жаждут иметь красивые тряпки, блестящие камешки и ненужную роскошь и совершают преступление над своим телом и душою; другие, чтобы купить это тело и душу, совершают преступления, добывая золото, и получают взамен продажные ласки, которые, с точки зрения здоровой психологии, имеют не большую ценность, чем тряпки и цветные бусы дикарей. Резюмируя сказанное о борьбе самцов за самок, мы получим следующие заключения: 1) Борьба самцов за самок у животных имеет своей биологической задачей или устранить конкурента, или возбудить половые инстинкты самки. И в том и в другом случае она полезна: в первом — потому что борьба конкурентов приводит к победе более сильного, который и овладевает самкою; борьба, таким образом, является фактором, поддерживающим на должной высоте уровень видовых признаков естественного отбора. Во втором случае, когда борьба между самцами имеет своей задачей возбуждение у самок половых инстинктов, она приносит задачам размножения другую услугу, не менее важную и полезную. 2) Борьба самцов-мужчин за женщин в капиталистических условиях имеет те же задачи, что и у животных, с той, однако, разницей, что ведется двумя путями: один из них — борьба орудиями, другой — борьба экономическая. В обоих случаях победителями выходят не всегда лучшие, а часто худшие, так как орудиями в целях устранения возможных в будущем конкурентов пользуются люди досужие: они с этою целью упражняются на рапирах и эспадронах или стрельбою в цель из пистолетов; а экономическую борьбу могут вести также не всегда лучшие люди. И в первом случае, и во втором — ни люди, ни их культура, ни их общественная жизнь не только ничего не выигрывают, а только проигрывают.
|