№ п/п
| Ф.И.О.
| Век
| Годы жизни
| Направление
| Страна
| Творческий путь
|
|
СТРАДИВАРИ
Антонио, итальянский мастер струнных инструментов.
| 17-18
|
1644-1737
Родился в Кремоне.
| Мастер
струнных
инструментов
(скрипки, виолончели, альты)
|
Италия
| В 1667 г. открыл
свою мастерскую.
В течение 1704-25 изготовил самые совершенные образцы скрипок. Им изготовлено более1100 инструментов. До наших дней дошло более 600. в наши дни секрет его мастерства утерян.
|
| БАХ
Иоганн Себастьян,
немецкий композитор и
органист
|
17-18
|
1685-1750
Родился 21марта в Эйзенахе (Тюрингия) в семье музыкантов. Умер 28 июля в Лейпциге (3)
|
Представитель эпохи
Просвещения.
Его творчество является вершиной искусства полифонии - фуга.
Он один из основателей немецкой профессиональной музыкальной школы.
|
Германия
|
С 9 лет – сирота. Воспитывался у дяди Иоганна Христофора, у органиста в Ордруфе. До 1700 года занимался в Ордруфском лицее, окончил Люнебургскую школу (1703), служил скрипачом в Веймаре. В 1704-07 – церковный органист в Арнштадте и Мюльхаузене, в 1708-17 – придворный органист и композитор в Веймаре. В 1717-23 – директор камерной музыки в Кетене. К концу жизни ослеп.
Ему принадлежат скрипичные сольные
и оркестровые концерты; сонаты для скрипки, виолончели;
методическое пособие для детей;
300 духовных кантат и 30 светских;
Хоральная прелюдия – хоровое церковное песнопение;
«Хорошо темперированный клавир» объединяет 2 сборника по 24 прелюдии и фуги во всех тональностях, пьес серьёзных и шутливых, скорбных и светлых.
Музыкальный язык Баха вышел за рамки своего времени, предвосхитив более поздние музыкальные стили, вплоть до романтизма.
|
| ГЕНДЕЛЬ
Георг Фридрих,
немецкий композитор и
органист
| 17-18
| 1685-1759
Родился в Галле в семье придворного лекаря-цирюльника курфюрста бранденбург-ского.
Похоронен в Вестминстерском аббатстве.
| Представитель эпохи
Барокко.
Ежегодно торжества в честь Генделя проходят в Англии и Германии, привлекая исполнителей и слушателей со всего мира.
| Германия
|
В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 поступил в оперный театр на должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр. В 1713 – композитор, дирижёр и режиссёр театра «Хаймаркет». В 1719 Гендель возглавил Академию итальянской оперы в Лондоне. В 1737 он перенёс нервный паралич
Первая опера «Альмира» 1705 г. произвела сенсацию.
Всего создано 44 оперы. Гендель в значительной степени подготовил оперную реформу Глюка и создал новый тип оратории, особое значение в которой приобрёл хор.
В 1740-е годы создал несколько шедевров: оратории «Саул», «Геркулес», «Мессия» и др. С 1751 у Генделя начинает ухудшаться зрение, однако он ещё дирижировал своими ораториями. Его оперировал тот же врач, который пытался помочь Баху, и так же бузуспешно. Уже слепой, он создал ораторию «Иевфай». Композитора отпевал объединённый хор собора Павла и Перта и члены королевской капеллы.
|
| ГВАРНЕРИ
(Семья мастеров смыч-
ковых инструментов)
| 17-18
|
|
| Италия
|
|
| ГЛЮК
Кристоф Виллибальд,
австрийский композитор.
| 18-19
|
1714-1787
Родился в Эрасбахе в семье лесничего.
| Представитель просветительскогоклассицизма
Крупнейший реформатор оперы 18 века
Представитель венской классической школы.
| Австрия
| С детства занимался пением и игрой на многих инструментах: орган, клавесин, скрипка, виолончель.
Глюк начал оперную реформу в Вене на основе итальянской оперы-сериа с постановки первой оперы «Семирамиды»
Главным достижением было подчинение всех компонентов оперного спектакля (сольного пения, хора, балета, оркестра) одному замыслу. Его оперы воспевают идеалы гражданской доблести и нравственной стойкости. Его известные оперы «Орфей и Эвридика», «Ифигинея в Авлиде».
|
| ГАЙДН
Франц Йозеф,
австрийский композитор
| 18-19
| 1732-1809
Родился в Рорау
(близ Вены).
Отец его, каретный мастер, играл на органе в деревенской церкви. Мать служила кухаркой в замке местного землевладельца.
| Эпоха
Просвещения.
Один из основоположников венской классической школы.
| Австрия
| Родственник Гайднов – школьный учитель учил мальчика пению и игре на музыкальных инструментах. Регент главного собора Вены – св. Стефана, наслышанный об удивительных способностях мальчика, побывал в гостях у учителя. С тех пор Гайдн начал петь в хоре Св. Стефана (1770-49). По воспоминаниям самого композитора, он работал не менее шестнадцати часов в сутки.
Гайдна называют отцом симфонии. Всего им создано более 100 жанрово-бытовых симфоний.
Вершиной творчества Гайдна стали «12 Лондонских симфоний».
Он написал 83 квартета, 52 клавирных сонаты, 20 опер, 14 месс, большое количество песен, 2 оратории и др.
Главной заслугой является усовершенствование форм инструментальной музыки.
|
| САЛЬЕРИ
Антонио – выдающийся итальянский композитор, дирижёр и педагог.
| 18-19
| 1749-1825
Родился близ Вены.
| Композитор классического направления музыки.
| Италия
| Игре на скрипке учился у своего брата. С 1765 пел в хоре собора Св. Марка в Венеции. С 1766 был принят на службу в придворный оперный театр клавесинистом – концертмейстером. В театре музыкант сделал блестящую карьеру.
Создал 39 опер.
Сальери был популярен как педагог. Он воспитал свыше 60 музыкантов. Его учениками были Бетховен, Шуберт, сын В. Моцарта, Ф.Лист и мн.др.
Легенда об отравлении им Моцарта долго вращалась в истории и была положена А.Пушкиным в основу трагедии «Моцарт и Сальери»
|
| БОРТНЯНСКИЙ
Дмитрий Степанович - знаменитый
русский композитор, по национальности украинец.
| 18-19
| 1751-1825
Родился в городе Глухове.
| Вошёл в историю русской музыки, прежде всего как автор хоровых духовных композиций.
| Россия
| В 6 лет был отдан в Певческую школу, через 2 года отправлен в Петербург, в Придворную певческую капеллу.
Всего им создано 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Его сочинения произвели большое впечатление на императрицу Екатерину 2 и он был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы.
Создал новый тип русского хорового концерта.
|
| МОЦАРТ
Вольфганг Амадей,
великий
австрийский композитор и исполнитель.
| 18-19
| 1756-1791
Он появился на свет 27 января в Зальцбурге в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта. Был отравлен в 35 лет и умер 5 декабря. Могила его затеряна.
| Представитель эпохи Просвещения.
Яркий представитель венской классической школы.
Создатель австрийской профессиональной музыкальной школы.
| Австрия
| Когда ему исполнилось 10 лет, герцог-архиепископ, считавший, что произведения чудо-ребёнка сочинял его отец, изолировал его. Дверь в комнату, где был заперт Моцарт, открывалась в течение недели только для передачи пищи. Так он написал свою первую ораторию. Вершинами классического симфонизма стали 3 последние симфонии в 1788 г: №39, № 40, № 41-«Юпитер». Всего им написано около 50 симфоний.
Знаменитые оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», лучшая опера «Волшебная флейта» - лирико-драматические симфонии
Моцарт посвятил другу Гайдну 6 струнных квартетов. В 1787 Моцарт был принят на должность камерного музыканта при дворе Иосифа 2, с обязанностью сочинять танцы для маскарадов.
Он создал свыше 600 произведений различных жанров. Моцарт не успел закончить заказанный ему «Реквием», произведение, гениально выражающее скорбь человека о потере самых дорогих и близких, по праву считающееся
|
| ОГИНСКИЙ
Михаил Клеофас,
известный польский композитор и государственный деятель
| 18-19
| 1765-1833
Родился в Гузуве, близ Варшавы в известной дворянской семье.
Умер во Флоренции
|
| Польша
| Его дядя был серьёзным музыкантом, имел свой театр и создал музыкальную школу. Благодаря ему Огинский приобщился к музыке. Польский посол в Нидерландах, в Англии до1791 г, казначей Литвы. Принимал участие в восстании. После поражения эмигрировал в Италию и написал оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире».
Автор широко известных полонезов «Прощание с родиной» и др., военных патриотических песен и маршей, романсов, около 40 фортепианных пьес, в том числе вальсов, мазурок и др. танцев.
|
| БЕТХОВЕН
Людвиг Ван,
великий немецкий композитор
| 18-19
| 1770-1827
Родился в Бонне в семье фламандс-кого происхожде-ния, умер в Вене (3)
| Эпоха ПросвещенияПредставитель венской классической шк.
Один из основателей немецкой профессиональной музыкальной шк.
| Германия
| Его дед руководил придворной капеллой, а отец был певцов в той же капелле. В раннем возрасте научился играть на клавесине, скрипке, альте, флейте. Первое сочинение создал в 1782 году. Его фортепианная игра сочеталась с блестящей импровизацией. Он создал совершенно новый жанр инструментальной миниатюры на основе танцев и других небольших пьес старинной сюиты – «багатели». Глухота с 1798г.
Бетховен величайший композитор – симфонист. Написано 9 симфоний, 16 квартетов, опера, сонаты, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестр, скрипичный концерт, 2 мессы и др.
|
| ПАГАНИНИ
Николо,
великий итальянский скрипач, композитор
| 18-19
| 1782-1840
Родился в Генуе. Отец мелкий торговец.
| Один из основоположников музыкальногоромантизма
| Италия
| Детство было нелёгким. Отец скорее хотел извлечь выгоду из ярких способностей сына и, обучая игре на мандолине, гитаре, потом скрипке, заставлял заниматься с утра до вечера, часто лишая еды, что подорвало слабое здоровье ребёнка.
Первым из скрипачей начал исполнять произведения, выучив их наизусть.
Выдающееся значение имеют его «24 каприччо» для скрипки соло, Первый и Второй концерты для скрипки и оркестра.
Давал сольные концерты в Австрии, Германии, Франции.
Он теряет голос и общается только при помощи блокнота.
|
| ВЕБЕР
Карл-Мария-Фридрих-
Эрнест фон,
немецкий композитор, дирижёр, пианист и музыкальный критик.
| 18-19
| 1786-1826 родился в Эйтине в семье музыканта.
Скончался от чахотки.
| Один из главных представителей и основателей романтической школы музыки.
| Германия
| Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца. Первое сочинение - 6 фугет было опубликовано в 12 лет. В семнадцатилетнем возрасте концентрировал как пианист.
С 1813 г. возглавлял оперный театр Праги. Им создано 9 кантат, 2 симфонии, 4 фо-нные сонаты, оперы «Сильвана», «Эврианта», «Оберон»- шедевр светлой сказочно-фантастической оперы-феерии, а также знаменитое «Приглашение к танцу».
С 1816 до конца жизни руководил оперным театром Дрездена.
|
| АЛЯБЬЕВ
Александр Александрович,
известный русский композитор, видный мастер вокальной лирики.
| 18-19
| 1787-1851
Родился в Москве. Происходил из старинного дворянского рода. Отец долгое время служил сенатором по московскому департаменту
| Значителен вкладАлябьева в отечественную камерно-инструментальную и оркестровую музыку предклассического периода.
| Россия
| Написано много романсов / «Соловей», на слова А.Дельвига – вершина творчества композитора Он – первый крупный русский композитор, собиравший на Кавказе национальные мелодии. Записывал и переложил на ноты песни башкир, киргизов, туркмен. Одним из первых начал использовать в русской музыке восточные темы, создав оперу «Кавказский пленник», представляющая собой ряд сольных выступлений, чередующихся с мелодекламацией, Гармонизатор украинских мелодий (сборник «Голоса украинских песен»). Творчество его отмечено романтическими настроениями и представляет собой важный исторический этап в формировании русской музыки предклассического периода.
|
| РОССИНИ
Джоаккино Антонио,
великий итальянский композитор.
| 18-19
| 1792-1868
Родился в городке Пезаро в семье музыкантов.
| Представитель эпохи Романтизма.
| Италия
| Наряду с операми (около 40) создавал произведения других жанров: величественное духовное произведение, кантаты, гимны.
Россини – мастер вокального письма, создатель ярких музыкально-сценических характеристик, что положило начало мощному расцвету итальянской оперы 19 века. Знаменитую оперу «Севильский цирюльник» (1816) была создана всего за 19 дней.
|
| ШУБЕРТ
Франц,
великий австрийский композитор
| 18-19
| 1797-1828
Родился в Вене в семье школьного учителя.
| Первый композитор– романтик. В своей музыке он выразил настроение одиночества, тоски, отразил те разочарования и горечь, которые вызывала у людей окружающая действительность
|
Австрия
| Музыкальные способности мальчика были обнаружены рано, и он был отдан в конвикт (1808-13) – бесплатную школу для одарённых мальчиков при придворной певческой капелле.
Только за 1815 появилось более 140 песен. Из них такие как: «Лесной царь», «Маргарита за прялкой» и др. на стихи И. Гёте.
За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений разных жанров: 9 романтических симфоний, увертюры, квартеты, трио, квинтеты, сонаты, фортепианную фантазию. А также оперы, музыку к театральным постановкам, хоры, фортепианные миниатюры, баллады и др. произведения. Главное место занимают песни (их свыше 600).
|
| ВЕРСТОВСКИЙ
Алексей Николаевич,
выдающийся русский композитор.
| 18-19
| 1799-1862
Родился в имении Селивёрстово
Тамбовской губернии.
| Композитор, стоявший у истоков создания национального стиля в музыке.
| Россия
| Он явился первым классиком водевиля.
Написано 6 опер, кантата к открытию Большого театра в 1825 г, большой гимн для 500 исполнителей в 1831 г., увертюра к открытию Малого театра в 1841 г, множество произведений театральной музыки, 800 песен, куплетов и гимнов. Разработал новый тип русской песенной оперы.
|
|
ВАРЛАМОВ
Александр Егорович,
известный русский композитор.
|
|
1801-1848
Родился в Москве в небогатой семье. Отец служил при Екатерине 2.
| Способствовал развитию национальной музыкальной школы наряду с
А. Алябьевым и
А. Гурилёвым.
|
| В 10 лет стал певчим в Петербургской придворной капелле.
Основная область деятельности Варламова – романсы и песни, создаваемые на тексты выдающихся русских поэтов (Лермонтова, Кольцова, Плещеева и Фета). Близость его романсов к жанру городского бытового романса принесла ему славу. До сегодняшнего времени пользуются известностью: «На заре ты её не буди», «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт». Всего же им написано около 200 песен и романсов.
|
| ГУРИЛЁВ
Александр Львович, известный русский композитор, пианист, педагог.
|
| 1803-1858
Родился в Москве.
Сын крепостного музыканта Льва Степановича.
| Известен как автор лирических бытовых романсов и песен.
| Россия
| Начал обучаться музыке с 6 лет. С юных лет играл на скрипке и альте в оркестре графа В.Орлова, где отец Саши был дирижёром и скрипачом.
В 1831 получил вольную. Особой популярностью пользовались «Однозвучно гремит колокольчик», «Разлука» и др. Ему принадлежат обработка народных песен, фортепианные произведения. Трудные условия существования сломили музыканта и привели к психическому заболеванию.
|
| ГЛИНКА
Михаил Иванович
Великий русский композитор.
|
| 1804-1857
Родился в селе Новоспасское Смоленской губернии в семье помещика.
Умер в Берлине, похоронен в Петербурге.
| Композитор – классик.
Основатель профессиональной русской композиторской школы
| Россия
| С ранних лет играл на различных инструментах в крепостном оркестре дяди. С 1817-22 учился в петербургском Благородном пансионе при Главном педагогическом училище. После окончания пансиона был определён на службу в Министерство путей сообщения. В 1837-39 получил место капельмейстера Придворной певческой капеллы.
Перу Глинки принадлежат около 80 романсов («Я помню чудное мгновенье» и др.). Он сочинял песни, арии, увертюры,. этюды для голоса, оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», симфоническая фантазия «Камаринская» и др.
|
| ШОПЕН
Фридерик,
великий польский композитор и пианист.
|
| 1810-1849
Родился в местечке Желязова-Воля, близ Варшавы.
Умер в Париже. По завещанию его «сердце» было перевезено в Варшаву.
| Представитель эпохи Романтизма.
Он родоначальник польской музыкальной классики.
.
| Польша
| В 6 лет сочинил своё первое произведение – Полонез.
В 1826-29 учился в Варшавской консерватории. В 19 лет, только что окончив Высшую школу, он был уже известным композитором и лучшим пианистом Польши.
Наследие Шопена огромно. Среди его крупных произведений – Вторая соната си-бемоль-минор, 4 баллады, 4 скерцо, Фантазия фа минор, Баркарола, Соната для виолончели и фортепиано, а также романтические миниатюры, около 20 ноктюрнов, полонезы, вальсы, мазурки. В 1894 в Желязовой-Воле открыт памятник Шопену.
|
| ШУМАН
Роберт,
великий немецкий композитор
|
| 1810-1856
Родился в Цвиккау в семье издателя и книготоргов-ца.
С 1854 лежал в больнице близ Бонна и через 2 года скончался от тяжёлой болезни.
| Композитор - романтик
| Германия
| 1834 г.- редактор, а затем издатель «Нового музыкального журнала». Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, это он хорошо показал в фортепианном цикле «Карнавал». Шуман писал произведения разных жанров: этюды, фантазии, сонаты, симфонии, программные концертные увертюры. Мечтатель и выдумщик, он очень любил детей и много писал о них и для них фортепианные пьесы из «Альбома для юношества», «Детские сцены» и «Альбом песен для юношества» раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картины окружающей жизни, сказочные образы. 1840 – год долгожданной женитьбы на Кларе Вик (знаменитой пианистке) – стал для Шумана годом песен. Среди них вокальный цикл «Любовь поэта», баллада «Два гренадёра» (на его же слова), циклы «Мирта» (свадебный подарок Кларе), «Любовь и жизнь женщины». П. И. Чайковский считал Шумана самым великим композитором-романтиком 19 века.
|
| ЛИСТ
Ференц,
великий венгерский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель.
|
| 1811-1886
Родился в деревне Доборьян. Его отец был смотритель овчарни и музыкант-любитель.
Ф.Лист умер в Байрёйте.
| Композитор эпохи романтизма.
Классик венгерской музыки.
Лист – композитор виртуоз, стоявший у истоков создания венгерской профессиональной музыкальной школы.
| Венгрия
| В возрасте 14 лет поставил свою оперу «Дон Санчо, или Замок любви» в Париже. Создал многочисленные этюды, цикл фортепианных пьес, 15 «Венгерских рапсодий» В 1838 году началась его гастрольная деятельность. До 1847 он с триумфом концентрировал как пианист, побывав во всех странах Европы. Лист выступил как преобразователь фортепианной игры, расширив сферу применения фортепиано, придав ему оркестровое звучание. Лист способствовал превращению фортепиано из салонно-камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории. Интерес композитора к поэзии и стремление обновить музыку путём слияния её с этим искусством привели к созданию Листом нового жанра – симфонической поэмы. Он создал 13 таких поэм, вдохновлённых образами мировой поэзии, литературы, иногда – живописи. В Веймаре вокруг Листа объединились видные музыканты, образовавшие так называемую Веймарскую школу. В Веймаре Лист организовал «Нововеймарский союз» и «Всеобщий немецкий музыкальный союз».1860-е годы тяжёлое время для композитора умирает сын Даниель и дочь Бландина. Лист пишет ораторию «Христос» в 1866 г. Позднее произведение 1882 г – симфоническая поэма.
|
| ВАГНЕР
Вильгельм - Рихард,
великий немецкий композитор, дирижёр и театральный деятель.
|
| 1813-1883
Родился в Лейпциге в семье потомственных учителей и органистов.
| Представитель эпохи романтизма
| Германия
|
В детстве Вагнер сильно увлекался греческой и римской мифологией и древней историей, писал стихи. В 1831 стал студентом Лейпцигского университета. В 1849 участвовал в Дрезденском восстании. После его поражения скрывался в Швейцарии. После амнистии концентрировал в Австрии и России
В наследии композитора главное место занимает опера. Он явился одним из крупнейших реформаторов этого жанра в 19 веке. Вагнер создал 13 опер. Все они написаны на собственные тексты композитора. Сюжеты их связаны с романтическими мифами и легендами. Велико значение Вагнера в симфонизации оперы. Он не только количественно расширил состав оркестра, но и по-новому трактовал его возможности и роль отдельных групп (особенно медных духовых инструментов), был великим мастером оркестрового колорита. Самая популярная из вагнеровских опер является опера «Лоэнгрин» 1848 г.
|
| ВЕРДИ
Джузеппе Фортунино
Франческо,
великий итальянский композитор
| 19-20
| 1813-1901
Родился в Ронколе. Сын трактирщика.
| Классик итальянской музыкальной культуры, один из самых замечательных композиторов 19 века, ставший символом борьбы Италии за независимость.
| Италия
|
Мальчиком обучался музыке у деревенского органиста.
В 12 лет стал деревенским органистом. Творчество композитора составило целую эпоху в истории оперного театра. Самая популярная опера в Италии – «Бал-маскарад». До сих пор опера «Отелло» является непревзойдённой интерпретацией шекспировского сюжета в оперном жанре, образцом музыкально-психологической драмы. Верди работал и в других жанрах. Ему принадлежат и хоровые произведения, в частности, знаменитый «Реквием». Но опера составляла основу его искусства. Композитора называли «маэстро итальянской революции»
Он часто вступал в конфликт с австрийскими властями, считавшими, что его музыка разжигает итальянский национализм.
|
| ДАРГОМЫЖСКИЙ
Александр
Сергеевич,
выдающийся русский композитор.
|
| 1813-1869
Родился в селе Троицком Тульской губернии в семье служащего Министерства финансов. До 5 лет не говорил.
| Вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы.
| Россия
| Получил домашнее образование. Музыке начал учиться с 6 лет.
Создал ряд лучших романсов («Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир»). Он - автор 4 опер и около 100 романсов. 3 оперы связаны с творчеством А. Пушкина «Русалка», «Каменный гость» (неокончена) и «Торжество Вакха» (по одноимённому стихотворению). В 1859 избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой композиторов «Могучая кучка», участвовал в работе сатирического журнала «Искра». Им написано 3 оркестровые пьесы. В музыкальном языке своих произведений Даргомыжский опирался на русскую народную песню.
|
| СМЕТАНА
Бедржих, выдающийся чешский композитор, пианист и общественный деятель.
|
| 1824-1884
Родился в Литомышле в семье пивовара
| Он стал создателем не только национальной классической оперы, но и симфонизма.
| Чехия
| Начиная с 1847, концентрировал как пианист 20 лет. В 1848-55 руководил основанной им в Праге музыкальной школой. В 1866 стал оперным дирижёром во «Временном театре», открытым по инициативе Сметаны в Праге. Оперное творчество композитора исключительно разнообразно по тематике и жанрам. В 1874 в ночь с 19 на 20 октября он оглох. Глухота была полной. Через пару дней он приступил к работе над симфонической поэмой «Вышеград», закончив её в течение месяца, затем создаёт ещё 4 оперы. Сметана оказал громадное влияние на всё последующее развитие чешской музыки.
|
| ШТРАУС
Иоганн \сын\,
выдающийся композитор, скрипач и дирижёр
|
| 1825-1899
Родился в Вене в семье известного композитора и дирижёра И. Штрауса.
| «Король вальса»
Представитель эпохи Романтизма
| Австрия
| Иоганном Штраусом было создано около 500 оркестровых танцевальных пьес – вальсов(в том числе «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Сказки венского леса», «Венские голоса» и др.), галопов, полек, кадрилей. Он создал классические образцы «венского вальса». С1871 года Штраус дебютировал как опереточный композитор. Самая известная опереттабыла «Летучая мышь». Всего же перу композитора принадлежат 16 оперетт. Последняя гастрольная поездка Штрауса состоялась в Россию. По просьбе Общества Российского Красного Креста в 1886 Штраус дал 10 концертов в пользу Красного Креста. Дирижёрами и композиторами были и младшие братья Штрауса: Йозеф (1827-70), автор 283 пьес и Эдуард
(1835-1913), автор 318 танцев.
|
| РУБИНШТЕЙН
Антон Григорьевич,
выдающийся русский пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкальный деятель
|
| 1829-1894
Родился в Подольской губернии в небогатой европейской купеческой семье.
| Композитор – классик.
| Россия
| В 1859 основал Русское музыкальное общество, в состав дирекции которого вошёл. Создал Петербургскую консерваторию в 1862 г. её директор и профессор (1862-67 и 1887-91). Всего им создано 16 опер. Его ученик по композиции П. Чайковский. В 1885-86 провёл в России и крупнейших городах Западной Европы цикл Исторических концертов, в которых дал картину эволюции фортепианной музыки от её истоков до современных ему русских композиторов. За ним закрепилась слава одного из величайших пианистов современности. Ему принадлежат 6 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, многие произведения для фортепиано, романсы, песни. Написал «Автобиографические воспоминания. 1829-89». По инициативе Рубинштейна был организован Международный конкурс пианистов и композиторов в 1890.
|
| РУБИНШТЕЙН
Николай Григорьевич, известный русский пианист, дирижёр, педагоги музыкально-общественный деятель.
|
| 1835-1881
Родился в Москве. Брат А. Рубинштейна
Скончался в Париже. Похоронен в Москве.
| Композитор – классик.
| Россия
| Пропагандист русской музыки, он считался одним из лучших исполнителей произведений П. Чайковского, который посвятил ему Вторую симфонию, Второй концерт для фортепиано с оркестром. Рубинштейн способствовал формированию русской дирижёрской школы.Вместе с А.Островским организовал «Артистический кружок», объединивший ряд передовых художественных деятелей Москвы. Музыкально-общественная деятельность Рубинштейна носила просветительский характер. В1860 по его инициативе было организовано Московское отделение Русского музыкального общества. Рубинштейн участвовал в его симфонических и камерных концертах как дирижёр солист. В том же году открыл Музыкальные классы, на основе которых в 1866 создана Московская консерватория (её директор и дирижёр до конца жизни). Был исключительно щедр. Все деньги от концертной деятельности шли на нужды артистов, консерваторские нужды и ученикам. Пианистические способности его были феноменальными. Он не уступал Ф.Листу.
Рубинштейн – автор фортепианных пьес, романсов и др. сочинений.
|