Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И необходимость формирования конкурентного сектора
в городском хозяйстве Как известно из теории и практики хозяйствования, существует несколько основных механизмов управления и регулирования соци ально-экономическими процессами. Они подразделяются на центра лизованные и нецентрализованные. Первый вид управления форми руется и реализуется соответствующими властными структурами, а второй формируется рыночной средой. Централизованное управление может проводиться с помощью различных методов и рычагов регулирования. Основными из нихяв ляются экономические, организационно-распорядительные и право вые. Преимущественное использование тех или иных рычагорегу лирования во многом определяют содержание механизма управления и регулирования социально-экономическими процессами. Исходя из этого подхода механизмы централизованного регулирования подразделяются на директивный и индикативный. Директивный механизм управления хорошо известен из советского опыта хозяйствования. В его основе лежат директивный план, который охватывает буквально все виды деятельности, директивные, фиксированные цены на все виды товаров и услуг и централизованное материально-техническое снабжение производителей. Центральные органы власти определяют: что производить, как производить и для кого производить, т. е. кому предназначены результаты деятельности. В основе административного механизма управления лежит внеэкономическое принуждение и потому он может быть результативен лишь в чрезвычайных условиях и при наличии жесткой государственной власти. В условиях перехода к рынку и развития экономических стимулов использование директивных рычагов управления должно быть ограничено и опираться на экономические интересы общества. Но существует и альтернативный централизованный механизм управления, называемый индикативным или направляющим. В его основе лежит экономический интерес производителей и потребителей, гибко регулируемый государством и местными органами власти. Основными рычагами регулирования здесь являются не административные, а экономические и правовые. Эффективное регулирование экономики на основе применения экономических и правовых рычагов требуют глубоко продуманной и обоснованной стратегии и тактики деятельности. Следует отметить, что в условиях рыночной экономики данный механизм может органично сочетаться с механизмом рыночной саморегуляции. Но эффективность использования индикативного управления и сочетание его с рынком требуют сильного государства, политической воли и высокого профессионализма, чего очень не хватает России. Механизм управления городским хозяйством сложился в советский период и с некоторыми изменениями сохранился вплоть до наших дней. Чтобы разобраться с его содержанием и особенностями, рассмотрим вначале характерные черты директивного механизма управления городским хозяйством советского времени. Итак, для советской системы управления городским хозяйством были характерны следующие черты: монополия государственной собственности на объекты городского хозяйства; бесплатное распределение жилья в порядке очереди в городах; государственный монополизм и абсолютная централизация управления в городском хозяйстве; низкие тарифы на жилищно-коммунальные услуги; низкое качество выполняемых работ и услуг; партийно-государственный контроль за деятельностью предприятий городского хозяйства; вопиющая бесхозяйственность и громадные потери ресурсов; бюджетное ресурсообеспечение. В условиях переходного периода административный механизм управления городским хозяйством был преобразован в административно-ведомственный. Его основными чертами стали следующие характеристики: преобладание государственной и муниципальной собственности в городском хозяйстве и ограничение частного конкурентного сектора; разрушение государственной системы распределения жилья и возникновения элементов рынка жилья и услуг; развитие ведомственного монополизма и централизации; существенное повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального сектора; низкий уровень жилищно-коммунального и транспортного обслуживания населения и слабое развитие инженерно-транспортной инфраструктуры; ведомственный бюрократизм в управлении; ведомственный контроль за результатами деятельности; крайне низкая эффективность и громадные потери используемых ресурсов; дотационное финансирование. Как следует из перечисленных характеристик, ситуация в управлении городским хозяйством принципиально не изменилась, хотя и произошли определенные сдвиги по усилению ведомственности, ослаблению внешнего контроля и повышения тарифов на услуги и продукцию без соответствующего улучшения качества работы. Громадные потери ресурсов и дотационное бюджетное финансирование остались без изменений. Таким образом, положение дел в городском хозяйстве складывается далеко не благополучно. Для него характерны низкий уровень развития, выражающийся в отсталой технике и устаревших технологиях, высоком износе зданий, сооружений и оборудования, применении устаревших материалов и конструкций. В управлении городским хозяйством приоритет имеет административно-ведомственный механизм, основанный на приказах и распоряжениях, а не на учете интересов участников и обоснованных, продуманных решениях. В результате для городского хозяйства большинства городов и поселений страны характерны низкое качество услуг, бесхозяйственность и крайняя неэффективность использования ресурсов, игнорирование интересов потребителей, высокая бюджетная нагрузка и повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей. Отсюда следует настоятельная необходимость проведения глубоких преобразований управленческой системы и переход к индикативному механизму управления, адекватно соответствующему рыночным условиям хозяйствования. Развитие городского хозяйства в современный период возможно лишь на основе формирования нового хозяйственного механизма, ориентированного на использование экономических рычагов и стимулов и на максимально полный учет интересов потребителей. Поэтому рассмотрим его характерные черты и определим стратегические направления развития городского хозяйства и основные механизмы их реализации. Важнейшей целью нового механизма управления городским хозяйством служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах, работах, энергии и прочих результатах деятельности комплекса отраслей городского хозяйства. Для достижения этой цели возникает необходимость решения следующих задач: первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех важнейших вопросов развития городского хозяйства; разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственных интересов на экономической и правовой основах; активное включение противозатратных рычагов хозяйствования; внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в городском хозяйстве; обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем в городском хозяйстве (водо и энергоснабжение, общественный транспорт и др.); реализация устойчивого ресурсообеспечения комплекса отраслей городского хозяйства, прежде всего финансового обеспечения, за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы городского хозяйства и улучшения системы подготовки кадров. Предполагаемый механизм управления городским хозяйством должен иметь не административно-ведомственный, а индикативный (направляющий) характер, т. е. он должен создавать условия для повышения качества работы в городском хозяйстве, надежного функционирования инженерных систем, экономии ресурсов и т. п. Основными рычагами управления в нем служат экономические (прямые и косвенные) и правовые. Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований и условий. В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать следующие: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий, хозяйственные договоры, местные заказы и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются местные налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и ряд других. Организационно-правовые рычаги необходимы для организации разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполнение работ, проведение налоговой и финансово-кредитной политики в области управления данной сферой. Предлагаемый механизм управления городским хозяйством базируется на следующих принципах: приоритет социальных, региональных и муниципальных интересов над отраслевыми, ведомственными и локальными; ориентация на различные формы собственности в городском хозяйстве, включая муниципальную, коллективную, частную; постепенная децентрализация управления и передача ряда управленческих функций в области городского хозяйства на местный уровень (местным органам власти на уровне муниципальных образований, органам территориального общественного самоуправления и прочим заказчикам); антимонопольная политика в сфере городского хозяйства, ограниченная наличием естественных монополий (инженерные системы города); разделение функций заказчика и подрядчика и привлечение в городское хозяйство подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе; нормативный принцип ресурсообеспеченности и выделение различных уровней обслуживания населения и прочих потребителей в городском хозяйстве; ориентация на различные источники финансирования: централизованные и нецентрализованные финансовые ресурсы; привлечение населения к активному участию в сфере городского хозяйства в различных формах. Реализация указанных принципов позволит перейти к формированию конкурентного сектора в городском хозяйстве и сформировать индикативный механизм управления в данной сфере. Контрольные вопросы 1. Понятие рыночной власти.
|