Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ритуал творчества и новаторства
Ежедневно читай то, чего не читает никто. Ежедневно думай о том, о чем не думает никто. Для ума вредно всегда быть частью единодушного мнения.
Кристофер Морли
— Следующая наша встреча будет очень короткой, — сказал Джулиан, перед тем как распрощаться со мной у подножия горы. — Почему? — спросил я, чрезвычайно разочарованный этим сообщением. — Потому что мне нужно готовиться к отъезду. Заниматься с тобой я почти закончил. Ты страстно впитывал мудрость лидерства, которую я тебе передавал, и был отличным учеником. У меня нет ни малейшего сомнения, что под твоим мудрым руководством «Глобальные Технологии» в скором времени выйдут на мировой уровень и станут процветающей компанией. Но есть и нечто более важное. Теперь ты знаешь, как руководить собой и как добиться того, чтобы твои люди смогли полностью раскрыть свои таланты и воплотить мечты в реальность. Верой и правдой служи людям, способствуя раскрытию их потенциальных способностей и напоминая им о той достойной и яркой цели, ради которой они трудятся. В ответ они также будут служить тебе верой и правдой. — А куда ты уезжаешь? — Есть еще один человек, нуждающийся в мудрости, которую я постиг. Мой долг — ехать к нему. — И что же, ты бросишь свою хижину в лесу? Мне казалось, там у тебя есть все, что нужно. — Скажем так: я уезжаю на время. Но кто знает, возможно, скоро ты увидишь меня в своем розарии, — подмигнул мне Джулиан. Теперь, когда я ехал на встречу с Джулианом, мне было грустно от мысли, что все это скоро закончится. Он всегда был моим другом, но теперь я видел его в новом, совершенно особом качестве. Ни один человек, даже мой отец, не повлиял на меня так сильно, как Джулиан. Вокруг было столько людей, нуждавшихся в его мудрости, однако я стал одним из первых, к кому он пришел на помощь. Он всегда был верным другом. Его уроки были совершенно не похожи на любые другие, которые мне когда-либо довелось получить в моей жизни. Беседуя со мной, Джулиан постоянно направлял мою мысль в новое русло, побуждая анализировать причины моих поступков. Он заставил меня задуматься о том, что я представляю собой как лидер и как человек. За это время он подарил мне такие жемчужины знаний и мудрости, которые я не смог бы добыть ни из какого иного источника. Его знания сделали мой труд осмысленным, придали мне заряд энергии, творческих сил и вдохновения. Впервые я ощутил себя целостной личностью. Я очень хотел, чтобы, расставшись, мы когда-нибудь встретились снова. Мне был необходим такой друг и наставник, как Джулиан. И в знак благодарности мне очень хотелось сделать ему что-нибудь приятное. Свернув с автострады, я заехал в тенистую лесную зону, в которой расположился поселок на колесах. Здесь повсюду виднелись стационарные фургоны и мини-автофургончики, где ютились люди с не слишком высоким достатком. Вскоре я увидел и цель моего путешествия: начальную школу, названную в честь Столетия Независимости. Это было одно из лучших учебных заведений страны, выпустившее множество одаренных детей. Сюда издалека прибывают педагоги и воспитатели, чтобы изучить методику преподавания тех учителей, которым посчастливилось работать в этой школе. И хотя ни одному из здешних учеников не исполнилось и десяти лет, учителя стараются развить их умственные способности. Педагоги помогают малышам живо представить свое будущее и научиться мечтать о нем. Любой родитель был бы счастлив отдать своего ребенка в такую школу. Я быстро нашел Джулиана. На игровой площадке он беседовал со знаменитой госпожой Мэйплз, директором школы, — она часто выступала по национальному телевидению, излагая свои взгляды на нынешнее состояние образования. По ее мнению, школам следует уделять значительно больше внимания формированию характера ребенка. Джулиан был как всегда одет в тунику и сандалии, однако г-жа Мэйплз не обращала на это внимания. Она улыбалась в ответ на высказывания Джулиана. Мне показалось, что они давние знакомые. — Привет, Питер! — радостно воскликнул Джулиан, когда я появился на игровой площадке. Ученики только что выбежали на перемену, и площадку заполнял шум детских голосов. — Позволь познакомить тебя с моим замечательным другом, Милдред Мэйплз. — Очень рад знакомству с вами, Милдред, — сказал я. — Я много раз видел вас по телевизору. — Рада познакомиться, Питер. Я тоже много о вас слышала. Читала в газетах о вас и о вашей корпорации. Дела у вас как будто идут очень успешно. — Должен с сожалением признать: так было некоторое время назад. С тех пор у нас появились серьезные трудности. Но именно Джулиан помог нам изменить ситуацию. Теперь мне кажется, словно я руковожу совершенно новой компанией. Надеюсь, скоро вы снова о нас услышите. — Очень надеюсь, — учтиво ответила г-жа Мэйплз. — Можно вас спросить, как вы познакомились с Джулианом? Они рассмеялись. — Муж Милдред — дилер по продаже «феррари». Свою машину я купил именно у него, — ответил Джулиан. — Прежде я познакомился с ним, а вскоре имел удовольствие познакомиться и с Милдред. Когда ты подъехал, мы как раз вспоминали о моей машине. — Все бы отдала, чтобы посмотреть, как ты едешь в ней по центральной улице в своих монашеских одеждах, Джулиан, — сказала Милдред. — Но как бы то ни было, очень рада встретить тебя снова. Я до сих пор не могу привыкнуть к твоему внешнему виду, однако, проработав тридцать лет среди детей, я поняла, что все мы способны творить чудеса в этой жизни. Я оставлю вас, джентльмены. Заезжай потом в магазин, Джулиан. Джек наверняка будет в восторге от встречи с тобой, — сказала она, поднимаясь по ведущим в главное здание школы белым ступеням. — Может быть, и заеду, — ответил с улыбкой Джулиан. — Ну,, так что у нас на очереди, Питер? Ах да! Седьмой ритуал из системы вечных принципов лидерства Йога Рамана. Седьмое правило, которым пользуются настоящие лидеры, чтобы жить и работать, полностью реализуя свои возможности. — Когда мы прощались на горе Персиваль, ты забыл дать мне очередную пластинку от паззла. И оставил меня таким образом в неведении. Всю неделю я гадал, каким же будет Седьмой ритуал. — Вообще-то, я не забыл, Питер. Я надеялся, что ты сделаешь именно то, что сделал, поскольку Седьмой ритуал как раз и касается силы идей. Как я уже неоднократно говорил, в наш век информации исходным материалом для достижения успеха становятся уже не материальные ценности, но идеи. Впервые за всю историю нашей цивилизации истинное достояние любой компании ежедневно утром входит в здание, а вечером выходит из него. Самый ценный капитал любой организации — это люди. — Очень емко сказано. Такое трудно забыть, — сказал я, улыбаясь. — Надеюсь, что не забудешь. Ведь одна из главнейших задач видящего перспективу лидера состоит в том, чтобы высвободить творческие способности, которые дремлют в умах сотрудников, и дать этим способностям возможность работать для достижения достойной цели. Ты должен помочь своим сотрудникам исследовать новые пути движения мысли, которые будут приводить их к качественно новым идеям. Только в этом случае ты сможешь внедрить те новаторские проекты, которые необходимы «Глобальным Технологиям», чтобы выйти на мировой уровень. — Но разве все мы способны творить? Неужели ты думаешь, что каждый из моих сотрудников способен к творческому мышлению? А бухгалтеры в финансовом отделе? А мои юристы? Вряд ли их можно назвать творческими людьми. — Конечно, можно. Просто у них не было стимула для творческого мышления, поэтому их способности остаются в дремлющем состоянии. Я и сам когда-то думал, что творческие люди — это только поэты, писатели, художники и артисты. Йог Раман и другие мудрецы помогли мне избавиться от этого заблуждения. Они — самые творческие люди из тех, кого мне приходилось встречать в этой жизни. Они придумывают и создают невероятные вещи. И хотя они живут в изолированном мире, вдали от воздействия современной цивилизации, им удалось создать замечательные инструменты и приспособления, которые помогают им в повседневной деятельности. Хотя они живут очень просто, им удалось разработать очень эффективные инструменты и методы сохранения и распространения своих знаний, у них очень высокий уровень гигиены, они изучают движение звезд. — Ну вот, опять мы говорим о звездах. Когда же ты мне расскажешь, почему тебя так занимают звезды, и особенно та яркая звезда, которая время от времени светит ярче? Я уже просто не в силах сдерживать свое любопытство, Джулиан, — стал упрашивать я. — В следующий раз уж точно. А пока постарайся понять, что дар творчества ниспослан нам свыше. Преврати свою компанию в огромную фабрику идей, где творцы и новаторы всегда в почете. Сообщи своим людям, что теперь им позволено идти на риск, объясни, что неудачи указывают нам путь к победе. Риск не обязательно приводит к успеху, но, как правило, несет в себе что-то новое. Доведи эту мысль до каждого сотрудника своей фирмы. Поощряй творчество. Пусть люди поверят, что отныне ты открыт для новых идей, готов рассматривать их и применять на практике. — Интересно, значит, без риска невозможно новаторство? — Совершенно определенно. Чтобы остаться конкурентоспособным в нашу эру идей, ты и твои люди должны стремиться к новому. Каждый должен понять, что ему не удастся спрятаться от перемен. Пусть твои сотрудники станут бабочками, а не улитками-прилипалами. — Что ты имеешь в виду? — Бабочки целыми днями исследуют среду своего обитания, порхая в высоте. А вот прилипалу трудно сдвинуть с насиженного места. Поощряя риск и гарантируя право на ошибку, ты поможешь своим людям исследовать новое. Помнишь, как поступили в Юго-Западной авиакомпании с тем менеджером, который выдвинул новаторскую программу и потерпел неудачу? — Его повысили в должности. — Ты понял меня. Не стоит и говорить, насколько это поощряет дух творчества и разумного риска. — Да, конечно. Значит, суть творческого подхода — в разумном риске? — Это только один из факторов, который помогает высвободить дремлющие в нас творческие силы. Суть творчества — в оригинальности мышления. Вот, — произнес Джулиан, доставая из туники седьмую пластинку от паззла, — Йог Раман сформулировал этот принцип гораздо лаконичнее, чем это мог бы сделать я. Надпись на пластинке была неразборчива. Присмот-; ревшись к ней внимательнее, я все же смог прочитать: Видя то, что видят все, думай по-своему. — Ты только взгляни на этих замечательных детишек: каждый из них — образец творческой личности. Никто не пытался причесать их под одну гребенку, разъясняя, что Луна не сделана из сыра, а Санта Клауса на самом деле нет. Никто не сдерживал полета их фантазии, сомневаясь в том, что они смогут стать врачами или юристами, космонавтами или киноактерами. Жизнь для них полна неограниченных возможностей. Их сердца и мысли чисты. Вглядись в их лица. Посмотри, сколь безгранична сила их воображения. Заметь, как поглощает их все, что они делают. Дети — это более развитые существа, чем взрослые, и они могут преподать нам те уроки, в которых мы так нуждаемся. — Готов с тобой согласиться, Джулиан. Помню, когда мои дети только начинали ходить, я многому у них тогда научился. — Чему, например? — Я понял, как важны любознательность, непосредственность, умение играть с простыми вещами. Просто мне не приходилось применять эти навыки в своей взрослой жизни. Я также узнал, что одну и ту же вещь можно видеть с совершенно различных сторон. — Правильно. Однажды вечером Йог Раман рассказал мне историю, которой я хочу поделиться с тобой. Высоко в Гималаях один йог занимался со своими учениками. В качестве задания он начертил на земле линию и предложил своим ученикам сделать эту линию короче, не изменяя ее. Все ученики были крайне озадачены: как же можно сделать линию короче, если не стереть ее часть. Все, кроме одного. Этот ученик занимался упорнее всех. Он подошел к линии, которую нарисовал наставник, и начертил рядом с ней линию подлиннее. Он вовсе не касался первой черты. Учитель улыбнулся. «Очень хорошо, — произнес он. — Теперь первая линия стала короче». Это и есть то оригинальное мышление, которому посвящен Седьмой ритуал. Видя то же, что и все, думай по-своему. Ритуал творчества и инноваций призывает сбросить шоры традиционного взгляда на вещи. Этот ритуал помогает находить новые решения старых проблем, открывать новые пути достижения поставленных целей. Он учит видеть вещи не в их нынешнем состоянии, а какими они могут стать. Он помогает лидеру наполнить сердца своих людей детским восторгом и радостью. Чтобы создать атмосферу творчества и новаторства в своей фирме, ты должен понять, что новые идеи — это семена успеха и твоя первостепенная задача — поощрять любознательность. Помни: всего лишь одна удачная идея может полностью преобразовать твою компанию. Да, всего лишь одна блестящая идея, касающаяся создания нового продукта, увеличения производительности труда или повышения качества продукции, может существенно изменить работу твоей компании. И что, возможно, еще важнее, оригинальная мысль, надлежащим образом реализованная, может изменить жизнь многих людей, интересам которых служит твоя компания. Вот в чем сила новаторства — сделать мир лучше. Как прекрасно написала Майя Ангелу: «Если повезет, то всего лишь одна фантазия может совершенно изменить миллион реальностей». — И с чего же мне начать? — Прежде всего, постарайся увидеть в каждом из твоих сотрудников творца и художника. — Что, на самом деле? Ты имеешь в виду даже тех, кто работает в наших отделах сбыта и доставки? — Да. Я уже говорил тебе, что осознание предшествует переменам. Так постарайся осознать, что каждый работник твоей фирмы способен генерировать новые идеи. Если ты не сможешь этого понять, твоим «Глобальным Технологиям» никогда не стать новаторской компанией. Нужно быть мудрым лидером, чтобы понять: каждый человек — это творец, способный создавать новое, когда его оригинальные мысли поощряются. Все мы способны к творчеству. — Взгляни на этих детей, — сказал Джулиан, указывая на школьников, резвящихся на площадке. — Вот этот мальчуган делает вид, будто играет на гитаре, воображая себя рок-звездой, которую вчера вечером видел по телевизору. Вон та девчушка возле дерева представила себя героиней из фильма, которой предстоит спасти мир от несчастья. Как после этого можно говорить, что каждый из них не художник и не творец, наделенный способностями ежеминутно порождать великолепные идеи? — Это так, но они всего лишь дети, — возразил я. — А люди, которыми я руковожу, — взрослые, причем большинство из них, по-видимому, совершенно не способны делать то, что выходит за рамки обыденного. Только предложи им попробовать что-то новое — их охватит страх и неуверенность. Они цепко держатся за то, к чему давно привыкли, как будто от этого зависит вся их жизнь, даже если новшество сулит им большие выгоды. — А кто в этом виноват? — серьезно спросил Джулиан. — Запомни: твой стиль руководства учит людей, как им поступать. Если именно таким образом они реагируют на твои предложения испытать свои силы, значит, тебе и твоим менеджерам не удалось создать атмосферу, которая бы поощряла людей к поиску новых путей и концепций. Может быть, они просто боятся быть наказанными за ошибку? А может, они не хотят; чтобы над ними смеялись, когда они будут делать что-то по-новому. Если твои сотрудники воспринимают новые идеи, концепции и программы без всякого энтузиазма, значит, ты не сделал свою компанию открытой для разумного риска. Творчество всегда будет сдерживаться, если люди чувствуют, что могут что-то потерять. — Так как же мне гарантировать право на риск? — Для этого есть много способов. Разреши своим людям ошибаться, больше доверяй им. Поощряй новые идеи и вознаграждай оригинальные мысли. Позволь людям быть самими собой. Пусть в них свободно расцветет дар воображения. Помню, как в одной статье мне попалось высказывание генерального директора фирмы «Reebok» Пола Файермана. В этом интервью речь шла о том, что залог успеха компании состоит в свободе творчества ее сотрудников. «Обычные люди способны совершать замечательные вещи только потому, что им разрешают это делать», — говорил Пол. Абсолютно верно сказано. Запомни: настоящий лидер не станет управлять творчеством — он лишь раскрывает его и позволяет ему царить в своей компании. Он выпускает творчество на волю, надеясь, что его компания станет новаторским пространством, подобно этой детской площадке, на которой мы сейчас стоим. В момент, когда Джулиан заканчивал свою фразу, на рукав его одеяния шлепнулся кусок пудинга. Злоумышленник, которым оказался мальчишка с хитрющей мордашкой, увидев, что попал в цель, издал победный крик. Затем он развернулся и бросился бежать со всех ног, громко крича: «Я попал в монаха! Я попал в монаха!» Джулиан застыл на месте. Потом он невозмутимо ткнул пальцем в размазанную по рукаву массу. — Надеюсь, это с шоколадом, — сказал он с улыбкой. — С шоколадом мне нравится больше. — Это напомнило мне о еще одном важном факторе, способствующем созданию творческой атмосферы, — продолжал Джулиан, вытирая с рукава пудинг белоснежным платком, который я достал из своего пиджака. — Чтобы превратить фирму в новаторское пространство, что позволит вывести твою компанию на мировой уровень, нужно создать такую атмосферу, в которой нашлось бы место для радости и веселья. Один из барьеров на пути творчества — это убеждение, что игры нужны исключительно детям. Такое мнение не только препятствует развитию творчества в коллективе, но еще и усиливает моральную напряженность. Вполне нормально позволить людям время от времени расслабиться и от души посмеяться. Ничего дурного нет в том, чтобы людям было весело работать. Работа должна быть в радость. Помогая сотрудникам работать радостно, ты тем самым внедряешь в жизнь философию истинного лидерства. Таким образом ты покажешь своим людям, что действительно заботишься о них. Хьюго Ранер сказал: «Играть — это значит отдать себя во власть некой магической силы». Платон же заметил, что «жить нужно играя». Не забывай, твои сотрудники проводят большую часть своей жизни в офисе. И ты мог хотя бы попытаться сделать это место приятным для них. Смех и веселье откроют тебе путь к сердцам и воображению людей. А людям нравится трудиться с тем, кто ценит их труд. — Прекрасно сказано. А еще? — Вот еще несколько способов, позволяющих оживить и освежить обстановку в коллективе. Предложи сотрудникам установить для себя «недельную норму идей». Разработай систему оценки и вознаграждения лучших идей. Организуй совместные неофициальные встречи для сотрудников разных подразделений, чтобы сплотить людей и поддержать их интерес к работе. Сходите на спектакль или устройте вечеринку — прямо в офисе. Также рекомендовал бы тебе организовать специальную «комиссию по затеям». Вот уж когда начнется настоящее веселье! — Комиссию по затеям? — Да. Ее задачей будет придумывать разные смешные игры и соревнования. Принимая участие в таких играх, люди с большей любовью станут относиться к фирме, в которой они работают. Это прекрасный способ улучшить обстановку в коллективе и сократить текучесть кадров. Таким способом ты даже можешь привлечь новых заказчиков. — Это как же? — Запомни: то, что сделано с улыбкой, — с улыбкой покупают. Теперь ты видишь, что положительная атмосфера в коллективе не только повышает производительность труда и стимулирует людей к творчеству, но также влияет на основные финансовые показатели компании. — Вижу. — К примеру, организуй в своем коллективе «День дурацкого галстука», «Неделю розыгрышей» или «Праздник бесплатных пончиков», когда ты будешь угощать всех пончиками, испеченными лично тобой вместе с членами твоей администрации. Как ты думаешь, что при этом будут чувствовать люди? А что, если в конце пятницы закончить работу на полчаса раньше, чтобы провести среди отличившихся сотрудников соревнования по запуску воздушных змеев? Могу поспорить, тогда они не только выполнят, но и перевыполнят план. А если тебе захочется оригинальным способом поздравить кого-нибудь из сотрудников с днем рождения, сыграй «4-4-5-4-9-8». — А что такое «4-4-5-4-9-8»? — Это мелодия песенки «Happy Birthday To You», если ее набрать кнопками мобильного телефона. Представь, если ты сыграешь эту песенку для своей сотрудницы, поздравляя ее с днем рождения. Это будет полный отпад! Согласен? — «Да уж, действительно отпад», — так в коллективе и скажут. — Запомни: если, находясь на рабочем месте, люди способны радоваться, как дети, значит, они счастливы. Счастливые люди лучше трудятся. К тому же они более преданы своей фирме. А усердные, лояльные и творческие сотрудники — это основа любой преуспевающей фирмы. Так? — Так. — И еще запомни: там, где дружно отдыхают, — там и работают дружно. Да, и не забывай время от времени задавать себе главные вопросы. — Что ты имеешь в виду? — Творческие вопросы — это один из лучших способов сохранить свежесть и оригинальность своего мышления. Удачные вопросы помогают выбраться из «тихой заводи» в океан неизведанного, то есть в будущее, где все на свете возможно. — А можешь назвать хотя бы несколько таких вопросов? — Конечно., Вот, например: «Что бы я сделал в данном случае, если бы твердо знал, что поступаю правильно?» или еще: «Какие три вещи я мог бы делать еженедельно, чтобы совершенствовать свой стиль руководства?», а потом спроси себя, почему же ты не делаешь этого. Когда столкнешься с какой-нибудь проблемой, почему бы тебе не спросить себя: «А как бы в данном случае поступил Кеннеди, Черчилль или Конфуций?» Но, наверное, лучшим вопросом для того, чтобы подняться на новый уровень творчества, будет такой: «Что бы подумал ребенок, которым я был когда-то, о том взрослом человеке, которым я стал?» — Да, серьезный вопрос, Джулиан, — сказал я тихо, когда мы подошли к машине. — Мне даже немного стыдно отвечать на него. — Развивай воображение и сделай гибким свой ум. Выпусти на волю свою природную любознательность. Не бойся мечтать о высокой цели и смело смотри в будущее. И даже если ты увидишь там то же, что видят все, старайся думать по-своему. Помни, что в сердце каждого мудрого лидера жива душа ребенка, исполненная удивления и радости. И тогда присущее тебе ощу-' щение энергии, оптимизма и надежды передастся окружающим. Ты обязан помнить об этом ради многих мужчин и женщин, которые трудятся под твоим началом. — Ты действительно считаешь, что руководитель, у которого есть надежда, может многое изменить? — Конечно! Надежда — это то, что движет мудрыми лидерами и теми компаниями, которыми они руководят. Мне вспоминаются слова, сказанные одним стариком в конце его жизни: «Я обычный человек со способностями ниже средних. У меня нет ни тени сомнения, что любой смог бы достичь того же, что и я, если бы приложил столько же усилий, имел бы в себе столько же надежды и веры». — Это, наверное, был один из тех дельцов, интересы которых ты защищал, будучи знаменитым юристом? — Нет, Питер, — задумчиво ответил Джулиан. — Это сказал Ганди. — Замечательно, — тихо ответил я. — Кстати о надежде: недавно в одной газете мне попалась статья под заголовком «Парализованный журналист написал книгу... глазами». В ней рассказывалась история Жана-Доминика Боби, бывшего главного редактора парижского журнала «Elle». Однажды, когда Боби ехал в автомобиле, с ним случился обширный инсульт, и он потерял сознание. Лишь три недели спустя он вышел из комы, лишившись речи, почти потеряв слух и полностью парализованный. Всего одна часть его тела могла двигаться. — Какая же? — спросил Джулиан, внимательно слушая мой рассказ. — Его левое веко. Но, благодаря огромной силе надежды, своему оптимизму и страстному желанию что-то изменить, Жан-Доминик решил: хоть он и не может двигаться, он все же найдет возможность написать книгу, чтобы поделиться с другими той истиной, которую он вынес из своей трагедии. Призвав на помощь свое творческое воображение, он в конце концов нашел решение: разработал алфавит, в котором каждой букве соответствовало определенное количество миганий века. И таким образом, работая в затемненной больничной палате по три часа в день с редактором, этот человек продвигался в работе над своей книгой. Журналисты подсчитали, что Жану-Доминику потребовалось моргнуть более двухсот тысяч раз, чтобы написать 137 страниц текста. И книга получилась замечательной. В ней он написал обо всем, что так хотел совершить, но не успел: взобраться на альпийскую вершину, принять участие в автогонках «Формула-1» и еще о многом другом. Он также поведал о том, как больно ему думать, что он не может больше обнять детей и поиграть с ними. Закончив работу над книгой, Боби основал ассоциацию помощи парализованным людям и их семьям. Таким образом ему удалось свое несчастье превратить в победу, вдохновляя других людей собственным примером. К сожалению, сейчас Жана-Доминика нет в живых. Статья, которую я прочитал, фактически стала его некрологом, но, уверен, ты согласишься, Джулиан, что его жизнь стала прекрасным гимном силе человеческого духа, позволяющей достигать того, чему ты меня учил. Акт его личного героизма действительно подтверждает принцип: видя то же, что и все, думай по-своему. — Да, Питер, вот это и есть Седьмой ритуал. Найти свой шанс в том, в чем другим видятся одни несчастья. Надеяться даже тогда, когда другие отчаиваются. Увидеть свет там, где другие видят лишь тьму. Ты привел очень красноречивый пример. Спасибо, что рассказал мне об этом. Я никогда не перестану восхищаться тем, на что способен человек, движимый достойной и убедительной целью. И все Же меня удивляет, что большинство людей словно выжидают, пока в их профессиональной или личной жизни не наступит какой-нибудь кризис. Только тогда эти люди проникают вглубь себя, постигая дарованные им возможности. И это очень печально. И вот я уже сижу за рулем автомобиля, опустив боковое стекло. Нагнувшись и упершись руками в колени, Джулиан заглядывает в салон. — Ну что ж, дружище, у нас с тобой осталась только одна встреча перед тем, как я направлюсь к своему следующему месту назначения. Время, проведенное с тобой, доставило мне много радости. Мне очень приятно знать, что мои уроки благотворно воздействуют на «Глобальные Технологии». — Не знаю, как и благодарить тебя, Джулиан, — ответил я с признательностью. — Просто продолжай воплощать в жизнь те уроки, которые я тебе преподал, и передавай знания мудрецов тем, кто тебя окружает. Пусть великие истины лидерства распространяются в твоей фирме и во всем деловом мире. Расскажи как можно большему числу руководителей и менеджеров об этих вечных принципах. Это и будет твоей благодарностью. — А ты ничего не забыл? — спросил я, когда Джулиан уже уходил. — Знаю, знаю, ты хочешь узнать, где мы встретимся в следующий раз, правда? — Конечно. Я не хочу пропустить последний урок и не узнать последнего Ритуала. — Мы проведем нашу последнюю встречу в обсерватории. Увидимся там в полночь. Я покажу тебе кое-что такое, что навсегда изменит твое представление о лидерстве. Да, и пока ты не уехал, возьми-ка эту деревянную пластинку. Я ведь знаю, как ты любишь составлять паззлы, — сказал Джулиан, подмигнув мне. Джулиан погрузил руку в глубины своей накидки, извлек оттуда последнюю деревянную пластинку и бережно вложил ее в мою ладонь. — До встречи, друг мой. Я взглянул на простой подарок, полученный от Джулиана. Эти кусочки дерева стали многое значить для меня, оставаясь своеобразными наглядными пособиями к Ритуалам истинного лидерства. На восьмой пластинке, так же как и на предыдущих, был тонкий узор, который трудно было разобрать. На другой стороне так же помещалась надпись. Такая же загадочная, как и семь предыдущих. Она гласила: Ритуал 8: Соедини лидерство с наследием. Я поднял взгляд, собираясь спросить Джулиана, что означают эти слова, но он уже исчез. Единственный остававшийся на площадке человек стоял безмолвно перед моей машиной. Это был худенький мальчишка. Он посмотрел на меня и улыбнулся.
Ритуал 8
|