Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам






Яхты для дальних плаваний (крейсерские яхты) можно разделить на три основные группы, отличающиеся по своему назначению: крейсерско-гоночные, крейсерские и туристские.
Основным назначением крейсерско-гоночных яхт (их правильнее было бы называть гоночными яхтами открытого моря) является успешное выступление в маршрутных гонках на длинные дистанции. Крейсерско-гоночные яхты имеют характерное парусное вооружение с узкими и высокими парусами, свободную палубу, насыщенную механизмами и устройствами для управления парусами и их настройки (рис. 32). Типичными представителями этой группы яхт являются, например, однотонник " Марина", яхты " Конрад-44" и " Конрад-54".

Рис. 32. Однотонник " Марина" постройки ленинградской судоверфи ВЦСПС:
1 - гребной винт регулируемого шага; 2 - перо руля; 3 - скоб-трап; 4 - надувной спасательный плот ПСН-6М; 5 - привод натяжного ахтерштага; 6 - штурвал; 7 - путевой компас; 8 - приборная панель; 9 - главный компас; 10 - двухскоростная лебедка; 11 - односкоростная лебедка; 12 - входной люк; 13 - натяжка внутреннего штага; 14 - вант-путенс; 15 - фаловая лебедка; 16 - спинакер-гик; 17 - натяжка багштага; 18 - вентиляционный дефлектор.

Крейсерские яхты - достаточно быстроходные суда, используемые для дальних спортивных плаваний определенной категории сложности и протяженности. Суда этого типа принимают также участие в морских гонках, хотя и с меньшими шансами на успех при выступлении в одной зачетной группе с гоночными яхтами. Крейсерские яхты, рассчитанные на многодневное пребывание экипажа на борту, имеют лучшие условия обитаемости, большие запасы пресной воды и топлива, часто снабжаются более мощным двигателем. Такие суда имеют палубные рубки, позволяющие увеличить объем внутренних помещений и их высоту; конструкцию корпуса, отвечающую правилам постройки классификационных обществ. При больших измерениях они оснащаются двухмачтовым вооружением. К судам этой группы можно, например, отнести однотонник, построенный небольшой серией на таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения, яхты типа " Конрад-45" и " Опал".

Туристские яхты - мореходные и комфортабельные суда, рассчитанные на длительное плавание, не лимитируемое нормативами времени. Они оснащаются низким парусным вооружением с относительно небольшой площадью парусности, часто стилизуются под старинные кечи, шхуны и тендера. Мощный двигатель и топливные цистерны большой емкости позволяют получить высокую скорость и значительную дальность плавания под двигателем. По скорости и лавировочным качествам они уступают крейсерским.
В зависимости от мощности двигателя, установленного на яхте, ее можно классифицировать как яхту парусно-моторную - со вспомогательным двигателем или как моторно-парусную. В первом случае мощность двигателя составляет 1, 5-2, 5 л.с. на каждую тонну полного водоизмещения яхты, что обеспечивает достижение скорости от 5 до 6 уз. По запасу топлива для двигателя яхта имеет дальность плавания 80-120 миль; используются гребные винты со складывающимися лопастями или флюгерного типа, оказывающие минимальное сопротивление движению яхты под парусами. Двигатель служит лишь для выхода из гавани и входа в нее, для коротких переходов в штилевых условиях и в аварийных ситуациях, а также для подзарядки аккумуляторных батарей.

На моторно-парусных яхтах удельная мощность двигателя достигает 5-8 л.с./т.; запасы топлива для него принимаются из расчета обеспечения дальности плавания в несколько сотен миль со скоростью 8-10 уз. Устанавливаются эффективные трехлопастные гребные винты большого диаметра, оказывающие на ходу под парусами большое сопротивление движению. Наличие тяжелого двигателя и запасов топлива обусловливает уменьшение массы балласта до 15-25% водоизмещения яхты, что, в свою очередь, заставляет ограничивать площадь парусности. Моторные парусники - это туристские яхты, у которых двигатель является таким же, если не более важным средством движения, как и паруса.
По району плавания крейсерские яхты делятся на яхты для внутренних вод, озерного и прибрежного морского плавания и яхты для открытого моря (океанские).
Для плавания по относительно закрытым внутренним водам, характерным невысокой волной и наличием большого числа пунктов, в которых яхта может укрыться от непогоды, мореходность яхт может быть ограничена, корпус, рангоут и такелаж могут иметь легкую конструкцию. Оптимальными типами судов для плавания по внутренним водам являются крейсерские швертботы, компромиссы, яхты с тяжелым подъемным килем и небольшие килевые суда, осадка которых не превышает 1, 4 м. Поскольку при дальних спортивных плаваниях и гонках такие суда выходят в довольно обширные водохранилища с неприятной крутой волной, яхты для внутренних вод следует снабжать самоотливными кокпитами, предусматривать надежные закрытия входных и светлых люков и обеспечивать положительную остойчивость при крене до 90° - возможность самовыпрямления в аварийных ситуациях.

Яхты, предназначенные для прибрежного морского и озерного плавания, должны быть рассчитаны на достаточно длительное противодействие сильному ветру и крупной волне и способность отлавировать от подветренного берега. Для таких судов обязателен самоотливной кокпит, прочный рангоут и такелаж, каюта достаточного объема, оборудованная койками для отдыха экипажа, работоспособный на волне камбуз, штурманский стол для ведения прокладки и компас.
Наиболее жесткие требования к мореходности, оборудованию и снабжению предъявляются к яхтам открытого моря.
Для судов, участвующих в гонках, эти требования дифференцируются в зависимости от сложности маршрута - категории гонок.
Самые крупные и мореходные яхты, называемые неофициально яхтами нулевого класса, или макси-яхтами, имеют гоночный балл по правилам IOR, близкий к максимально допустимому значению 19-22 м. Такие суда строятся почти исключительно для трансокеанских и кругосветных гонок. Они рассчитываются на достижение максимально возможных скоростей на трассах с попутными ветрами с тем, чтобы ликвидировать преимущество, которое дает гандикап меньшим по размерам яхтам. Наибольшая длина макси-яхт составляет 21-24 м; длина по КВЛ - около 19 м; ширина - около 5, 5 м; водоизмещение - 30-35 т; масса балластного фальшкиля - 16-18т; осадка - до 3, 6 м; обмерная площадь парусности - около 240 м2. В гонках экипаж таких яхт состоит из 13-17 человек. Корпуса их строятся из алюминиевых сплавов, реже - из стеклопластика или деревянной конструкции.

Наиболее многочисленную группу яхт на любых гонках составляют яхты длиной от 10 до 12, 5 м (III-II классов IOR). Среди них имеется немало сравнительно дешевых однотипных судов, построенных по одному проекту что позволяет в ряде случаев выделить их в отдельные стартовые группы и повысить интерес экипажей к соревнованиям.
Дальнейшим развитием типизации является введение так называемых " тонных" или " уровневых" классов яхт, которые строятся по специальным правилам. Основным признаком для деления на классы служит величина гоночного балла IOR. Таких классов шесть: " двухтонники" (с гоночным баллом не более 32 футов - 9, 76 м); " однотонники" (27, 5 фута - 8, 38 м); " 3/4-тонники" (24, 5 фута - 7, 47 м); " полутонники" (21, 7 фута - 6, 60 м); " четвертьтонники" (18, 5 фута - 5, 65 м) и " минитонники" (16, 5 фута - 5, 18 м). Для каждого из этих классов имеются специальные требования к планировке корпуса, оборудованию и т.п. Это типичные гоночные яхты ограниченной обитаемости, хотя участвуют в гонках на дистанциях 150-400 миль. Они могут выступать и в соревнованиях с яхтами других типов с учетом гандикапа.
Основным требованием, предъявляемым к крейсерско-гоночным яхтам, является их высокая эффективность в гонках при высоких мореходных качествах.

Высокий надводный борт, большая ширина корпуса и значительная масса балласта (40-50%) позволяют обеспечить достаточную остойчивость яхты для несения эффективной парусности в сильный ветер. Единственно приемлемым типом вооружения для крейсерско-гоночных яхт малых и средних размеров является бермудский шлюп благодаря его высоким аэродинамическим качествам. Яхта оснащается большим числом вспомогательных парусов, средств для их настройки, позволяющих получить максимальную тягу при ветре любой силы и на любом курсе яхты по отношению к нему. Работу экипажа с парусами облегчают палубные шкотовые и фаловые лебедки, стопора, оттяжки и т. п.

Рис. 33. Общее расположение однотонника " Марина".
1 - спасательный плот; 2 - привод натяжки ахтерштага; 3 - кокпит рулевого; 4 - колонка штурвала; 5 - ахтерлюк; 6 - путевой компас; 7 - поручень-стойка компаса; 8 - штурманский стол; 9 - кокпит шкотовых; 10 - топливный бак; 11 - входной люк; 12 - стойка лебедок и стопоров; 13 - светлый люк; 14 - степс; 15 - форлюк; 16 - носовой релинг; 17 - натяжка штага; 18 - паруса; 19 - форпик; 20 - салон; 21 - двигатель; 22 - аккумуляторы; 23 - конки; 24 - моторное отделение; 25 - камбуз; 26 - шкафы; 27 - диван; 28 - цистерна питьевой воды; 29 - унитаз; 30 - стол; 31 - умывальник.

Крейсерско-гоночную яхту стараются оборудовать электронными приборами, облегчающими навигацию и ведение гонки. В их комплект входят эхолоты, лаги, указатели скорости и направления вымпельного ветра, курса яхты относительно него, радиопеленгаторы. На крупных и дорогих яхтах за рубежом не редкость специальные системы радионавигации " Декка", " Лоран" и " Омега" и даже аппаратура для определения места с помощью искусственных спутников Земли. Большинство яхт снабжаются двумя-тремя радиостанциями УКВ и KB диапазонов для связи с берегом и судейским судном при участии в гонке.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал