Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волевые






процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.

 

 

36. Социальный контроль и ролевое поведения личности.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Любая роль имеет структуру:

1. Модель поведения человека со стороны общества.

2. Система представления человека как он должен вести себя.

3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

 

Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных – социальной роли и «Я». Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется. Как пишет И. С. Кон, «интернализованная роль – это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям».

Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми — нормативными или запланированными путем применения властных полномочий и санкций. Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям.

 

37. Сущность и структура социального познания.

Познание – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя:

1) процесс отражения действительности в мозгу человека;

2) ее дальнейшее объяснение.

Субъект познания – тот, кто познает (человек, исследователь).

Объект познания – то, что познается.

Объекты познания человека: мир в целом, общество, человек, само познание.

Осн. источники познания: чувства, разум, интуиция.

Метод познания - система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта.

Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах – есть методология (а не гносеология!).

Формы познания:

1) Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

2) Формы рациональной, более высокой ступени познания: понятия, суждения, умозаключения.

Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека - обыденный.

 

Истина – знание, верно отражающее действительность в ходе познания.

Виды истины:

Абсолютная истина – полное, законченное знание.

Относительная истина – знание, требующее углубления и уточнения с течением времени.

Социальное познание -есть приобретение и система знаний об обществе (социуме).

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за высокой разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).

2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

Отсюда - многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общества.

Все это определяет специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

 

 

38. Межличностная аттракция и факторы формирования первого впечатления.

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему.

Аттракция также является процессом формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продуктом этого процесса, т.е. некоторое качество отношений.

Аттракцию также можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман Л.Я.), когда этот «другой» оценивается преимущественно в аффективных категориях.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой чёткостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определённых отношений (так общественных, так и межличностных). Аттракция преимущественно связана с эти вторым типом отношений, реализуемых в общении.

К внутренним, или собственно межличностным детерминантам аттракции можно отнести:

Инфантильная внешность.

Физическая привлекательность.

Демонстрируемый стиль общения.

Фактор сходства между партнёрами по общению.

Факто поддержки.

Инфантильная внешность (черты внешнего облика взрослого, которые ассоциируются с детской внешностью).

две причины делают привлекательными людей с инфантильной внешностью:

· Они не воспринимаются как опасные, несущие угрозу;

· Считается, что над ними можно легко доминировать.

Вместе с тем связь между физической привлекательностью человека и аттракцией неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал