![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Алгоритмы решения изобретательских задач
Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ)
ВНИМАНИЕ! АРИЗ - эффективный и достаточно сложный инструмент. Поэтому ознакомление с ним требует определенных затрат времени, сил и предполагает самостоятельное нарешивание десятков учебных и практических задач. " Внимание: АРИЗ - инструмент для мышления, а не вместо мышления. Не спешите! Тщательно обдумайте формулировку каждого шага".
Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, Петрозаводск, " Скандинавия", 2003 г., с. 186.
Последняя из разработанных при личном участии Г.С. Альтшуллера версий АРИЗа - АРИЗ-85-В состоит из девяти основных частей и ряда приложений:
Часть 1. Анализ задачи
Часть 2. Анализ модели задачи
Часть 3. Определение ИКР и ФП
Часть 4. Мобилизация и применение ВПР
Часть 5. Применение информационного фонда
Часть 6. Изменение или замена задачи
Часть 7. Анализ способа устранения ФП
Часть 8. Применение полученного ответа
Часть 9. Анализ хода решения
Таблица 1. Схемы типичных конфликтов в моделях задач
Таблица 2. Разрешение физических противоречий
Полный текст АРИЗ-85-В опубликован в книгах:
Альтшуллер Г.С., АРИЗ - значит победа, в Сб.: Правила игры без правил / Сост.: А.Б. Сeлюцкий, Петрозаводск, " Карелия", 1989 г., с. 11-50;
Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, Петрозаводск, " Скандинавия", 2003 г., с. 186-207;
и на официальном сайте: Альтшуллер Г.С., Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ-85В), https://www.altshuller.ru/triz/ariz85v.asp.
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач. АРИЗ возник и развивался вместе с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Первоначально АРИЗ назывался " методикой изобретательского творчества". Впервые словосочетание " алгоритм решения изобретательских задач" использовано в приложении " Технико-экономические знания" к еженедельнику " Экономическая газета" за 1 сентября 1965 г. Аббревиатура АРИЗ впервые использована в книге Г.С. Альтшуллера " Алгоритм изобретения", Московский рабочий, 1-е изд.: 1969, 2-е изд.: 1973. В дальнейшем модификации АРИЗ включали указание на год публикации, например АРИЗ-68, АРИЗ-71... Автор АРИЗ - Г.С. Альтшуллер. При разработке последних модификаций алгоритма (АРИЗ-77, АРИЗ-82, АРИЗ-85) учтены замечания и рекомендации многих специалистов по ТРИЗ.
ЧАСТЬ 1. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ Шаг 1.1. Условия мини-задачи Основная цель первой части АРИЗ - переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи. ШАГ 1.1. Записать условия мини-задачи (без специальных терминов) по следующей форме: Техническая система: для (указать назначение) включает (перечислить основные части системы). Техническое противоречие 1 (ТП-1): (указать). Техническое противоречие 2 (ТП-2): (указать). Необходимо при минимальных изменениях в системе (указать результат, который должен быть получен). ПРИМЕР Техническая система для приема радиоволн включает антенну радиотелескопа, радиоволны, молниеотводы, молнии. ТП-1: если молниеотводов много, они надежно защищают антенну от молний, но поглощают радиоволны. ТП-2: если молниеотводов мало, то заметного поглощения радиоволн нет, но антенна не защищена от молний. Необходимо при минимальных изменениях обеспечить защиту антенны от молний без поглощения радиоволн. (В этой формулировке следует заменить термин " молниеотвод" словами " проводящий стержень", " проводящий столб" или просто " проводник"). Примечания Переход от ситуации к мини-задаче не означает, что взят курс на решение небольшой задачи. Наоборот, введение дополнительных требований (результат должен быть получен " без ничего") ориентирует на обострение конфликта и заранее отрезает пути к компромиссным решениям. 2. При записи 1.1 следует указать не только технические части системы, но и природные, взаимодействующие с техническими. В задаче о защите антенны радиотелескопа такими природными частями системы являются молнии и принимаемые радиоволны (если они излучаются природными космическими объектами). 3. Техническими противоречиями (ТП) называют взаимодействия в системе, состоящие, например, в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное. Или - введение (усиление) полезного действия либо устранение (ослабление) вредного действия вызывает ухудшение (в частности, недопустимое усложнение) одной из частей системы или всей системы в целом. Технические противоречия составляют, записывая одно состояние элемента системы с объяснением того, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем записывают противоположное состояние этого же элемента, и вновь - что хорошо, что плохо. Иногда в условиях задачи дано только изделие; технической системы (инструмента) нет, поэтому нет явного ТП. В этих случаях ТП получают, условно рассматривая два состояния (изделия), хотя одно из них заведомо недопустимо. НАПРИМЕР, дана задача: " Как наблюдать невооруженным глазом микрочастицы, взвешенные в образце оптически чистой жидкости, если эти частицы настолько малы, что свет обтекает их? " ТП-1: Если частицы малы, жидкость остается оптически чистой, но частицы невозможно наблюдать невооруженным глазом. ТП-2: Если частицы большие, они хорошо наблюдаемы, но жидкость перестает быть оптически чистой, а это недопустимо. Условия задачи, казалось бы, заведомо исключают рассмотрение ТП-2: изделие менять нельзя! Действительно, в дальнейшем мы будем исходить (в данном случае) из ТП-1, но ТП-2 даст дополнительные требования к изделию: маленькие частицы, оставаясь маленькими, должны стать большими... 4. Термины, относящиеся к инструменту и внешней среде, необходимо заменять простыми словами для снятия психологической инерции. И это потому, что термины:
ШАГ 1.2. Выделить и записать конфликтующую пару элементов: изделие и инструмент. Правило 1. Если инструмент по условиям задачи может иметь два состояния, надо указать оба состояния. Правило 2. Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов, достаточно взять одну пару. ПРИМЕР 6. Инструментом называют элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие (фреза, а не станок; огонь, а не горелка). Инструментом являются стандартные детали, из которых собирают изделие. Например, набор частей игры " Конструктор" - это инструмент для изготовления различных моделей. 7. Один из элементов конфликтующей пары может быть сдвоенным. Например, даны два разных инструмента, которые должны одновременно действовать на изделие, причем один инструмент мешает другому. Или даны два изделия, которые должны воспринимать действия одного и того же инструмента: одно изделие мешает другому. ШАГ 1.3. Составить графические схемы ТП-1 и ТП-2, используя таблицу 1. ПРИМЕР
Примечания 9. В некоторых задачах встречаются многозвенные схемы конфликтов, например:
10. Конфликт можно рассматривать не только в пространстве, но и во времени. Так, в задаче об опылении цветов сильный ветер вначале закрывает лепестки, из-за чего затем не переносит пыльцу, хотя это он может делать хорошо. Такой подход позволяет иногда четче выделить задачу, которую надо решать. 11. Шаги 1.2 и 1.3 уточняют общую формулировку задачи. Поэтому после шага 1.3 необходимо вернуться к 1.1 и проверить, нет ли несоответствий в линии 1.1 - 1.2 - 1.3. Если несоответствия есть, их надо устранить, откорректировать линию. ШАГ 1.4. Выбрать из двух схем конфликта (ТП-1 и ТП-2) ту, которая обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции технической системы, указанной в условиях задачи). Указать, что является главным производственным процессом. ПРИМЕР " Вцепившись" в одно состояние инструмента, мы в дальнейшем должны добиться, чтобы при этом состоянии появилось положительное свойство, присущее другому состоянию. Проводников мало, и увеличивать их число мы не будем, но в результате решения молнии должны отводиться так, словно проводников очень много. 13. С определением главного производственного процесса (ГПП) иногда возникают трудности в задачах на измерение. Измерение почти всегда производят ради изменения, т. е. обработки детали, выпуска продукции. Поэтому ГПП в измерительных задачах - это ГПП всей измерительной системы, а не измерительной ее части. Например, необходимо измерять давление внутри выпускаемых электроламп. ГПП - не измерение давления, а выпуск ламп. Исключением являются только некоторые задачи на измерение в научных целях. ШАГ 1.5. Усилить конфликт, указав предельное состояние (действие) элементов. Правило 3. Большая часть задач содержит конфликты типа " много элементов" и " мало элементов" (" сильный элемент" - " слабый элемент" и т. д.). Конфликты типа " мало элементов" при усилении надо приводить к одному виду - " ноль элементов" (" отсутствующий элемент"). ПРИМЕР ШАГ 1.6. Записать формулировку модели задачи, указав:
ПРИМЕР Примечания 15. После шага 1.6 следует обязательно вернуться к 1.1 и проверить логику построения модели задачи. При этом часто оказывается возможным уточнить выбранную схему конфликта, указав в ней Х-элемент, например, так:
ШАГ 1.7. Проверить возможность применения системы стандартов к решению модели задачи. Если задача не решена, перейти ко второй части АРИЗ. Если задача решена, можно перейти к седьмой части АРИЗ, хотя и в этом случае рекомендуется продолжить анализ со второй части. Примечание
|