Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плетень






Эта граница устанавливается ро­дителями без обсуждения. Ее за­дача — способствовать функцио­нированию хозяйства и научить ребенка ответственности за само­го себя. Пятилетний Мэтт должен был класть свою грязную одежду в кучу, приготовленную для стирки. Обычно он не забы­вал этого делать, но иногда требовалось напоминание. Он выполнял это сразу же, и напоминать ему приходилось все реже.

Различие между плетнем и договором состоит в том, что договор обычно заключается родителями и сыновья­ми постарше на равноправной основе. Здесь имеет место некоторое обсуждение, и сын сам бывает заинтересован в соблюдении договора. Если же используется плетень, то сын не несет полной ответственности за соблюдение установленного порядка. Обязанность родителей — на­поминать ему при необходимости, иначе он будет пере­прыгивать через установленный плетень снова и снова. Хотя ребенок и рад бы сделать все, как требуется, но он еще недостаточно умеет управлять собой. Поэтому и нуж­дается во внешней мотивации (со стороны родителей), чтобы не нарушать установленные правила. Следователь­но, такие ограничения требуют большего внимания со сто­роны родителей и иногда нуждаются в подкреплении за счет возможных последствий-наказаний.

В семье четырнадцатилетнего Сета существует прави­ло: если ты ешь не на кухне или в столовой, то должен сам отнести свою тарелку и остатки еды в мойку. Сет любит есть у себя в комнате, делая уроки, но зачастую он забы­вает отнести остатки на кухню. Мама обнаруживает их спустя недели, когда все уже протухло и покрылось плесенью. Напоминания помогают на некоторое время, но матери Сета необходимо, чтобы это правило соблюда­лось неукоснительно. Поэтому они вместе с Сетом реши­ли повесить диаграмму, на которой было бы отмечено, когда он уносил еду из кухни. Если на диаграмме там, где стоит отметка о возвращении остатков, появляется про­пуск, то мама знает, что Сету нужно напомнить об этом, пока блюдо не стало несъедобным.

 

 

 

 

Резиновая стенка   когда он сам не может удержаться в рамках

 

Иногда плетня бывает недостаточно. Сыновья порой чувствуют себя увереннее в способности нести ответственность, если они четко знают, чего от них ждут и как далеко они мо­гут от этого отойти. Они ис­пытывают прочность границ в словесных препирательствах или выказывают к ним полное пренебрежение, чтобы по­смотреть, каковы будут последствия. Резиновая стенка гибка, но удар последствий бывает тяжелее, чем в случае плетня.

Шестнадцатилетний Джеймс два дня подряд возвра­щался домой на два часа позже установленного срока, т. е. после полуночи, и даже не удосуживался позвонить, чтобы предупредить родителей о своей задержке. В пер­вый вечер ему просто напомнили об установленном «ко­мендантском часе». После второго раза «комендантский час» был перенесен на 10 часов вечера сроком на три не­дели, и было обещано, что при строгом соблюдении его будет возвращено право по-прежнему возвращаться до­мой к полуночи.

Резиновая стенка действует более эффективно, если устанавливается родителями без гнева и угроз. Важно уважать потребность сына иногда толкнуться в нее и про­верить установленные границы на прочность; если родители часто пересматривают установленные пределы, это позволяет им идти в ногу с взрослением мальчика и его расширяющимися потребностями. На этом этапе сыно­вьям нужно пастбище побольше, но пока еще обязатель­но огороженное.

Кирпичная стена

 

 

Мы все знаем историю о кресть­янине, который каждое утро до работы бил своего осла доской. Путник спросил крестьянина, хо­рошо ли осел работает. «Да, — от­ветил крестьянин, — но сначала нужно привлечь его внимание!» Иногда нам бывает нужна кир­пичная стена, чтобы «привлечь внимание» своего сына. Он может перепрыгнуть через плетень, он бывает не в состоянии соблюдать договор, а резиновая стенка может вызывать его возмущение. Кирпичную стену родители ставят, если не хотят обращаться за помощью к обществу (в школу, к соседям, в полицию).

для подкрепления границ необходимы суровые последствия

Пятнадцатилетний Син долго прогуливал школу, преж­де чем признался родителям, что пропускает уроки. Ро­дители объяснили ему важность получения высоких бал­лов, необходимость окончания школы и поступления в колледж. Син пообещал, что не будет больше пропускать уроки и станет лучше учиться. Однако он продолжал прогуливать, пока однажды отец не заметил его во время уроков в местном ресторанчике. Син показал, что он не в состоянии соблюдать договор, поэтому для него было необходимо установить такие рамки, нарушение которых вело бы к серьезным последствиям.

Прежде чем ставить кирпичную стену, родители дол­жны попытаться найти ответ на несколько вопросов. Ког­да наш сын перестал соблюдать правила? Какие отноше­ния у ребенка с нами, с приятелями, с учителями? С ка­кими проблемами или трудностями он столкнулся? Не это ли отразилось на его поведении? Если затронуты официальные инстанции, как, например, школьная адми­нистрация в случае с Сином, мы должны убедиться в том, что действия семьи согласуются с действиями этих ор­ганов.

Кирпичная стена требует от нас тщательного контро­ля за временем мальчика. В школе Сину решили назна­чить дополнительные занятия, чтобы он мог исправить свои оценки, а родители требовали, чтобы он приходил домой сразу после школы и занимался. Любой выход из дому должен проходить под наблюдением взрослого. Са­мое важное, чтобы Син с отцом проводили больше вре­мени вместе, занимаясь делом, интересным для обоих. Иногда потребность в кирпичной стене возникает, если мальчику не хватает внимания со стороны отца, хотя очень немногие подростки готовы в этом откровенно признаться.

Когда отношения между родителями и сыном восста­новлены, последствия реализовались и мальчик проявил стойкость в соблюдении установленных кирпичной сте­ной ограничений, требования к нему могут опять стать более гибкими, типа резиновой стенки. Однако спешить с этим не стоит; если такое случилось однажды, то про­блемы могут возникнуть и снова, в другой сфере его жиз­ни. Он может хорошо успевать в школе и никогда не про­гуливать уроков, но откажется при этом делать что-либо по дому. Каждый мальчик нуждается в индивидуальном подходе. Родительское терпение, желание уделить ребен­ку необходимое время, скорее позволят воспитать созна­тельного и ответственного мальчика, будут способство­вать формированию у него самомотивации, и тогда по­требность в кирпичной стене будет возникать все реже и реже.

Кирпичная стена — наилучший способ оградить ма­ленького ребенка от беды. Вокруг нашего пятилетнего сына много кирпичных стен. Ему нельзя играть на пере­днем дворе, если там нет взрослых. Ему нельзя играть на улице. Ему нельзя играть со спичками. Ему нельзя вклю­чать кухонную плиту. Ему нельзя садиться в автомобиль с посторонними. Ребенок в возрасте до 7-8 лет не может сам оградить себя от всего этого, поэтому мы должны выставить такие преграды. Некоторые дети нуждаются в постоянном подкреплении установленных правил, что требует немало родительского времени. Именно для это­го мы и существуем, но нас поддерживает сознание того, что сын вырастет и сможет сам устанавливать для себя пределы допустимого.

Железные решетки ( в случае опасности для себя или других)

 

Это самые жесткие границы они требуют круглосуточного наблю­дения за ребенком со стороны ро­дителей или в детской колонии. Железные решетки бывают нуж­ны, если сын нарушил закон или вышел из доверия родителей или других авторитетных лиц. В его поведении прослеживается кри­минальный настрой, даже если сам мальчик этого не за­мечает. Свобода его перемещений должна быть ограни­чена. Он может быть отдан под опеку, временно помещен в специальный детский дом или в другое учреждение для молодежи.

Четырнадцатилетний Митч провел три недели в спе­циальном детском доме после того, как был арестован за кражу трех тысяч долларов, на которые хотел купить ред­кие монеты для своей коллекции. Затем он вернулся домой на два месяца испытательного срока, отработал три тысячи часов на общественных работах и работал два года, чтобы выплатить ущерб своей жертве. Если бы он нарушил условия, ему пришлось бы возвратиться в спецучреждение. Родители Митча сознательно сотруд­ничали со службами помощи семье, чтобы вернуть его к нормальной жизни. Они охотно отправились по приговору суда на семейную консультацию и привели на индивидуальное консультирование сына. Там Митч про­шел психологическое тестирование на предмет того, не являются ли его действия результатом глубокого психического расстройства и не подвергся ли он дурно­му влиянию. Этого тяжелого урока достаточно, и ему нужно дать возможность вернуть себе свободу и личные права.

В некоторых семьях этот процесс занимает от трех ме­сяцев до нескольких лет. Это время глубокого душевно­го потрясения и для родителей, и для мальчика, но это и время прощения. Это время стойкого соблюдения уста­новленных границ. Это критический момент, когда еще можно помочь сыну освоить позитивную роль и в семье, и в обществе.

Установление границ и пределов — сложнейший эле­мент в воспитании сыновей. Мы должны отнестись к этой задаче с максимумом ответственности. Лучше всего, если границы соответствуют возрасту ребенка, поэтому мы дол­жны быть очень внимательными наблюдателями. Пове­дение сыновей поможет нам решить, какие рамки соот­ветствуют их уровню зрелости. Наиболее эффективными оказываются те последствия, которые логически вытека­ют из проступка, поэтому мы должны хорошо подумать, прежде чем произнести «сакральную фразу». Наши сы­новья будут верить нам только в том случае, если мы ни­когда не будем нарушать данного слова, поэтому мы дол­жны заранее предвидеть развилки типа «никакого Дис­нейленда!». И установление границ, и проведение в жизнь последствий требуют тщательного контроля, поэтому нам нередко приходится посвящать этому свое время «сверх необходимого». Но в любом случае мы должны дейст­вовать, любя своего сына и сострадая ему, даже в самые тяжелые и страшные минуты его жизни. Мы должны на­учиться признавать и исправлять свои собственные ошиб­ки и благодарить сыновей за то, что они так жизнерадостны и податливы. Нам нужно научиться видеть за по­ведением ребенка желание сделать добро, научиться слушать голос его души.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал