Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология развития творческой активности младших школьников с использованием наглядно-дидактических пособий на уроках музыкального искусства.






Основная образовательная программа основополагающей целью ставит «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека». Необходимо формировать активную, инициативную личность, способную к созидательной, творческой деятельности. В связи с этим школа ориентирована на развитие творческого потенциала учащегося.

Среди задач по развитию общей музыкальности, важное значение уделяется формированию мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация), проявление творческих инициатив в мире музыки.

Развитие творческой активности учащихся на уроках музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального образования. «Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития»(Б.В.Асафьев).

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу музыкальной деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого.

В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность. «Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов).

Технология- это совокупность приемов и методов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь).

Технология- это система целенаправленной деятельности по воплощению какой-либо концепции, образовательного процесса в его единстве.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько). В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, средства, применить оптимальные методы обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. В развитии творческой активности учащихся на уроках музыки наиболее продуктивно используются следующие методы:

- Метод размышления о музыке. (Д.Б.Кабалевский).

- Метод контрастных сопоставлений. (О.П. Радынова).

- Метод создания художественного контекста. (Л. Горюновой).

- Метод сопереживания. (Н.А. Ветлугина).

-Метод моделирования художественно-творческого процесса(Л.В.Школяр)

- Метод моделирования художественного образа. (А.А. Пиличаускас).

- Метод сочинения сочиненного. (В.О.Усачева).

- Метод музыкально-терапевтический. (А.Попов).

- Метод уподобления характеру звучания музыки.(О, П.Радынова).

- Метод интонацоинно-стилевого постижения музыки.(Е.Критская).

- Метод инсценировки. (М.С.Красильникова).

- Метод озвучивания стихов.(Н.Н.Гришанович).

К музыкально- дидактическим средствам относятся наглядно- дидактические пособия, дидактические игры и модели.

«Модели - обобщенные логические схемы на основе анализа конкретных интонационных воплощений. Наглядно-дидактические средства служат учебной цели и направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка», формируют знания и умения, которые являются основой в учебной и творческой деятельности.

У детей младшего школьного возраста доминирует конкретное, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то следует применять дидактические пособия.

Педагогическая ценность дидактических пособий в том, что они с учетом возрастных особенностей открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненную практику, формируют умение мыслить, развивают творческие способности. Дидактические пособия имеют два начала: учебное, познавательное и занимательное, игровое. Игра- основной вид деятельности в детстве, в первом классе происходит переход от игровой деятельности к учебной. «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.» (Ш.А.Амонашвили).

Использование наглядно-дидактических пособий как средства игровой и учебной деятельности обладает большими возможностями в формировании творческой активности учащихся

Задачи:

1. Формировать музыкальную культуру, активное творческое мышление, умение находить нестандартные решения проблем.

2. Развивать музыкальные способности, умение применять общие музыкальные знания в творческой деятельности.

3. воспитывать интерес к занятиям музыкой, положительное отношение к художественно-творческому процессу.

Методы:

-Провести анализ понятий «технология», «творческая активность», «наглядно-дидактические пособия».

-Проанализировать методы, направленные на развитие творческой активности учащихся на уроках музыки.

-Разработать и внедрить в работу наглядно-дидактические пособия.

-Реализовать на практике передовой педагогический опыт по данной проблеме.

-Провести диагностику творческих способностей детей.

-Разработать методические рекомендации по данному направлению.

-Систематизировать и обобщить педагогические наблюдения на основе индивидуальных и групповых заданий.

-Изучить творческие работы детей (кроссворды, афиши, игровые пособия, рисунки, мини- сочинения, ребусы, презентации), провести анкетирование.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого школьника есть свои способности и таланты. «Творить, - по определению К.Станиславского, -значит страстно, стремительно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче постижения и раскрытия художественного образа.»

«Ребенок- субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него не знает верного решения стоящей перед ним задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача». (А.Л.Мелик-Пашаев).

Система развивающего обучения дает возможности раскрыть свои способности в основных видах музыкальной деятельности (слушании; исполнительской музыкальной деятельности: вокальной, инструментальной, пластической; импровизации и сочинения мелодий.) Для достижения высоких результатов, ребенок должен «прожить» все этапы развития, характерные для всех видов творческой деятельности:

1этап: Выполнение заданий, требующих от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности, где им дается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, изобрази.

2этап: Выполнение заданий, вызывающий у детей, целенаправленных поисков решений, когда ребенок понимает, что на основе старого, которое можно изменить, улучшить, получаются новые комбинации.

3этап: Самостоятельная деятельность детей, когда учащиеся сами обдумывают свои действия, сами планируют, как раскрыть музыкальный образ, его характер, интонации, какими СМВ для этого воспользоваться.

Одним из наиболее распространенных видов творческой деятельности ребенка являются вокальные импровизации.

Задания по импровизации простейших песенных перекличек, попевок и мелодий первоклассникам предлагаются на первом уроке.

Учитывая психологические особенности младших школьников (неустойчивость внимания, быстрая утомляемость), для формирования творческой активности используются куклы-перчатки (зайчик, белочка, петушок и др.) которые просят детей познакомиться с ними. Учитель от лица куклы-перчатки поет вопрос: «Как тебя зовут?», в ответ ребенок пропевает свое имя, обращается внимание на то, что гласные звуки надо протягивать, изменять по высоте.

На первоначальном этапе дети выполняют простейшие задания: от лица своей куклы- перчатки пролаять как собачка, прокукарекать как петушок, затем задание усложняется: надо спеть кличку зверька радостно, печально, важно, торжественно. На последующих уроках, дети, распределившись по парам, импровизируют переклички.

Вопросы придумывают сами, например,

1 ребенок, имея куклу-перчатку «зайка», поет вопрос: «Здравствуй, белка, как дела?»,

второй-«белка»- пропевает: «Спасибо, очень хорошо».

Предварительное настраивание на пение трезвучием.

На следующем этапе ученики ведут музыкальный разговор от лица игрушек. Сначала учителем исполняется песня М.Скребковой «Зайка, зайка, где бывал?»

Музыкальные ответы варьируются: на лужайке танцевал; по лесочку я гулял; на полянке отдыхал.

Затем играется вступление, поется вопрос без сопровождения, а ребенок с куклой-перчаткой импровизирует музыкальный ответ, далее проигрывается заключение.

На последующих этапах дети сочиняют мелодию колыбельной на заданный текст:

«Баю-баю-баю, белочку качаю»,

импровизируют мелодии контрастного характера: «Веселая песенка», «Грустная песенка» А.Агафонникова, «Весной», «Осенью» Г. Зингера. Желание отвечать высокое, т.к. ребенок импровизирует от лица куклы-перчатки, что снимает скованность.

Очень нравятся детям «песенные пятиминутки», когда вопросы учителя и все ответы учеников, реплики, фразы пропеваются.

Один из сущностных признаков детского творчества - это синкретичность, о которой писал Л.С.Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированы».

Этот принцип получил отражение в комплексных заданиях.

Так, после слушания пьесы Л.Бетховена «Веселая. Грустная», предлагается с помощью моделей наглядно-дидактического пособия выложить последовательность частей.

Ученик выстраивает модели

«Ребенок улыбается»,

«Ребенок грустит»,

«Ребенок улыбается».

 

Так в опоре на наглядно-образное мышление осваивается 3-х частная форма музыки.

Далее дети выполняют пластическую импровизацию, придумывая разнохарактерные движения во время повторного звучания пьесы.

 

На следующем уроке после узнавания знакомого произведения Л.Бетховена и закрепления знаний, что музыка выражает различные чувства, предлагается сочинить веселую и грустную песенки на заданный текст.

В качестве наглядного пособия используются иллюстрированные страницы детской книжки «Игрушки» А.Барто.

Стихи «Наша Таня», «Зайка», «Мишка», «Грузовик», «Самолет» хорошо знакомы детям и не требуют специального запоминания.

На вопрос, грустную или веселую мелодию вы бы сочинили к этим стихам, дети с легкостью отвечают правильно. Процесс мелодизации стихотворений происходит очень активно.

Сначала ребенок:

выразительно читает текст стихотворения, приближая интонации разговорной речи к музыкальной,

после слушания мажорного или минорного трезвучия, исполняет песенную импровизацию.

К сочинению мелодии в определенном жанре привлекается большое количество детей. После определения с учениками признаков песенной, танцевальной и маршевой мелодии, нескольким ученикам (4-5) учитель на ушко сообщает в каком жанре им нужно будет сочинить мелодию на слоги «баю», «та-та», «ля-ля», а 3-м детям раздаются модели наглядно-дидактического пособия «Три кита». Ученики с моделями должны определить жанр вокальной импровизации и после каждого исполнения мелодии другими учащимися поднимать вверх модель соответствующую данному музыкальному жанру.

На уроках часто сочетаются разные виды импровизаций:

Ø песенной,

Ø пластической,

Ø голосовой.

Тема «Форма в музыке (вариация)», 3 класс.

Предварительное разучивание мелодии на слова «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?» (обработка русской народной мелодии Е.Тиличеевой), обсуждается характер персонажей, их движения, имитируются голосовые звучания животных.

Затем проводится инсценирование сказки «Теремок». Для облегчения передачи образа животных используются маски. После исполнения темы на фортепиано к «Теремочку» летит «муха» под голосовую импровизацию всем классом на слог «ж-ж», остановившись у доски, поет мелодию темы, привнося элемент творчества, исполняя звук «ж» в словах утрированно. Другая ученица передала в пластической импровизации «лису-модницу», а вокальную импровизацию темы исполнила в умеренном темпе, украсив мелодию песни распевами и удлинением последнего слога в каждой строчке. Творческую активность проявляют и мальчики, в пластической импровизации передавали образ волка широким шагом и хватательными движениями рук, медведя же наоборот изобразили медленной походкой вперевалочку.

Пение темы тоже исполняли с фантазией: волк- отрывисто, с паузами, а медведь низким голосом в очень медленном темпе. Выход этих животных весь класс сопровождал голосовыми импровизациями на звуки «у» и «р». Творческие задания используются и при мелодизации сказки «Репка» с использованием картонажного театра. Учащиеся импровизируют мелодии на заданный текст, который написан на обратной стороне персонажа.

В пластическом интонировании проявления творчества наиболее продуктивно, так как оно связано с жизненным опытом детей. Чтобы ученики раскрывали себя в танцевальном творчестве активно, предлагаются различные атрибуты: кленовые листочки, шелковые шарфики.

Детям ставится задача: передать образ бабочки с шарфиком («Юмореска» А.Дворжака), образ осенней природы при помощи осенних листьев («Осенняя песнь» П.Чайковского).

Творчество предполагает наличие проблемных ситуаций. В слушании музыки происходит знакомство со средствами музыкальной выразительности.

Наглядно-дидактические пособия облегчают задачу знакомства с элементами музыкальной речи, их использование вносит в образовательный процесс элемент творчества.

Учитывая наглядно- образное мышление младших школьников, процесс усвоения «музыкального языка» облегчается при использовании на уроках наглядно-дидактического пособия «Цветик-семицветик» (О.Радыновой).

При знакомстве с элементами музыкальной речи, учащиеся ставились в поисковые ситуации.

После ознакомления с понятиями «темп», «динамика» было предложено в качестве творческого домашнего задания составить зрительную модель этих понятий.

Большинство детей изобразили

медленный темп рисунком ползущей черепахи,

умеренный темп- рисунком шагающего мальчика,

быстрый – рисунком автомобиля,

модели «динамика» изобразили рисунком

колокольчика(р),

погремушкой (mf),

барабаном(f).

Так дидактическое пособие «Цветик-семицветик» был дополнен на основе детского художественного творчества другими наглядными моделями.

Импровизация на детских музыкальных инструментах -одно из любимых детьми заданий, она вызывает радость, восторг у учеников, желание каждого попробовать свои силы. Творческая активность проявляется в инструментальной оркестровке звучащих произведений классиков. Предлагается задание украсить звучание пьесы игрой на колокольчиках, металлофоне, бубне. Варианты инструментальной импровизации разнообразные.

Интересный прием исполнения инструментальных импровизаций на звукоподражание явлениям природы. Основываясь на жизненный опыт и учебные знания, дети творчески подходят к выбору инструментов: для озвучивания раскатов грома выбран барабан, для импровизации пения кукушки- дудочка, для озвучивания сильного ливня используется металлофон, для передачи звуков моросящего дождя-треугольник. Использование дидактического пособия «Длительность звуков» позволяет зафиксировать не только творческие импровизации, но и установить связь долгих и коротких звуков наглядно.

Учащиеся выполняют задание придумать ритм прыгающего зайчика, шага медведя.

Для выполнения ритмического рисунка, изображающего прыжки зайца один ребенок выполняет импровизацию на фоно, выбрав высокий регистр, а шаг медведя - низкий регистр, другой ученик фиксирует придуманный ритм на фланелеграфе.

Творческие задания на уроке с использованием наглядно-дидактического материала развивают активность учащихся, повышают

Выводы:

1.Процесс творчества занимает в жизни ребенка немаловажное значение.

2.Творческая активность учащихся формируется под целенаправленной системой деятельности педагога, использующего различные передовые технологии.

3.Использование наглядно-дидактических пособий развивает активность и интерес к занятиям музыкой.

4.Моделирование художественно-творческого процесса способствуют накоплению знаний, развивают музыкальные и творческие способности.

Становление творческой индивидуальности в младшем школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий осознанным интересом к творчеству, умеющий реализовывать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменившимся условиям и требованиям жизни, способен к самосовершенствованию, развивается активная жизненная позиция, умение ориентироваться в сложной современной жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал