Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
лабораторной работы № 08
Методические указания по проведению Дисциплина: Химия Тема: Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. Продолжительность: 2 часа Для специальностей: технического профиля Автор: Чудинова Л.Е.
Тема: Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. Цели работы: 1.Закрепляем и углубляем знания о закалке и отпуске стали. Знакомимся со структурами серого и белого чугуна. Распознаём руды железа. 2. Вырабатываем умение логически последовательного изложения материала. 3. Формируем навык оформления лабораторной работы по стандарту. Теоретические основы: Чугун — сплав на основе железа, содержащий от 2 до 4, 5% углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу. Чугун значительно тверже железа, обычно он очень хрупкий, не куется, а при ударе разбивается. Этот сплав применяется для изготовления различных массивных деталей методом литья, так называемый литейный чугун и для переработки в сталь — передельный чугун. В зависимости от состояния углерода в сплаве различают серый и белый чугун. Белые чугуны образуются при быстром охлаждении. В своей структуре они содержат большое количество цементита, обладающего высокой твердостью, прочностью, хрупкостью и имеющего белый цвет, чем и обусловлен цвет и название белых чугунов. Из-за большого количества цементита в своей структуре белые чугуны обладают высокой твердостью, износостойкостью, хрупкостью и поддаются обработке резанием только сверхтвердыми сплавами. Серые чугуны образуются только при малых скоростях охлаждения в узком интервале температур, когда мала степень переохлаждения жидкой фазы. В этих условиях весь углерод или его большая часть графитизируется в виде пластинчатого графита, а содержание углерода в виде цементита составляет не более 0, 8 %. Графитизация чугуна и ее полнота зависит от скорости охлаждения, химического состава и наличия центров графитизации.
Сталь — сплав на основе железа, содержащий менее 2% углерода. По химическому составу стали разделяют на два основных вида: углеродистая и легированная. Хромовольфрамовые стали сохраняют большую твердость при очень высоких температурах. Они служат конструкционным материалом для быстрорежущих инструментов. Металлы встречаются в природе как в свободном состоянии (самородные металлы), так и, главным образом, в виде химических соединений. Минералы и горные породы, содержащие металлы и их соединения, из которых выделение чистых металлов технически возможно и экономически целесообразно, называют рудами. Минералы и горные породы, содержащие металлы или их соединения и пригодные для промышленного получения металлов, называются рудами. Важнейшими рудами металлов являются их оксиды и соли (сульфиды, карбонаты и др.). Если руды содержат соединения двух или нескольких металлов, то они называются полиметаллическимирудами(например, медноцинковые, свицово-серебряные и др.).
Входной контроль: Отвечаем на вопросы: 1. Дайте определение чугуна, стали. 2. Какие соединения называют руды, полиметаллической руды? Ход выполнения работы: Опыт №1 Проведение закалки и отпуска стали. Оборудование и реактивы: тигельные щипцы, горелка, швейная игла или лезвие безопасной бритвы. Швейную иглу или лезвие безопасной бритвы возьмите тигельными щипцами, раскалите на пламени горелки и постепенно охладите. Игла или лезвие теряют свою упругость, их можно легко согнуть. Произошел отпуск стали. Если иголку или половинку лезвия снова накалить до красна и немедленно охладить в холодной воде, то они перестанут гнуться, а при попытке согнуть их — ломаются. Произошла закалка стали. Наблюдаем за тем, что происходит, отвечаем на вопрос: чем отличается отпущенная сталь от закалённой?
Опыт№2 Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Оборудование и реактивы: образцы серого и белого чугуна. Внимательно рассмотрите внешний вид и сколы образцов серого и белого чугуна. Эти образцы имеют зернистую поверхность и многочисленные плоские грани на сколе. В сером чугуне углерод присутствует преимущественно в виде графита. Через лупу можно заметить темные прожилки. Графит придает чугуну характерный цвет и хрупкость. В белом чугуне углерод присутствует преимущественно в виде соединения с железом — цементита Fe3C. Цементит придает белому чугуну твердость и хрупкость. Наблюдаем за тем, что происходит, отвечаем на вопрос: где применяют серый, а где белый чугун?
Опыт№3 Распознавание железных руд. . Оборудование и реактивы: образцы железных руд — гематита, лимонита и магнетита. Возьмите образцы трех типов железных руд — гематита, лимонита и магнетита. Проведите ими по стенке фарфоровой ступки или обратной стороне белой кафельной плитки. По цвету остающейся полосы можно идентифицировать руду. Гематит оставляет на фарфоре полосу бурого цвета, лимонит — желтого, магнетит — черного. Наблюдаем за тем, что происходит, результаты оформляем в таблицу
Выходной контроль: Выполняем задание:
Железо сгорает в кислороде, образуя железную окалину, имеющую состав Fe3O4. Запишите процесс сгорания железа в виде химического уравнения реакции. Содержание отчёта: Сделайте общий вывод в соответствии с целями, поставленными перед вами в этой работе. Список литературы: 1. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова «Химия» [текст]: - учебник для профессий и специальностей Технического профиля. Москва, Издательский дом «Академия», 2012 г. 2. Габриелян О.С. Химия[текст]:: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005. 3. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006. 4. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007. 5. Ерохин Ю.М. Химия: учебник для средне профессиональных учебных заведений, 4-е изд. М.: Издательский Центр Академия, 2004-384 с. 6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: органическая химия: учебник для 10 кл. ОУ, 8-е изд. М. Просвещение, 2001, 160 с. 7. www.twirpx.com - Учебные материалы. 8. www.amgpgu.ru - Лекционный курс. 9. www.uchportal.ru – Учительский портал. 10. https://o5-5.ru – 5 и 5 Учебный материал.
|