Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подача заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов
Как уже отмечалось, в АПК РФ впервые закреплены процессуальные правила рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - документ, содержащий обязательные предписания для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Можно выделить следующие правила подачи заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов: - правом на подачу заявления обладают организации (в том числе некоммерческие); граждане - индивидуальные предприниматели; прокурор; органы государственной власти РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; - нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован. Порядок опубликования актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 " О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" *(164). Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется этими органами; - оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами; - оспариваемый нормативный правовой акт противоречит закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; арбитражному суду не подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ (ст. 3 Федерального конституционного закона " О Конституционном Суде Российской Федерации"); дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к компетенции судов общей юрисдикции. С учетом правил, содержащихся в ч. 2 ст. 34 АПК РФ, ст. 4, 138 НК РФ, заявление об оспаривании нормативного правового акта Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ. Если федеральным законом не предусмотрено иное, предварительное обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим. Возможность оспаривания нормативного правового акта в арбитражном суде обязательно должна быть предусмотрена в федеральном законе (например, в ст. 138 НК РФ). По делам об оспаривании нормативных правовых актов арбитражному суду следует проверить, имеется ли федеральный закон, который отнес рассмотрение таких дел к его компетенции. Если арбитражный суд не компетентен рассматривать такое дело, то заявление может быть возвращено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ (на стадии принятия) или производство по делу должно быть прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, если это обстоятельство установлено в судебном заседании (см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 г. N 80). Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием о признании такого акта недействующим. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с определенными особенностями. В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Например, право антимонопольного органа на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании противоречащих законодательству актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов (в том числе нормативных актов) предусмотрено ст. 23 Федерального закона " О защите конкуренции" *(165). При этом в заявлении должно быть указано, какие публичные интересы нарушены принятием оспоренного акта. В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст. 125 АПК РФ), в нем дополнительно должны быть указаны данные: - о наименовании органа, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт; - о наименовании этого акта и дате его принятия; - о правах и законных интересах организации, гражданина - индивидуального предпринимателя, которые нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями; - о нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, которому противоречит оспариваемый акт или его отдельные положения; - об органе массовой информации и дате опубликования акта. Копия оспариваемого акта должна быть приложена к заявлению. Названные дополнительные требования по оформлению заявления необходимы для правильного и быстрого разрешения спора. К заявлению должны быть приложены: - доказательства направления копии заявления другим лицам, участвующим в деле; - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; - копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; - документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления; - документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта. Указанное положение исключает возможность применения обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого правового акта.
|