Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль арбитражного суда в осуществлении процедур несостоятельности
Общие положения. Как уже отмечалось, одной из специфических особенностей рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве является то, что вынесением судебного акта, принятого по результатам судебного разбирательства, арбитражный процесс по делу о банкротстве (в отличие от искового производства) не заканчивается. "... В противоположность последнему (судебному решению. - Примеч. авт.), которое заканчивает собой исковое производство, определение о признании несостоятельности только открывает собой конкурсное производство. Здесь конкурсное производство сближается с исполнительным производством: как последнее возникает в силу судебного решения, так и конкурсное производство возникает в силу судебного определения о признании несостоятельности" *(192). Таким образом, после принятия и объявления одного из судебных актов, перечисленных в ст. 52 Закона, начинается вторая стадия рассмотрения дела о банкротстве - процедура банкротства. Хотя при осуществлении процедур банкротства " тяжесть" ответственности за исход дела смещается от арбитражного суда в сторону арбитражного управляющего, тем не менее роль арбитражного суда в успешном проведении процедур остается весомой. Рассмотрим отдельные процедуры банкротства и функции арбитражного суда при их осуществлении. Конкурсное производство. Это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Суть конкурсного производства выявляется путем определения его основных особенностей: - это главная процедура банкротства, большинство дел о банкротстве оканчивается проведением именно этой процедуры, поскольку состояние банкротства или несостоятельности, т.е. абсолютной невозможности исполнить обязательства (неплатежеспособности - когда стоимость долгов превышает стоимость имущества), характерно для большинства лиц, в отношении которых возбуждается дело о банкротстве; - основной задачей конкурсного производства является осуществление расчетов с кредиторами на справедливой и пропорциональной основе. Таким образом, при проведении этой процедуры на первый план выходят интересы кредиторов, учитываемые в очередности, установленной законом, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими и правовыми факторами; - основная задача конкурсного производства выполняется путем аккумулирования (сосредоточения) имущества должника в так называемую конкурсную массу и ее реализации, за счет вырученных средств и производятся расчеты с кредиторами; - следствием конкурсного производства является выведение должника из экономического оборота: юридического лица - навсегда, поскольку завершение конкурсного производства влечет его ликвидацию, гражданина - временно (на период конкурсного производства); - главным ответственным лицом за выполнение основной задачи конкурсного производства, его " руководителем" является конкурсный управляющий. Он назначается арбитражным судом по представлению саморегулируемой организации арбитражных управляющих из числа ее членов. Конкурсный управляющий как предприниматель является субъектом гражданских правоотношений, как лицо, участвующее в деле, - субъектом процессуальных правоотношений; - конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим под контролем арбитражного суда и кредиторов (собрания или комитета). Необходимость контроля за деятельностью конкурсного управляющего определяется основной задачей конкурсного производства - соразмерного (т.е. пропорционального и справедливого) удовлетворения требований кредиторов. Перечисленные особенности позволяют сформулировать понятие этой процедуры: конкурсное производство - процедура банкротства абсолютно неплатежеспособного должника, осуществляемая назначаемым арбитражным судом конкурсным управляющим под контролем арбитражного суда и кредиторов, основной целью которой является производство расчетов с кредиторами путем реализации имущества должника и направленная на выведение должника (на время или навсегда) из экономического оборота. Поскольку основной задачей конкурсного производства является производство расчетов с кредиторами путем реализации имущества должника, эта процедура более других схожа с исполнительным производством, осуществляемым по делам искового производства. Соответственно, и роль арбитражного суда в осуществлении этой процедуры аналогична его роли при проведении исполнительного производства, т.е. носит в большой степени контрольно-надзорный характер. В то же время в ходе конкурсного производства арбитражный суд продолжает осуществлять и судебные функции (разрешает споры и конфликты), как совмещенные с контрольно-надзорными (поскольку осуществляет их в судебном заседании, проводимом по правилам, установленным АПК, с принятием судебного акта), так и самостоятельные, часто носящие характер руководящих. Функции арбитражного суда при осуществлении конкурсного производства: - открытие конкурсного производства происходит на основании решения арбитражного суда о признании должника банкротом - судебная функция (п. 1 ст. 124 Закона); - срок конкурсного производства и его продление производится на основании определения арбитражного суда - судебно-руководящая функция (п. 2 ст. 124 Закона); - утверждение конкурсного управляющего (судебная), а также освобождение (отстранение) его от исполнения обязанностей является прерогативой арбитражного суда - совмещенная функция (ст. 127, 144, 145 Закона); - при появлении достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, арбитражный суд может принять определение о прекращении конкурсного производства и о переходе к внешнему управлению в отношении должника*(193) - судебная и руководящая функции (ст. 146 Закона); - при возникновении разногласий между конкурсным управляющим и органами местного самоуправления по поводу имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, арбитражный суд по заявлению конкурсного управляющего решает этот спор и выносит определение, в котором определяются условия передачи имущества органу местного самоуправления, - судебная функция (ст. 148 Закона); - арбитражный суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и решает вопрос о возможности завершения конкурсного производства - судебная и руководящая функции (ст. 149 Закона); - арбитражный суд рассматривает жалобы кредиторов на действия (бездействие) конкурсного управляющего, а также заявления (ходатайства) кредиторов или конкурсного управляющего по вопросам, возникшим в ходе конкурсного производства, - совмещенная функция (ст. 60 Закона). Финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти процедуры банкротства относятся к так называемым реабилитационным или реорганизационным процедурам, поскольку направлены на сохранение должника в качестве участника экономических отношений. По механизму осуществления они во многом схожи, соответственно, и роль арбитражного суда при их проведении достаточно тождественна, поэтому рассмотрим их в совокупности. Общим для обеих процедур является следующее: - они применяются только в отношении должника - юридического лица; - поскольку обе процедуры направлены на сохранение юридического лица в целях осуществления им дальнейшей экономической деятельности, в основе их введения лежат прежде всего интересы должника. Однако нельзя утверждать, что интересы кредиторов при этом не учитываются, ведь решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления или внешнего управления принимается самими кредиторами, тем самым преследующими и свою, частную цель - сохранение выгодного контрагента, при этом предполагающими, что введение такой процедуры будет способствовать и производству расчетов с ними; - в целях успешного проведения реабилитационных процедур законодательство в качестве последствий их введения предусматривает создание для должника льготных правовых условий; - обе процедуры вводятся на основании определения арбитражного суда, при наличии в большинстве случаев соответствующего ходатайства собрания кредиторов. Различия между обеими процедурами состоят в экономических методах восстановления платежеспособности и объеме правовых льгот. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Можно выделить следующие особенности, характеризующие эту процедуру: - с экономической точки зрения финансовое оздоровление представляет собой не что иное, как предоставление должнику рассрочки погашения долга под гарантии (обеспечение собственным имуществом) участников, собственников имущества унитарного предприятия или третьих лиц; - руководство организацией в ходе осуществления финансового оздоровления продолжают осуществлять ее органы управления, но в качестве лица, надзирающего за соблюдением должником графика погашения задолженности, арбитражным судом утверждается административный управляющий. Основной задачей административного управляющего является осуществление контроля за ходом процедуры с целью исключения нарушения прав кредиторов; - для успешного выполнения плана финансового оздоровления должнику предоставляются следующие правовые льготы: погашение долгов перед кредиторами производится только в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, отменяются меры по обеспечению требований кредиторов и по обеспечению исков, принятые ранее, приостанавливается исполнение исполнительных документов, не начисляются неустойки, проценты и т.д. (см. ст. 81 Закона). Но, поскольку финансовое оздоровление производится должником самостоятельно, одновременно с целью обеспечения прав кредиторов существенно ограничивается дееспособность должника и, соответственно, полномочия его органов управления (см. ст. 82, 83 Закона). Внешнее управление - это процедура банкротства, так же направленная на восстановление платежеспособности должника, но иным способом. Основным содержанием этой процедуры является применение к должнику экономических методов восстановления платежеспособности (минимизации расходов, изменения стратегии и тактики менеджмента, перехода к производству новых видов товаров, работ и услуг, наконец, продажа части имущества или всего имущественного комплекса должника и т.д. - ст. 109 Закона) при создании соответствующих правовых условий, позволяющих выполнить установленные планом внешнего управления экономические мероприятия. К таким правовым условиям относятся: - прекращение полномочий исполнительных органов, возложение обязанностей по руководству организацией на утверждаемого арбитражным судом внешнего управляющего; - введение моратория на удовлетворение требований кредиторов; - предоставление внешнему управляющему права на односторонний отказ от исполнения невыгодных для должника сделок, не исполненных сторонами полностью. Остальные правовые льготы схожи с теми, которые предоставляются должнику при введении финансового оздоровления (ст. 94 Закона). Роль арбитражного суда при осуществлении финансового оздоровления и внешнего управления также заключается в совмещении им контрольно-надзорных функций (за исполнением судебного акта арбитражным управляющим) и судебных функций (по результатам судебных разбирательств по спорным вопросам, возникающим в ходе осуществления реорганизационных процедур, суд, принимая судебные акты, одновременно и разрешает конфликт, и контролирует ход процедуры). К числу таких функций суда относятся: - принятие определения о введении в отношении должника финансового оздоровления или внешнего управления (ст. 80, 93 Закона); - назначение арбитражного (административного или внешнего) управляющего, освобождение (отстранение) его от исполнения обязанностей (ст. 83, 96, 97, 98 Закона); - установление размера требований кредиторов (ст. 100 Закона); - досрочное окончание финансового оздоровления (ст. 86 Закона) и внешнего управления (п. 4 ст. 117 Закона); - досрочное прекращение финансового оздоровления (ст. 87 Закона) и внешнего управления (п. 4 ст. 117 Закона), принятие решения о переходе к другой процедуре банкротства: внешнему управлению или конкурсному производству соответственно; - продление сроков внешнего управления (п. 2 ст. 93 Закона); - рассмотрение разногласий между должником, кредиторами, арбитражным управляющим, в том числе жалоб, заявлений и ходатайств (ст. 60 Закона). Мировое соглашение. Это процедура банкротства, применяемая на любой стадии в рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение, заключаемое в деле о банкротстве, имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, оно представляет собой гражданско-правовую сделку, договор, заключаемый между основными участниками процесса. Причем это такой договор, который приобретает силу только после утверждения его судом, т.е. имеет не только материально-правовое, но и процессуальное содержание. С другой стороны, мировое соглашение - это процедура банкротства: несмотря на то, что основным последствием его утверждения является прекращение производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 159 Закона), рассмотрение дела не может считаться завершенным до полного исполнения должником условий мирового соглашения. Указанные черты правовой природы мирового соглашения, заключаемого в деле о банкротстве, определяют и его особенности, которые можно подразделить на 3 группы: материально-правовые, процессуально-правовые и процедурные (как процедуры банкротства). Материально-правовые особенности мирового соглашения: - мировое соглашение может быть заключено любым должником и гражданином и юридическим лицом; - содержанием мирового соглашения является либо прекращение обязательств должника путем предоставления отступного, новации, прощения долга, обмена требований, а также перевода долга либо изменение сроков исполнения обязательств в виде отсрочки, рассрочки платежа (ст. 156 Закона); - решение о заключении мирового соглашения принимается: со стороны должника - им самим (если должником является юридическое лицо - руководителем, внешним или конкурсным управляющим), со стороны кредиторов (только третьей очереди) - собранием кредиторов, принятым большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при условии, заключение мирового соглашения проголосовали все кредиторы, обязательства перед которыми обеспечены залогом имущества должника (п. 2 ст. 150 Закона). Те кредиторы и уполномоченные органы, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не участвовали в голосовании (меньшинство), участниками мирового соглашения не являются, вправе предъявить свои требования должника в общем, в том числе исковом, порядке. При предоставлении судом должнику отсрочки, рассрочки по такому решению сроки не могут быть больше, чем установлены в мировом соглашении (п. 3 ст. 156 Закона); - мировое соглашение заключается в письменной форме, подписывается со стороны должника - только им самим (от имени юридического лица - руководителем, внешним или конкурсным управляющим), но не представителем, со стороны кредиторов - уполномоченным собранием кредиторов лицом (как правило, одним из кредиторов) (ст. 155 Закона); - помимо должника и кредиторов участниками мирового соглашения могут быть третьи лица, если они принимают на себя исполнение каких-либо обязательств должника, например путем перевода долга (п. 3 ст. 150, ст. 157 Закона); - мировое соглашение может быть расторгнуто либо по соглашению между всеми голосовавшими за его заключение кредиторами и должником, либо арбитражным судом по требованию кредиторов, обладающих требованиями к должнику в размере не меньшем чем 1/4 требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Расторжение мирового соглашения по соглашению между должником и отдельными кредиторами (в отношении них) не допускается. Расторжение мирового соглашения производится, как правило, в случае неисполнения должником или третьими лицами его условий (ст. 164 Закона). Процессуально-правовые особенности мирового соглашения: - мировое соглашение может быть заключено и утверждено судом на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства) (п. 1 ст. 150 Закона); - мировое соглашение вступает в силу только после утверждения его арбитражным судом (п. 4 ст. 150 Закона); - мировое соглашение может быть утверждено судом только при условии погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди (п. 1 ст. 158 Закона); - определение об утверждении мирового соглашения вступает в силу с момента принятия (п. 5 ст. 150 Закона); - мировое соглашение утверждается в отдельном заседании арбитражного суда, которое проводится по правилам, установленным АПК, с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, о времени и месте судебного разбирательства (п. 4 ст. 158 Закона); - последствием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является прекращение производства по делу (п. 1 ст. 159 Закона). При этом не подлежат исполнению ранее принятые арбитражным судом судебные акты: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о введении наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления. Прекращаются полномочия арбитражного управляющего. Таким образом, утверждение мирового соглашения можно назвать своеобразной формой пересмотра судебных актов, принятых при рассмотрении дела о банкротстве. Особенности мирового соглашения как процедуры состоят в следующем: - мировое соглашение в деле о банкротстве является одновременно гражданско-правовой сделкой, " освященной" судебным актом арбитражного суда, т.е. примирительной процедурой (по терминологии гл. 15 АПК РФ), и процедурой банкротства, т.е. одним из способов реализации механизма банкротства (ст. 27 Закона); - после утверждения судом мирового соглашения полностью восстанавливается дееспособность должника: полномочия арбитражного управляющего прекращаются, управление делами юридического лица осуществляют его органы в соответствии с уставом, должник вправе совершать любые сделки, в том числе направленные на отчуждение имущества, без ограничений (ст. 159 Закона); - в ходе осуществления этой процедуры прекращаются какие-либо процессуальные действия и контроль за должником со стороны арбитражного суда, поскольку производство по делу о банкротстве после утверждения мирового соглашения прекращается (ст. 159 Закона); - основным содержанием мирового соглашения как процедуры банкротства является исполнение должником условий соглашения в порядке и сроки, которые им установлены; - конкретный календарный срок окончания процедуры законом не установлен. Мировое соглашение как процедура банкротства заканчивается в момент полного исполнения должником условий мирового соглашения; - контроль за исполнением условий мирового соглашения осуществляется прежде всего самим должником (органами должника - юридического лица). Кредиторы как контрагенты должника в гражданско-правовом обязательстве и налоговых отношениях осуществляют гражданско-правовой и административный (налоговый) контроль; - в случае расторжения мирового соглашения в отношении всех кредиторов, голосовавших за его заключение, определением арбитражного суда (ст. 165 Закона) производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится та процедура банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство), в ходе осуществления которой было заключено мировое соглашение (ст. 166 Закона); - одной из форм контроля со стороны кредиторов за исполнением должником условий мирового соглашения является возможность предъявления ими своих требований к должнику в общем порядке (путем предъявления иска) в случае неисполнения должником мирового соглашения, например, при нарушении графика уплаты долга (ст. 167 Закона). В соответствии со ст. 225 АПК РФ по делам о банкротстве допускаются иные примирительные процедуры. К числу таких процедур может быть отнесено посредничество, которое вполне применимо при банкротстве должника, имеющего незначительное (до 10, к примеру) число кредиторов. Целью посредничества может быть заключение мирового соглашения или отказ всех кредиторов от заявленных требований.
Дополнительная литература для подготовки
Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. М., 2001; Сердитова Е.Н. Конкурсное производство как форма реализации решения арбитражного суда: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002; Телюкина М.В. Конкурсное право: теория и практика несостоятельности (банкротства). М., 2002; Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону " О несостоятельности (банкротстве)" /под ред. В.В. Витрянского. М., 2003; Конкурсное производство: учеб.-практич. курс/под ред. В.В. Яркова. СПб., 2006; Уксусова Е.Е. Возбуждение производства по делам о банкротстве в арбитражных судах//Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 9.
|