Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие правила. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обладает широкими полномочиями при проверке законности судебных актов первой
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обладает широкими полномочиями при проверке законности судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций в рамках оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ. Они определены в ст. 305 АПК РФ. Президиум может не согласиться с доводами, содержащимися в заявлении или представлении, и с теми мотивами, которые приведены в определении о направлении дела для пересмотра в порядке надзора, принятом составом судей в соответствии с ч. 4 ст. 299 и ст. 300 АПК РФ. В этом случае он отказывает в удовлетворении заявления или представления и признает оспариваемый судебный акт соответствующим закону, оставляя его без изменения. Этот вывод Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ делает, если не находит оснований для надзорного пересмотра. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ вправе отменить судебный акт любой нижестоящей инстанции полностью или частично и направить дело в ту инстанцию, судебный акт которой подвергся пересмотру. Поскольку Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ проверяет только вопросы права и не вторгается в сферу деятельности судов первой и апелляционной инстанций в части установления фактических обстоятельств, он вправе действовать, не нарушая при этом ограничений, установленных в ч. 4 ст. 305 АПК РФ. Возвращая дело в нижестоящую инстанцию, Президиум ВАС РФ вправе дать указание о том, чтобы новое рассмотрение проводилось в ином составе судей. Президиуму Высшего Арбитражного Суда РФ предоставлено право при наличии определенных условий отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение. Но это право ограничено определенными рамками. Во-первых, обстоятельства дела, основанные на проверенных доказательствах, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка, остаются неизмененными. Во-вторых, участвующие в деле лица должны присутствовать в заседании Президиума ВАС РФ и использовать свое право быть выслушанными, т.е. иметь возможность дать соответствующие пояснения. Принятие нового решения обусловлено только одним: когда нижестоящие инстанции допустили такое неправильное применение закона, которое в соответствии со ст. 304 АПК РФ является основанием для надзорного пересмотра судебного акта. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменяет судебный акт полностью или частично и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 150 АПК РФ, за исключением отказа от иска, исходя из ограничения, установленного ч. 2 ст. 49 АПК РФ. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ также может отменить или частично изменить судебный акт и, соответственно, оставить иск без рассмотрения с соблюдением требований гл. 17 АПК РФ. Прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения в надзорной инстанции возможно только при наличии оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ. Исходя из того, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ может столкнуться с ситуацией, когда по делу состоялись судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, в законе предусмотрено положение, когда оставляется без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов. При отмене или изменении судебного акта Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, принимая такое решение, обязан сослаться на одно или несколько оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ. Роль Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ как высшего судебного органа государства по делам, отнесенным к подведомственности арбитражных судов, заключается в обеспечении единства судебной практики путем единообразного применения закона при рассмотрении конкретных дел. Поэтому его указания, которые даны при отмене судебного акта, являются обязательными для всех инстанций арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, в части, касающейся понимания смысла и значения конкретных правовых норм, подлежащих применению при новом судебном рассмотрении. Обязательность указаний Президиума ВАС РФ ограничена определенными пределами, которые содержатся в законе. Эти ограничения касаются вопросов, находящихся исключительно в ведении суда первой и апелляционной инстанций. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не может вторгаться в доказательственную базу и считать установленными фактические обстоятельства, которые этими инстанциями признаны недоказанными или неустановленными. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не обладает полномочиями предписывать суду, каким доказательствам при новом рассмотрении дела следует отдать предпочтение и какие из них при оценке принять во внимание или отвергнуть. Поэтому лишь суд, обладающий правом устанавливать все значимые для правильного рассмотрения дела факты, проделав эту работу, может определить, какая норма материального права подлежит применению и, соответственно, какой судебный акт будет этим судом принят. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 Федерального конституционного закона " Об арбитражных судах в Российской Федерации" председательствует на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ или в его отсутствие заместитель Председателя, который подписывает принимаемое Президиумом ВАС РФ постановление.
Содержание постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
Статья 306 АПК РФ, регламентирующая содержание постановления, принимаемого Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по результатам рассмотрения заявления или представления о пересмотре дела в порядке надзора, является новой. В АПК РФ 1992 г. и АПК РФ 1995 г. подобной статьи не было. Содержание постановления определялось исходя из общих требований АПК РФ и полномочий, которыми обладал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Постановление Президиума ВАС РФ должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к судебным актам. Оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным (ч. 3 ст. 15 АПК РФ). Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ должно отражать: - доводы, приведенные в заявлении или представлении, и содержание требования, изложенного в обращении в Высший Арбитражный Суд РФ; - если представлен отзыв - возражения, приведенные в нем; - объяснения, данные участвовавшими в деле лицами в ходе заседания Президиума ВАС РФ; - основания, содержащиеся в ст. 304 АПК РФ, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из которых состав суда пришел к выводу о необходимости пересмотра дела в порядке надзора; - мотивы, а также выводы и решения, к которым в итоге пришел Президиум ВАС РФ, в соответствии с его полномочиями, предусмотренными ст. 305 АПК РФ, - об оставлении без изменения или об отмене судебного акта; - в случае направления дела на новое рассмотрение - указание Президиума ВАС РФ на то, какие действия должны быть совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом. С моментом вступления постановления Президиума ВАС РФ в законную силу связывается обязательность его исполнения. Исходя из этого постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ подлежит исполнению со дня его принятия. В АПК РФ сохранено правило о направлении в 5-дневный срок со дня принятия копии постановления Президиума ВАС РФ лицам, участвующим в деле. Указание на опубликование постановления в " Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" играет важную роль в целях обеспечения единства судебной практики и свидетельствует о последовательном осуществлении принципа прозрачности правосудия. Новое полномочие Высшего Арбитражного Суда РФ. В связи с принятием Федерального закона от 30.04.2010 г. N 68-ФЗ " О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в судебной системе России появилась новая категория дел об установлении факта нарушения права на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумный срок. В судах общей юрисдикции эти дела отнесены к компетенции областных и приравненных к ним судов и Верховного Суда РФ (в зависимости от того, в суде какого уровня допущено нарушение), которые рассматривают их в качестве суда первой инстанции. В системе арбитражных судов дела о компенсации рассматриваются федеральными арбитражными судами округов, которые действуют как суд первой инстанции. Высший Арбитражный Суд РФ также наделен полномочиями по рассмотрению дел о компенсации в случае нарушения права на судопроизводство в разумный срок, если в заявлении с просьбой о пересмотре судебных актов в порядке надзора содержится соответствующее требование. Указанное заявление подается и рассматривается по правилам, установленным названным выше Законом, и в соответствии с изменениями, внесенными в ряд статей гл. 36 АПК РФ.
Дополнительная литература для подготовки
Андреева Т.К. Институт надзора в АПК РФ//Теоретические и практические проблемы гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: сб. науч. статей. Краснодар, 2005; Ефимов А.Е. Надзорное производство в арбитражном процессе. М., 2007; Борисова Е.А. Проверка судебных актов по гражданским делам. М., 2005; Буров В.С., Лукьянцев А.А. О системе пересмотра судебных актов арбитражных судов в порядке надзора//Законодательство и экономика. 2009. N 2; Кац С.Ю. Судебный надзор в гражданском судопроизводстве. М., 1980; Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971; Полонский Б.Я. Высшая инстанция. М., 2005; Полонский Б.Я. Высшая инстанция в сфере экономического правосудия и ее место в системе арбитражных судов России//Права человека. 2007. N 3. Терехова Л.А. Пределы рассмотрения дела в надзорной инстанции//Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. М., 2001. N 1.
|