Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественной деятельности, исторические этапы ее развитияСтр 1 из 28Следующая ⇒
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ и СПОРТА Лекция 1.Физическая культура в первобытном И рабовладельческом обществе
Возникновение физической культуры как специфической сферы общественной деятельности, исторические этапы ее развития
Первой ступенью в развитии человеческого общества был первобытный строй, существовавший сотни тысяч лет. Благодаря найденным при раскопках предметам древней культуры мы можем проследить за развитием человека со 150 тысячного года до н. э. в этот период на арену истории вышел неандерталец. Его скелет, строение тела, размеры черепа и черты лица почти не отличались от современного человека. Он мог изготовить и использовать орудия из дерева, камня и кости. Вобщественном смысле он мог разрабатывать модели действий. В ходе этого при добывании пищи с помощью огня возросла роль охоты. Произошло начальное разделение труда между мужчинами и женщинами. Начало складываться матриархальное общество. Создание физической культуры как специфической сферы общественной деятельности, обособленной от добывания материальных благ, необходимых для сосуществования, произошло в 80-8 тысячелетии до н.э. В это время появилось металлическое оружие, зубчатые остроги, бумеранги, дротики. Главным источником сосуществования стала охота на крупных животных. Удачную охоту на них можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и апробированных средств, организованных действий всех членов клана. В процессе этого древний человек научился наиболее рационально использовать в качестве металлического оружия разнообразные предметы: палку, острогу, копье. Он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета. В процессе применения оружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию в зависимости от отдаленности цели, координировать собственные движения. Овладение жизненно необходимыми навыками движения происходило путем наблюдения и копирования. Но все большее значение приобретало развитие абстрактного мышления, членораздельной речи и изображения знаков. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолевать водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. С изобретением лука и стрел (12-6 тыс. до н.э.) появляются упражнения в стрельбе из лука. С приручением животных(быка и лошади)зарождаются игры с быком и верховая езда. Народы Севера, начиная с 3 тыс. до н.э., стали применять в труде и быту лыжи. В то же время на пещерных рисунках стали появляться изображения борющихся между собой людей. В арсенал движений, которым обучалась молодежь, стала входить военная подготовка. Формировались организационные формы воспитания и начальные воспитательной деятельности. На основе археологических находок, относящихся приблизительно к периоду до40 тыс. до н.э., а также на основе сопоставления собранных в течение последних полутора веков этнографических данных можно констатировать, что физическое развитие человека более поздней эпохи сопровождалось своеобразными магическим действиями. Магию древних веков еще нельзя считать религией в современном понимании этого слова. В ней не было молитвы. Она не выражала поклонения святому престолу или веру в потусторонних духов. С точки зрения физической культуры суеверный смысл здесь заключается в том, что если человек на рисунке, изображающем«схватку» победил «преследуемое животное или своего врага», то он якобы в действительности одержал над ним верх. Не идея, не вера творит чудеса, а реальный поступок, то, что на сегодняшнем профессиональном языке спорта толкуется как упражнение, «выполняющееся в стрессе реального соревнования». На следующих этапах развития в эпоху мезолита и неолита (8-6 тыс. до н.э.) –главными источниками существования стали земледелие и животноводство. Отдельные группы племен перешли к оседлому образу жизни. В физической культуре народов, занимавшихся пастушеством, потеряли свою жизненную важность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На передний план выдвинулись верховая езда и облавная охота верхом на лошадях. Возрос интерес земледельческих обществ к борьбе и поднятию тяжестей, а также к танам и медитациям типа йоги.
|