Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука возможного

Недавняя лекция норвежского архитектора Кристин Ярмунд (Kristin Jarmund), организованная Центром Современной Архитектуры в МАРХИ, собрала полный зал. И полкоридора. Это показатель не только студенческий и не только московский – сегодня современная нордическая архитектура вызывает бурю эмоций у всего профессионального сообщества. А проекты, придуманные в бюро Kristin Jarmund Arkitekter, – самое интересное из того, что произошло там за последние годы. Ярмунд с одинаковой легкостью проектирует и станции метро, и буфетные комнаты национальных музеев. Но настоящим профессором она стала в архитектуре присутственных мест. С помощью света, цвета и окружающего ландшафта ей удается превратить казенное помещение в современное, эргономичное и уютное пространство.

 

 

Сегодня я покажу вам несколько проектов, сделанных моим бюро за 25 лет существования. В отличие от большинства коллег у меня никогда не было связи с норвежской архитектурой долин и гор, наверно, потому что не было дяди или тети в сельской местности или своего домика загородом. Не подумайте, я очень уважаю традиции и своих предшественников, но сама принадлежу к городскому поколению, выросшему под девизом «Застроим страну!». Я училась сначала в Норвегии, потом в Архитектурной ассоциации (AA) в Лондоне. Работать начала в 70-е, как и многие из нас, полная энтузиазма и готовая создавать объекты высокого дизайна, но очень мало понимающая, что такое архитектура на самом деле. Если архитектура – искусство, то, несомненно, искусство возможного. Ограничение, диктуемые подрядчиками, клиентами и строительными нормативами, часто загоняют нас буквально в тиски:

 

 

Но я не устану повторять самой себе и своим сотрудникам, что необязательно побеждать в частных сражениях, важно в конечном итоге выиграть всю войну за архитектуру. Наши работы различаются и по характеру, и по масштабу. Большинство из них было реализовано в рамках крайне ограниченных бюджетов. Но опыт учит тому, что любое ограничение – это вызов и надежная платформа для создания ответственного дизайна. На хороший проект могут рассчитывать не только клиенты с гигантскими бюджетами.


ЗДАНИЯ-ЛОГОТИПЫ

Моим первым заказом стало офисное здание Fyrstikkterrassen в Осло. Когда мы начали работу, у его владельцев не было ни внутреннего содержания, ни арендаторов. Пространство могло быть каким угодно. Этот научил меня тому, что хорошая архитектура становится символом. Впоследствии арендодатели, давая рекламу в газетах, прикладывали изображение нашего здания – оно превратилось в их логотип.

 

 

 

 

 

 

В РАЗУМНОЙ ТЕНИ

С тех пор нам довелось поработать над разнообразными проектами. Мы строили и в городской среде, и на природе. Например, здание норвежской Палаты мер и весов, в которой хранится национальный эталон метра. Эта институция отвечает за калибровку различных величин, поэтому заказчику были важны устойчивость и внутренний микроклимат. Эта постройка намного больше, чем выглядит. Здание врезается в склон холма, и его внутренняя часть простирается еще на 50 метров под землей. В этом углублении запрятаны самые чувствительные лаборатории, которые благодаря своему расположению отличаются максимальной стабильностью. Сооружение Палаты разделено на несколько разнесенных друг от друга частей. Это исключает передачу вибрации. Из-за того, что постройка вписана в склон, она практически не изменила окружающий пейзаж. Доминирующим объектом по-прежнему остается старая ферма на вершине холма. Связь между нашим зданием и ландшафтом также подчеркивает зеленый атриум в центральной части. Вот таким образом характер работ, происходящих внутри, и точность, необходимая для подобной деятельности, сложили архитектурную историю и определили визуальную концепцию строения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСШТАБ И ПРОПОРЦИИ

Архитектура – это работа с масштабом и пропорциями. Мы создали немало проектов школ и детских садов, для которых это соображение имеет особенное значение. Когда строишь для детей, очень важно подобрать правильный масштаб и правильные пропорции. Свой первый детский сад я спроектирована в начале 90-х. Это сооружение имеет геометрически искривленный задний фасад. Он изогнут таким образом, чтобы отгородить детей от больничной атмосферы соседнего госпиталя. С внутренней стороны взору открывается детский двор и прекрасный вид на лес. Детали, цветовое решение и даже расположение окон ориентированы на маленьких посетителей сада. Обыкновенная дверь основного входа соседствует с особой «детской» дверью. Эта архитектурная концепция возникла на контрасте между открытым и закрытым пространством, маленьким и большим, высоким и низким, детским и взрослым. Всегда помните о масштабе и пропорциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА ЯРКОСТИ

На примере здания начальной школы Benterud Junior School я расскажу, как мы работаем с базовыми формами. В этот раз перед бюро стояла двойная задача: спроектировать школу и создать пространство для социализации местной молодежи. Четыре двухэтажных здания формирую внутренний двор. Закрытое пространство контрастирует с окружающими школу зелеными полями. Сочетания цветов и форм маркируют разные входы. Террасы на открытом воздухе подчеркивают органический компонент проекта. Не менее важно пространство – не внутри и не снаружи – где можно укрыться от толпы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот еще одна школа – Gulskogen Junior & Secondary School. Характерная черта – огромная площадь. Мы хотели извести дух присутственного места и разработать удобный проект для такого мастодонтского пространства. Важную роль в этом проекте сыграли переходы, связывающие разноцветные корпуса. Опять повторение, контраст и полезное использование цвета.

 

 

 

 

 

 

ПОГОНЯ ЗА СВЕТОМ

Вот некоторые принципы дизайна, которые мы выработали за годы работы. Норвегия – страна длинных теней, тут солнце никогда не бывает в зените. Низкие павильоны позволяют нам работать с открытыми пространствами и создавать в массиве здания атриумы, через которые дневной свет проникает внутрь. Этот фокус возможен только при совсем небольшой высоте здания. Поэтому мы специализируемся на компактных высокоэффективных планировках. Это снижает затраты на строительство и объемы использованных природных ресурсов.

 

 

Начальная школа Bergenhus имеет низкий горизонтальный профиль и повернута задней стороной к лесу, а торцами к соседним полям. Главный вход расположен в вершине треугольника, которая смотрит на дорогу. Каждая группа классов имеет свой дворик с прозрачной крышей. Через них поступает дополнительное освещение в крылья школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующая школа находится в сельской местности. Это одноэтажный стеклянный павильон размером 75x75 метров, приподнятый над землей на платформе. Возникает ощущение, что он парит над полями. Рядом со входом расположен открытый атриум, а внутри здания находятся четыре дополнительных дворика. Они пропускают дневной свет внутрь здания. Все функциональные помещения расположены по принципу деревни: главные улицы вместо коридоров, открытые площади и сады вместо лобби. Лектории с прозрачными потолками играют роль визуальных ориентиров и внутри, и снаружи. Школьный двор, встроенный в массив здания, – интимное пространство с хорошим микроклиматом на фоне с ветреных полей вокруг.

 

 

 

 

 

 

Последняя школа была достроена совсем недавно. Она тоже находится в сельской части Норвегии. Окружающий ландшафт будто приподнят и натянут на крышу. Круглый школьный двор стал центром здания. И вновь мы используем те же принципы: компактность и участие дневного света.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЙ НЕПАЛ

В заключении – о проекте, который отличается от всех предыдущих. Норвегия – маленькая страна на задворках мира. У нас много общего с другой маленькой страной в Гималаях – Непалом. И в обоих случаях природа мощно интегрирована в культуру. Работа над зданием норвежского посольства в Непале стала для меня удивительным опытом. Используя только местные материалы и местных строителей, мы создали сооружение, в облике которого соединились городские и деревенские черты долины Катманду.

 

 

 

 

Строение сливается с холмом, позволяя внешнему пространству как будто войти в него. Фасад с главным входом смотрит на горы. Дополнительный объем помещению предает зигзагообразное окно, форма которого повторяет силуэт Гималаев. Когда мы строили посольство, в Непал с той же целью приехали американцы. Они привезли полный штат рабочих, все материалы и необходимое оборудование. А в нашем проекте все аутентично, разве что за исключением системы безопасности. Я горда тем, что у нас получилось не европейское здание, а проект, объединивший непальскую и норвежскую культуры.

 

 

 

 

 

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Архитектура – это качество. Качество и пространство. Пространство внешнее и внутреннее. Это пропорции и масштаб. Свет и тени. Текстуры и материалы. В нашем деле важны технологии, энергопотребление, экологичность, этичность, социальная ответственность, согласованность с климатом и другими условиями окружающей среды. Нельзя забывать о человеческом факторе – о людях, которые включены в сложный и зачастую затяжной процесс. Но чтобы архитектура была не только правильной, но и действительно интересной, за ней должна стоять история. Наша с вами задача отнюдь не ограничивается проектированием красивых зданий. В день открытия норвежского посольства в Непале ко мне подошел местный строитель, похлопал по плечу и сказал, указывая на «гималайское» окно: «Отличная идея». В этот момент я поняла, что язык хорошей архитектуры универсален. Та самая история может и даже должна быть понятна вне зависимости от культурного бэкграунда.

 

 

18 января – 17 февраля в ПRОЕКТЕ_FАБRИКА пройдет выставка работ архитектурного бюро Кристин Ярмунд.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие и признаки государства
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал