Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональный стресс.






Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) заимствован из технических наук. В психологии, физиологии, медицине данное понятие применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

 

Психологический стресс – это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического, профессионального характера.

В качестве стрессовой может быть признана только такая ре­акция индивида, которая достигает пороговых уровней его пси­хологических и физиологических возможностей.

Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях. Пси­хологический стресс представляет собой, прежде всего, состоя­ние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие.

В качестве основных групп источников профессионального стресса можно выделить: организационно-экономические и социальные характеристики деятельности; производственные (рабочие) показатели и индивидуальные характеристики субъекта труда (таб. ооо)

 

    Психологический (рабочий) стресс  
                 
                     
  Организационно-экономические и социальные характеристики деятельности     Производственные (рабочие) характеристики деятельности     Индивидуальные характеристики субъекта труда
         
               
  структура (взаимосвязи, источники информации и т.д.)     содержание труда (задачи, способы решения, критерии оценки и т.д.)     профессиональные (подготовленность, опыт и т.д.)
         
               
  управление (формы подчинения, степень втономности и т.д.)     средства труда (их эргономичность, адекватность задачам и т.д.)     морально-нравственные и организационные (ответственность, инициативность и т.д.)
         
               
  стимулы труда (моральные, материальные)     санитарно-гигиенические условия (вредность, помехи)     психологические (мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные и др.качества)
         
               
  социальные факторы (статус, ролевые отношения т.д.)     социальные условия (психологические климат, межличностные конфликты)     физиологические (уровень функциональных резервов, состояние здоровья и т.д.)
         
               
  служба персонала (отбор, подготовка, продвижение и т.д.)     организация процесса труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка)      
         
                         

 

Рис. Схема основных источников (причин) развития психологического (рабочего) стресса

 

Изменение поведения при стрессе является специфическим и более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные функциональные показатели. В со­стоянии стресса у человека часто доминирует форма поведения с повышением возбу­димости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретен­ных реакций, преобладании стереотипных ответов, появлении ошибочных действий. Л.А.Китаев-Смык выделил две наиболее общие формы изменений поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных стрессовых воздей­ствиях:

· активно-эмоциональная, направленная на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство);

· пассивно-эмоциональная, проявляющаяся в ожидании окончания воздействия экстремального фактора (уменьшение активности, снижение эффективности защитных действий).

В психологии выделены три основные фазы развития стресса — мобилизации, расстройства и деформации.

 

Фаза мобилизации. Первые этапы развития стрессового со­стояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напря­женность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воз­действие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Эмоциональная активация повышает продук­тивность работы. Внеш­ние агрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлече­ния потенциала личности в деятельность. Данная фаза обознача­ется понятием продуктивного стресса. Возрастает объем восприятия и внимания, повы­шается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояние «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креатив­ность мышления (феномен гиперактивации мышления), повышается эффективность процессов принятия решения. Спосо­бы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную — мобилизирующую ре­акцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.

 

Фаза расстройства. В силу объективно присущих психичес­кой и физиологической организации человека ограничений суще­ствует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мо­билизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; эмоции из положительного (мобилизующе-энергетического) фактора трансформируются в преимущест­венно отрицательный — деструктивный фактор. В первую оче­редь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из долговремен­ной памяти (феномен блокады прошлого опыта). Особо значи­тельные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подме­няется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки ее организации не по типу создания адекватного ситуации спо­соба, а по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа (явление заалгоритмизированности деятельности. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления характеризуют непродуктивный стресс, обозначаемый понятием дистресса (дистресс — сложносокра­щенное слово от сочетания «дисфункциональный стресс»).

 

фаза деструкции характеризуется максимальной дистрессовостью — полным распадом организации деятельности и значи­тельными нарушениями психических процессов, обеспечиваю­щих ее. Может иметь место феномен блокады восприятия, па­мяти, мышления (явления типа «ничего не вижу», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций — человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выклю-ченности» из ситуации, фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.

Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они вы­ражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротив­ляемости» человека стрессовым воздействиям используется поня­тие стрессустойчивости личности. Это — способность сохра­нять высокие показатели психического функционирования и дея­тельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продук­тивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых ус­ловий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчи­вости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагруз­ки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи — вообще только и могут эффективно ра­ботать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обо­значаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»

Тема 12. Лекция


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал