Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкально-теоретический анализ

«Артековский марш» написан для детского хора с сопровождением, в куплетной форме.

Запевы написаны в форме периода повторного строения. Повтор проявляется в ритмическом строении. Первому периоду предшествует четыре такта инструментального вступления. Период однотональный.

Припев представляет собой сложный период, состоящий из двух предложений, каждое из которых является простым периодом.

Первый простой период (тт.11- 22) состоит из трех четырехтактных предложений. Первое - представляет собой двухтактный мотив и последующее его видоизменение (тт.11-14). Второе предложение – это зеркальное отражение первого (тт.15-18). Третье же - представляет собой двукратное повторение заключительного оборота из второго предложения (тт.19- 22).

Затем идет один такт инструментальной связки (т.23) и далее второй типичный простой период, состоящий из трех предложений (4+4+3) (тт.24 – 34).

 

 

Фактура песни полностью соответствует жанру марша. Здесь мы встречаем октавные басовые ходы, аккорды, пунктирный ритм, квартовые волевые интонации.

Припев тонально неустойчив. Начинается он в основной тональности песни - B - dur. Однако, уже на рубеже 13–14 тактов происходит отклонение в тональность II ступени, т.е. в d - moll. Далее, в 18 такте, происходит отклонение в тональность субдоминантовой функции. Благодаря D53, закрепленному неоднократным повтором, мы приходим в тональность, параллельную основной - g – moll.

Второй период припева начинается с – moll (т.24).

Однако, господство минора не так продолжительно. Уже на 4 доле 24 такта звучит D6/5 к субдоминанте, который переходит в D2, тем самым образуя эллиптический оборот, и разрешается в S63. Далее, композитор, оттягивая каденцию, использует трезвучие VI пониженной ступени, этот такт звучит очень свежо и необычно (т.31). Но уже в следующем такте мы слышим традиционную каденцию, которая возвращает нас в основную тональность песни - в B - dur. Ярким гармоническим моментом является вторая часть припева, где присутствует эллипсис. Все указывает на то, что это кульминационная зона, которая по правилам находится 2/3 (¾) части формы и называется точкой золотого сечения.

Музыкальная кульминация совпадает с поэтической. Это самый яркий эпизод песни. Хоровые партии достигают самой высокой ноты, также в партии сопрано мы наблюдаем divisi (т. 33), партия фортепиано дублирует ритмически и аккордово хоровые партии, что создает эффект объемного звучания обоих пластов.

Продолжая музыкально-теоретический анализ, необходимо сказать о метроритмических особенностях песни. Произведение написано в четырехдольном размере (4/4). Имеет пунктирный ритм. Наиболее часто встречаются четвертные, восьмые, шестнадцатые длительности. Основной метроритмической единицей является шестнадцатая. Она задает тон произведению, остроту пульсации. Пунктирный ритмический рисунок встречается уже с первых звуков песни и сохраняется на протяжении всего произведения, лишь в некоторых случаях короткий острый пунктир превращается в длинный, но такой-же четкий (тт.12, 14, 16, 18 и т.д.)…

Композитор определил произведение как «в темпе марша». Торжественный марш не предусматривает каких-либо изменений в темпе. Здесь, наоборот, нужно обращать внимание на удержание темпа.

Интонационный ансамбль. Песня написана для детского или женского двухголосного хора с элементами трехголосия. Мелодия поручена сопрано. Не имеет сложных интонационных построений. Мелодическая линия у альтовой партии непростая. Присутствуют терцовые ходы как восходящие, так и нисходящие, опевания звуков, квартовые и квинтовые скачки, так же встречаются альтерированные звуки.

Мелодическая линия охватывает два регистра – микстовый и головной. При ее исполнении нужно особо уделить внимание ровным переходам по регистрам. В этих моментах должен правильно работать голосовой аппарат, формируя правильную певческую позицию. Стоит обратить внимание на то, что у вторых сопрано встречается партии звук «e» второй октавы. Для данной партии он является переходным, поэтому необходимо сосредоточиться на точности исполнения. Переходный звук не должен быть спет форсировано, но должен звучать ярко на опорном дыхании.

Трудность вызывает то обстоятельство, что темп песни достаточно быстрый и от певчих требуется высокая концентрация внимания.

Динамический ансамбль.

В этом произведении скудная динамика, характерная для марша. В марше все куплеты равноправны и каждый должен звучать ярко, но последний куплет завершающий и должен прозвучать ярче двух предыдущих. В последнем куплете во второй его части не следует уходить на mf, остаться на f. Это придаст утвердительности и завершенности.

Дикционный ансамбль.

Что касается дикции, то здесь необходимо работать в первую очередь над утрированным произношением согласных, как звонких, так и глухих. Дирижеру следует попросить хор прочитать поэтический текст в ритме, котором написана песня. Это позволит певчим прислушаться друг к другу и тем самым улучшить качество дикционного ансамбля. Не стоит забывать и об окончаниях слов. Их нельзя выталкивать, но и снимать с дыхания запрещено. Если хор поет на цепном дыхании, то дирижеру необходимо напомнить о том, что последний слог или буква должны слиться с началом последующего. Например, в начальных тактах песни хор поет фразу «Видишь – артековцы идут, слышишь - артековцы поют», здесь обязательно нужно обратить внимание поющих на букву «Ш». Предшествующий ей слог «ДИ» должен быть выдержан по длительности и в самый последний момент певчие должны точно вместе спеть шипящее окончание слова. В песне встречается такое слово как «ЗНАМЯ». Оно повторяется часто и должно быть пропето внятно. Для этого необходимо быстро, активно произносить сочетание «ЗН» без призвуков и следить, чтобы последующая гласная «А» была у всех певчих в одинаковой округлой позиции. Еще один момент, на котором нужно акцентировать внимание – это пропевание слова «ЧЕТЫРЕ». Работа хормейстера в данном случае должна быть сосредоточена на первом слоге этого слова «ЧЕ». Во-первых, певчие не должны «набрасываться» на начальную согласную, а во-вторых, хор должен петь не гласную «Е», но и не откровенную «И», т.е. задача хормейстера состоит в том, чтобы звук «И» был спет округло, в одной позиции.

Вокально – хоровой анализ.

Как уже упоминалось выше, «Артековский марш» написан для двухголосного (с divisi у сопрано) детского (женского) хора с сопровождением.

Общий диапазон хора: d первой октавы – g второй октавы.

У партии 1 сопрано: f первой октавы – g второй октавы.

У партии 2 сопрано: d первой октавы – es второй октавы.

У партии альта: d первой октавы – d второй октавы.

Диапазон является рабочим, удобным для исполнения.

Фактура гомофонно-гармоническая, где мелодия поручена сопрано.

Исполнительский анализ.

Перед тем, как приступить к работе с хором над «Артековским маршем» необходимо осветить возможные трудности, которые могут возникнуть как у хормейстера, так и у певчих, при разучивании песни, а также способы их преодоления. Первое, на чем должен сосредоточить свое внимание дирижер – это хоровой строй.

В самом начале работы необходимо выстроить хоровой унисон, который часто встречается в произведении. Чтобы добиться точно интонируемого унисона, нужно обратить внимание не только на правильную звуковысотность в пении, но и тембровый ансамбль. Каждая партия должна прислушиваться к другой, и тембрально подстраиваться. В данном случае партия сопрано должна приблизиться по тембру к сочному плотному звучанию партии альтов. Однако не стоит забывать о том, что «Артековский марш» - это марш пионеров, т.е. детский, поэтому пение очень глубоким звуком будет в данном случае неуместным.

Как уже говорилось выше песня изобилует пунктирными ритмами. Все пунктиры нужно петь точно, но в то же время следует опасаться пения по слогам. Чтобы этого не произошло, хормейстер должен попросить певчих спеть пунктиры с наполнением шестнадцатыми, т.е. восьмую с точкой раздробить мелкими длительностями. Такую же работу проделать с длинным пунктиром (четверть с точкой наполнить восьмыми). При этом жест дирижера должен быть собранным, четким, без лишних движений.

В мелодической линии каждой партии много скачков, как восходящих, так и нисходящих, как с заполнением, так и без него. При исполнении нисходящих скачков важно напомнить исполнителям о высокой позиции. Можно проработать интонационно сложные моменты вне ритма, только по руке, выстраивая каждый звук. Например, в 4-ом такте у хора два квартовых скачка нисходящий и восходящий.

Большую сложность вызывает восходящая кварта, т.к. нужно вернуться в первоначальный тонический звук. В 6-ом такте те же задачи, но скачок уже на ч5. Все скачки должны быть спеты активно, на хорошем дыхании. Все нисходящие ходы пропевать с тенденцией к повышению и не снимать с дыхания. Хормейстер может помочь певчим исполнить интонационно верно все заполнения скачков, показывая кистью направление противоположное мелодическому.

У партии альтов и партии сопрано часто встречаются повторные ноты. Нельзя обойти их стороной, т.к. неправильное исполнение повторных звуков влечет за собой выход из тональности. Так же как и нисходящие ходы, повторные звуки необходимо петь с тенденцией к повышению.

Знаки альтерации, которые встречаются в песне, так же должны быть проработаны. Например: у партии альтов в 13 такте непростая мелодическая линия. Необходимо не только точно проинтонироватьТ63, но и далее услышать отклонение в c–moll, которое поможет чисто исполнить хроматический ход и сойтись в унисоне на звуке «до» с партией сопрано.

 

Дирижеру важно также обратить внимание поющих на мелодические окончания. Они должны быть спеты аккуратно, на дыхании, тем более что практически все они оканчиваются унисоном.

Что касается хорового дыхания, то в этой песне оно полностью зависит от стихотворной пунктуации.

Данный анализ произведения «Артековский марш» поможет хормейстеру максимально раскрыть художественный замысел композитора.

 

 

Список литературы

1. https://www.nec.m-necropol.ru/viktorov-viktor.html

2. https://rkpm.ru/kompozitory-klassiki-dlya-detej/1082-kabalevskij-dmitrij-borisovich.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гадание на полене | Заявитель самостоятельно несет все расходы, связанные с подготовкой и подачей своей заявки.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал