![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, разновидности и состав товарного ассортимента
Товарный ассортимент (товарная номенклатура) – совокупность всех товарных групп, предлагаемых компанией рынку в целом или каждому сегменту в отдельности. Ассортиментная позиция представляет собой конкретную единицу товара – модель, марку или его типоразмер. Товарный ассортимент состоит из: - товарных групп; - товарных категорий; - товарных линий; - товарных единиц. Товарная группа – совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определённому сочетанию, важнейшим из которых являются схожее назначение товаров. Товарная категория – совокупность однородных товаров, находящихся внутри товарной группы. Товарная линия (линейка) – совокупность товаров, предназначенных одним и тем же клиентам или реализуемые через одни и те же каналы сбыта или имеющие одинаковый ценовой диапазон. Товарный ассортимент (номенклатура) характеризуется: - длиной (насыщенностью), показывающей общее число товарных единиц, реализуемых компанией; - шириной, равной числу товарных групп, составляющих ассортимент; - глубиной, показывающей число вариантов каждого вида товара. - классификация видов товарного ассортимента. По степени важности для предприятия: Основной ассортимент – включает товары, пользующиеся повышенным спросом. Продажа, в первую очередь, именно этих товаров, приносящих наибольшую прибыль, является целью деятельности предприятия. Необходимо обеспечить постоянное присутствие на складе основного ассортимента. Дополнительный ассортимент – включает товары, придающие завершённость основному ассортименту. Это дополняющие товары, товары импульсной покупки, товары для особых случаев, отсутствующие в других торговых местах. Дополнительный ассортимент может не всегда присутствовать на складе, меняться по наименованиям, т.е. относится к категории переменного ассортимента. В зависимости от количества товарных групп в ассортименте: Широкий ассортимент – состоит из множества товарных групп, в каждой из которых представлено большое количество товаров. Достоинства широкого ассортимента: - притягивает различные категории покупателей и увеличивает их число; - возрастает число незапланированных покупок; -позволяет более эффективно управлять прибылью за счёт варьирования торговыми наценками. Недостатки широкого ассортимента: - требуются дополнительные площади оборудование; - замедляется общая оборачиваемость товарных запасов; - возрастает трудоёмкость учёта; - трудно поддерживать стабильность ассортимента. Узкий ассортимент – состоит из небольшого числа товаров нескольких товарных групп. Достоинства узкого ассортимента: - более легко поддерживать стабильность ассортимента; -можно сконцентрироваться на удовлетворении специфических потребностях покупателей; - легче осуществлять учёт и управление. Недостатки узкого ассортимента: - велик риск недополучения требуемой прибыли при снижении спроса на данные товарные группы; -покупатели могут предпочитать продавцов с широким или специализированным ассортиментом. Специализированный ассортимент – состоит из 1 – 2 товарных групп. Специализированный ассортимент привлекает тех покупателей, которые хотят иметь широкий выбор товара и получить квалифицированное обслуживание и консультацию. Достоинством специализированного ассортимента является – глубина ассортимента, что даёт возможность широкого выбора для покупателя. В зависимости от количества похожих товаров Глубокий ассортимент – представлено много вариантов похожих или аналогичных товаров (например, разная упаковка зубной пасты, гелей, эликсиров) Достоинства глубокого ассортимента: - большой выбор способствует тому, что покупатель вряд ли уйдёт без покупки; - вырабатывается преданность покупателя. Недостатки глубокого ассортимента: - слишком большое разнообразие одного и того же товара вызывает раздражение покупателя; - продавцы сами плохо ориентируются в различиях между товарами; - проявляется эффект " каннибализма". По данным лишь 2% промышленных предприятий формируют ассортимент по глубине (по ширине-34%). Плоский ассортимент – представлено небольшое число разновидностей товаров. Следует тщательно подбирать товары, ориентируясь только на самые ходовые. В зависимости от степени дифференциации товара: Простой ассортимент – состоит из простых недифференцированных товаров (металлопрокат, овощи, сахар, крупы и т.д.) Сложный ассортимент – состоит из основных, дополняющих, взаимозаменяемых товаров или товаров, имеющих в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (обувь: фасоны, размеры, цвет, украшения и т.д.). Смешанный ассортимент – в нём представлены совершенно разные товарные группы: продукты питания, товары бытовой химии, товары для личной гигиены, газеты и т.д.
|