Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое применение принципов дип.протокола в итальянских торговых городах средневековья (Генуя, Венеция, Флоренция)
Венеция имела представителей в многочисленных государствах, с которыми была связана торговыми и политическими отношениями. Наряду с этими официальными лицами на службе республики состоял огромный штат секретных агентов и шпионов. Но особенно характерной для Венеции - в чем она не имела соперниц - была организация посольской службы. Уже с XIII в., насколько позволяют судить сохранившиеся источники, а в действительности, вероятно, и в более ранние эпохи, здесь издавались постановления, в которых до мелочей регламентировались поведение и деятельность заграничных представителей республики. Послы должны были по возвращении передавать государству полученные ими подарки. Им запрещалось добиваться при иностранных дворах каких-либо званий и титулов. Послов нельзя было назначать в страны, где у них были собственные владения. Им было запрещено беседовать с иностранцами о государственных делах республики. Послам не разрешалось брать с собой жен из опасения, что те могут разгласить государственные тайны; но любопытно, что при этом позволялось брать своего повара, чтобы не быть отравленными. С введением постоянных посольств представитель республики не мог покинуть свой пост до прибытия преемника. В день возвращения в Венецию посол должен был явиться в государственную канцелярию и отметить в особом реестре, которым ведал великий канцлер, факт своего прибытия. Посол обязан был представить отчет о произведенных расходах. Между прочим, вознаграждение послов было довольно скромным и далеко не соответствовало расходам, которые им приходилось нести по должности. Послы в своих донесениях сетовали на это, поэтому, как указывалось в отчете одного из них, " неудивительно, если многие граждане предпочитают оставаться в Венеции и жить там частными лицами, нежели отправляться послами в чужие края". Против уклонявшихся от этой почетной, но обременительной миссии уже с ранних пор - с XIII в. - стали приниматься меры в виде штрафов или запрещений занимать другие государственные должности. Впрочем, венецианское правительство вознаграждало бывших дипломатов различными выгодными назначениями, например постами в левантийских владениях республики. 45. Прибытие нового главы дип.представительства: протокольный порядок и правила поведения. Учитывая важность официального и общественного положения, занимаемого главой дипломатического представительства, установившийся обычай требует, чтобы правительство, назначающее своего посла, удостоверилось до его назначения, что он будет персоной грата. Запрос агремана, или согласия, принять предложенную кандидатуру делается либо через посла принимающего государства или поверенного в делах, который временно возглавляет представительство, либо через дипломатическое представительство аккредитующего государства в стране его пребывания. Как только согласие получено, о назначении сообщается в печати. Новый глава представительства получает от своего правительства официальное письмо, именуемое “Верительные грамоты”. Эти грамоты вкладываются в конверт, опечатанный сургучной печатью. И они, как правило, должны вскрываться главой государства при вручении. Заверенная копия верительных грамот вручается главой представительства министру иностранных дел по прибытии. Эти грамоты дают иностранному представителю полномочия для выполнения его миссии и определяют общие задачи его назначения. Протокольные формулировки этого официального документа содержат заявление о личном аккредитовании нового главы дипломатического представительства при главе принимающего государства и просьбу верить всему тому, что глава представительства будет излагать от имени своего правительства. Большинство государств рассматривает уже сам факт вручении верительных грамот дипломатическим представителем как международно-правовое признание (де-юре) какого-либо временного правительства. Политические представители, направляемые к иностранным правительствам, признанные де-факто, имеют лишь письма, адресованные министром иностранных дел другому министру иностранных дел. В некоторых государствах, например в США и Японии, вручение верительных грамот, адресованных главой государства главе другого государства, не влечет за собой признания де-юре местного правительства. Вручение верительных грамот может иногда сопровождаться обменом письмами, в которых дается оценка характера отношений между обоими государствами. Поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел (Венская конвенция, статья 14 С.), вручают свои полномочия, адресованные министром иностранных дел одного государства министру иностранных дел другого государства. Эти полномочия передаются непосредственно министру иностранных дел по прибытии поверенного в делах, который с этого момента считается официально приступившим к исполнению своих обязанностей. Накануне прибытия главы дипломатического представительства поверенный в делах уведомляет министра иностранных дел о дне и часе прибытия главы представительства и договаривается с министром, когда он может нанести ему первый визит. Поверенный в делах должен также встретиться с дуайеном дипломатического корпуса и сообщить ему о прибытии нового главы представительства. Прибытие главы представительства в столицу, в которой он будет выполнять свои обязанности, не связано с какой-либо церемонией. Новый представитель считается инкогнито до тех пор, пока он не вручит своих верительных грамот главе государства. Принято, однако, что власти страны пребывания оказывают ему и сопровождающим его лицам определенное внимание, как-то: помощь со стороны таможенных властей и пограничной полиции, встреча прибывших работником протокольной службы и т. д. Такого рода различные знаки внимания устанавливаются местными обычаями. Вручению верительных грамот новым послом предшествует направление отзывных грамот посла, который закончил свою миссию. Эти грамоты вручаются им во время нанесения прощального визита. Они могут быть также переданы новым дипломатическим представителем. Такой порядок установлен в Англии. По прибытии посла министерство иностранных пел сообщает ему о дне и часе приема его министром иностранных дел для передачи заверенных копий верительных грамот, которые он должен иметь с собой, а возможно, и отзывных грамот своего предшественника. Министерство иностранных дел обычно сообщает и о форме одежды, в которой новый глава представительства должен нанести свой визит, а также при возникновении необходимости — и другие визиты. Посол может прибегнуть к помощи протокольной службы для получения информации, которая понадобится ему в связи с этим. Общепринято также, чтобы посол после неофициального приема его министром иностранных дел нанес неофициальный визит дуайену дипломатического корпуса, с тем чтобы ознакомиться с требованиями протокола. Министр иностранных дел так же, как и дуайен дипломатического корпуса, не обязан наносить ответный визит новому послу. После ознакомления с верительными грамотами, если не возникает никаких замечаний по их содержанию и форме, протокольная служба министерства иностранных дел в соответствии с местной практикой назначает аудиенцию новому главе дипломатического представительства у главы государства для вручения верительных грамот. Прием главой государства посла или полномочного министра является актом официального признания. В обязанность протокольной службы входит организация церемонии: определение состава и порядка процессии, которая может включать экскорт, военные почести, обмен речами и т.д. Отчет о церемонии обычно публикуется в официальных органах печати. Все главы представительств принимаются главой государства в порядке очередности их прибытия в столицу (Венская конвенция, ст. 13). Форма одежды во время приема глав правительств одного ранга должна быть одинакова (ст. 18). С этого момента глава представительства приобретает дипломатический статус со всеми относящимися к нему иммунитетами и прерогативами. Он занимает место в списке дипломатического корпуса со дня и часа вручения им своих верительных грамот (ст. 16). В некоторых странах, однако, вступление в исполнение функций главы представительства и его старшинство считаются со дня вручения заверенных копий верительных грамот.
|