![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическое развитие и модернизация.
Политическое развитие – это возрастание способности полит. системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением. Американский политолог Л.Пай выделил три критерия: структурная дифференциация, «способности» системы и тенденция к равноправию. Структурная дифференциация институтов полит. системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Вторым критериям полит. развития выступает возрастание способности системы к инновациям, к мобилизации и выживанию. Способность к инновации – это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации. Способность к мобилизации – это способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед обществом задач. Способность к выживанию характеризуется тем, что развитая полит. система способна обеспечить свое выживание, благоприятствуя распространению лояльных для себя форм поведения при помощи специализированных структур полит. социализации (школ, университетов, полит. партий, армии, церкви и др.), привлекая к полит. жизни как тех, кто стремится к этому, так и тех, кто в противном случае мог бы подвергнуть опасности стабильность системы и образовать революционную контр-культуру. Третий параметр (критерий) полит. развития обусловлен тенденцией к равноправию. Она в свою очередь характеризуется: 1) Участием народа в полит. деятельности. Происходит переход, по терминологии Алмонда и Пауэлла, от культуры подчинения, ориентированной лишь на выполнение административных обязанностей, к культуре участия, ориентированной на активную роль в полит. системе независимо от позитивного или негативного отношения к ее отдельным институтам; 2) Универсальным характером законов, которые становятся общими, обезличенными, применимыми ко всем без всяких различий и привилегий; 3) «Рекрутированием» на государственные посты не наследственным путем и не в рамках класса, сословия, касты и т.д. на основе их образования, компетентности, способностей. В центре теории полит. модернизации – обоснование общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. По мнению С.Н. Эйзенштадта, полит. модернизация означает: 1) Создание дифференцированной полит. структуры с высокой специализацией полит. ролей и институтов; 2) Территориальное и функциональное расширение области центрального законодательства, администрации и полит. активности; 3) Постоянное расширение включенности в полит. жизнь социальных групп и индивидов; 4) Возникновение и быстрое увеличение рациональной полит. бюрократии; 5) Ослабление традиционных элит и их легитимации; замена традиционных элит модернизаторскими и др. Выделяют следующие типы модернизации: 1) «Первичная» (Западная Европа, США, Канада) – охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. 2) «Вторичная», «отраженная», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.) – ее основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры.
|