![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы социальной основы конституционного строя
Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике, тесно взаимодействующей с экономической политикой и представляющей часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах. Социальная сущность РФ складывается из: 1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическимиправами граждан; 2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в экономической деятельности, производстве. В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социальной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). Социальные основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ): ≈ охрана труда и здоровья людей; Охрана труда выражается: * в конституционном праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ); * в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ); * в охране здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь (ст.41 Конституции РФ); * в ответственности государства за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума и вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Однако этот размер зависит от экономических возможностей государства и на сегодняшний день не соответствует той цели, для достижения которой он установлен. ≈ обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; Конституция Российской Федерации устанавливает, что: * семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ); * брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и воспитывать их до совершеннолетия. * законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям. ≈ развитие системы социальных служб; В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты. ≈ гарантированный минимальный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гарантий социальной защиты. Установив социальные основы конституционного строя, Российская Федерация испытывает значительные трудности в их реализации. Причиной является отсутствие реальной социальной ориентации экономической реформы, а следствием - нарушения неотъемлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства. 26. Принципы правового статуса личности. Признаваемые и охраняемые правом, гос-м начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод чел-ка и гражданина и выполнение его обязанности. 1. Право свобод и обязанности находятся на основе равноправия. 3 аспекта: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свободы гражданина, равные права м/у муж. и жен., равные возможности их реализации. 2. Гарантии.
Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, выражает тем самым основополагающий принцип взаимоотношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государства, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей. В ст. 18 Конституции закрепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения: · человек, его права и свободы являются высшей ценностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать); · гражданство РФ — единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, при этом гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его); · равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей. Только действуя в этих рамках, в интересах человека государство приобретает черты, характеризующие его как конституционное, правовое.
|