![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменение структуры экономикиСтр 1 из 5Следующая ⇒
Экономическая жизнь находится в развитии. Это проявляется в различных изменениях экономики, в том числе и в изменениях ее структуры. Изменение структуры экономики могут быть:
Эволюция подходов к структурированию (состоянию структуры) экономики:
На протяжении многих веков основную роль в обеспечении жизнедеятельности людей играло материальное производство, которое, постоянно усложняясь, выступало ведущей сферой всей экономики.. Сейчас в индустриально развитых странах она включает более 55 отраслей, подотраслей и видов производства, тогда как в начале ХХ в. в промышленности насчитывалось только около 20 отраслей. Двухсекторная структура экономики по мере развития и усложнения экономики уже неадекватно отражала происходящие изменения как внутри самого материального производства (соотношение добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности), так и с точки зрения места и роли нематериальной сферы, что объективно потребовало несколько иного взгляда на структуру хозяйства.
- Сельское хозяйство; - обрабатывающая - сфера услуг промышленность - Добывающая промышленность; - Рыболовство; - Лесное хозяйство Приведенная трехсекторная модель вполне соответствовала действительности, т.е. реалиям хозяйственной жизни середины ХХ в. в развитых странах, следовательно, лучше отвечала потребностям экономического анализа. Оказалось, что все секторы (первичный, вторичный и третичный) были в тот период однопорядковыми как по количеству занятых, так и по роли в создании общественного богатства. Однако с 60—70-х годов ХХ в. в развитых странах стала нарастать диспропорциональность между этими секторами, которая приняла устойчивый и очевидный характер. Однопорядковость нарушилась в силу ярко выраженного преобладания третичного сектора сферы услуг над вторичным и первичным секторами, суммарный вклад которых в создание ВНП стал составлять 30—32%. Такие сдвиги рассматриваются как сущностные признаки возникновения постиндустриального общества, его сервисной модели.
Увеличение количества секторов происходило путем разделения ранее единого сектора сферы услуг на несколько секторов. Этим подчеркивалось сложность, неоднородность состава сферы услуг. 2. Первичный, вторичный, третичный секторы экономики: состав и тенденция развития Посмотрим, как изменилось соотношение этих секторов в развитых странах.
С одной стороны, начиная с 70-х годов ХХ в. здесь тоже наблюдается процесс абсолютного уменьшения числа занятых. Так, с 1980 по 1994 г. в США число занятых в обрабатывающих отраслях снизилось более чем на 11%, составив 18% трудоспособного населения. В США за 80-е годы численность персонала сталелитейных компаний уменьшилась в 6 раз при том же объеме выпуска продукции. «Дженерал Электрик» примерно за тот же период снизил численность персонала вдвое. В Западной Европе наблюдался такой же процесс. Доля промышленного производства в ВНП при этом колебалась: в США в первой половине 90-х годов она была от 22, 7 до 21, 3%; в странах ЕС — приблизительно 20% (от 15% в Греции до 30% в ФРГ). С другой стороны, несмотря на сокращение своих количественных масштабов, вторичный сектор в современном обществе является весьма эффективно функционирующей производственной системой с высоким уровнем производительности труда. Это обусловлено прежде всего тем, что именно в нем находит свое применение все возрастающая масса технологических достижений. Хотя следует отметить, что наряду с высокотехнологичными отраслями вторичный сектор включает в себя и достаточно примитивные виды производства.
Как бы то ни было, «если в 1900 году соотношение американцев, производивших материальные блага и услуги, оценивалось как 63: 37, то девяносто лет спустя — уже как 22: 78, причем изменения значительно ускорились с начала 50-х годов, когда началось сокращение численности занятых во всех отраслях, которые в той или иной степени могут быть отнесены к сфере материального производства». В практике современного производства отчетливо выделяются две тенденции: 1) повышение наукоемкости продукции ведет к росту стоимости услуг в цене товара; 2) переход некоторых видов товаров в разряд услуг под воздействием научно-технического прогресса. Практически все отрасли материального производства становятся все более «услугооказывающими» как внутренне, так и внешне. Внутренне — поскольку большое количество работников промышленного производства неспосредственно не участвуют в производственных операциях. Они выполняют разные услуги. (Так, еще в начале 80-х годов доля работников, непосредственно занятых в производственных операциях, не превышала в США 12%, сегодня сократилась до 10%, в Японии подобные цифры составляют соответственно 15 и 12%. В последнее время появились оценки, определяющие этот показатель для США на уровне 5—6%. В 1993 г. в Бостоне (США) в сфере услуг было занято 463 тыс. человек, тогда как непосредственно в производстве — всего 29 тыс., и подобное соотношение в последние годы вполне типично для больших американских городов.) Внешне — поскольку сейчас обычным явлением для промышленных фирм стало создание и расширение сети сервисных служб, центров для работы с внешними клиентами: наладочные работы, послепродажное обслуживание, лизинговые отделы и т.п .(«К примеру такой производственный гигант, как General Electric, в реальности получает 40% своих доходов от оказания различных услуг. Фирма Nike, считающаяся производителем кроссовок, на самом деле не выпускает обувь. Она занимается только ее разработкой, распространением и сбытом. Nike в первую очередь оказывает услуги».) Вместе с тем сохраняется основополагающая роль материального производства, выступающего «скелетом» экономики, в том числе в современных условиях. Чем эффективнее сфера материального производства, чем богаче общество и человек, тем больше становится роль и значимость сферы услуг, ее сбалансированного сочетания с материальным производством и влияние на него. Сокращение занятости в промышленности не означает снижения роли материальной составляющей современной хозяйственной жизни: объем производимых и потребляемых обществом благ не уменьшается, а растет. Современное производство с избытком обеспечивает потребности населения в товарах, потребительский рынок развитых стран перенасыщен разнообразными продуктами и вещами.. Развитая и динамично расширяющаяся сфера услуг — атрибут общества, достигшего достаточно высокого уровня богатства, благосостояния большей части своего населения, т.е. имеющего обширный средний класс. При характеристике взаимосвязи двух сфер общественного производства необходимо обязательно учитывать фактор времени: в «текущем масштабе времени» непроизводственная сфера зависит от функционирования материального производства. В долговременном масштабе — развитие материального производства, его структура, эффективность во многом определяются масштабами и качеством функционирования сферы услуг: состоянием науки, образования, здравоохранения и т.д. Изменение структуры самого материального производства связано с увеличением доли услуг в самом этом производстве. С другой стороны, развитие материального производства, усложнение его результатов требует развития широкого спектра на первый взгляд совершенно непроизводственных услуг, например, образовательных и всех тех, которые формируют современное качество экономического роста. Современное производство — это преимущественно воздействие на продукт и услуги со стороны инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами-контрагентами. Сегодня знания воздействуют на все сферы жизни общества и все стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги. Таким образом, дальнейшее развитие и полнокровное функционирование общества все в большей мере детерминируется развитием сферы услуг, которая способствует обеспечению перехода от «производства вещей» к «производству людей», что адекватно новому видению значимости человека в современном мире и общественном производстве. 3. Сфера услуг: понятие, структура, роль, особенности В настоящее время в литературе весьма редко встречаются определения сферы услуг. Можно привести следующие определения: «Сфера услуг — представляет собой воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами». «Сферу услуг можно определить как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг». «Сфера обслуживания — совокупность отраслей хозяйства, продукция которых выступает в виде услуг». «Service industry (сфера услуг): сектор экономики, который предоставляет услуги». (Как отмечает Ф.Котлер, «Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относятся и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами — торговцами недвижимостью».) Услуговые виды деятельности пронизывают практически все отрасли экономики, поэтому поэтому невозможно достаточно точно определить границы сферы услуг: можно говорить об области распространения услуговой деятельности, которая в одних отраслях экономики является основной, а в других, при обязательном присутствии, занимает меньший «ареал», как, например, в добывающей и обрабатывающей промышленности. Таким образом, важнейшими чертами (особенностями) сферы услуг являются ее неоднородность, подвижность «границ». Очень остро проблема установления «границ» сферы услуг стоит перед статистической наукой и практикой. Предпринимаются попытки представить в том или ином виде структуру сферы услуг. Приведем один из примеров (см.рис.) В современных условиях роль сферы услуг проявляется в том, что она:
В целом сфера услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают сейчас особое место в оценке экономического статуса страны. Это обусловлено тем, что резко усиливается взаимосвязь развитости сферы услуг и уровня развития всей национальной экономики. (Оной из своих работ известный американский экономист С. Кузнец правомерно отмечал, что «несмотря на величину сектора услуг, измерение его вклада более всего подвержено ошибкам, а данные и знания о нем слишком недостаточны для адекватного анализа. Может показаться иронией, но о секторе, который включает профессиональные группы, занятые в производстве и распространении фундаментального и прикладного знания, а также ответственные за принятия основных политических и социальных решений, мы знаем меньше, чем о других секторах; и это неудивительно, поскольку деятельность, не организованная в форме широкомасштабных повторяющихся операций, труднее поддается измерению и анализу». До сих пор даже в научной литературе нет единодушия по поводу того, какие области хозяйственной деятельности следует относить к услугам. Требуют более глубокого исследования такие феномены, как сфера услуг и услуга.)
|