Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образ Дома — один из ведущих в русской литературеСтр 1 из 2Следующая ⇒
В предисловии к книге Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре», вышедшей уже после смерти автора, приводятся его слова, «содержащие квинтэссенцию его последней книги: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь.». С образом Дома ученики знакомятся исподволь, на первых порах незаметно (в народных и литературных сказках, в рассказах о детях). Дом предстает чаще всего как пространство уюта и благополучия. Поэтому у детей возникает соответствующая эмоциональная реакция, когда героев похищают из Дома, как Людмилу («Руслан и Людмила» Пушкина), или если маленькому герою случается заблудиться, как в произведениях М. Пришвина, В. Астафьева. Приключения вдали от дома тоже интересны детям. Понятен и приятен учащимся младших классов мир деревенского дома, двора с домашними животными и особым отношением к ним героев (произведения К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. И. Белова, В. П. Астафьева). Достаточно большую группу в школьной программе составляют произведения автобиографического характера, где раскрывается домашнее, семейное общение детей и взрослых (произведения Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, М. Горького). Проблему взаимоотношений детей и взрослых учитель имеет возможность рассмотреть на произведениях В. Г. Короленко, И. А. Бунина и др. Уже в младших классах учитель может показать проблему Дома в более широком плане: Дом — Родина, защита их (на примере стихотворения М. Лермонтова «Бородино»). В VIII классе программой предлагаются произведения, где " ученики знакомятся с дворянской усадьбой («Капитанская дочка» А. С. Пушкина), домом чиновника провинциального города («Ревизор» Н. В. Гоголя). И лишь в старших классах учитель имеет достаточно материала, чтобы через проблему Дома показать учащимся пространственные модели и художественные цели в построении их разными писателями. Ученики IX—XI классов погружаются в атмосферу дома— Фамусова, Онегина, Лариных, Обломовых, Кабановых, Кирсановых, Базаровых, Ростовых, Болконских, Раневской. Особого подхода требует рассмотрение образа Дома в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова. Учитель имеет возможность проследить с учениками как сквозную — тему дома и бездомья в литературе XX века. Обращение к образу Дома в каждом классе позволит учителю сделать анализ художественного произведения более глубоким и интересным для учащихся, усилить воспитательную значимость урока.
Эпиграф к уроку: Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет Ф.Абрамов «Дом» Учитель: Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом открыт навстречу всех дорог. Я принял жизнь и этот дом, как дар Нечаянный, мне вверенный судьбою, Как знак, что я усыновлен землею. И снова человеческий поток Сквозь дверь ее течет, не иссякая… Есть в русской литературе мотивы знаковые, ключевые. Одним из них в литературе Х1Х и особенно ХХ века является мотив Дома и бездомья. Тема нашего урока: «Русский дом: жизнь и судьба сквозь годы испытаний». Мы должны сегодня вспомнить, как раскрывается образ Дома в произведениях русских писателей; осознать глубинную связь человека с историей, национальными традициями; научиться любить не только свой Дом, но и сопереживать нашему большому Дому – России. Каково определение слова «Дом»? Дом – это прибежище, местообитание; это быт и стиль жизни, привычный уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи. А в наше нелегкое время это то место, где ты можешь укрыться от жизненных бурь, где рядом близкие, где тебя поймут и помогут. Но Дом должен стать еще и прибежищем души для каждого человека. Какова же сакральная роль Дома, его устройство в русской культурной традиции? Каким видел и созидал народ свой Дом? (сообщение ученицы) В нашем языке существует множество удивительных образований от слова «дом». Вспомните, пожалуйста. (домовой, домострой, домовитый, домовничать, домашний, домощенный, обездометь, обездомить, домосед, домотканый, домочадцы, домохозяйка, домоводство) Мотив Дома и Бездомья в русской литературе приобретает обобщенный смысл – это прежде всего раздумья о «нелегкой судьбе родной страны». В творчестве каких писателей и поэтов можно встретить образ родного Дома? В раскрытии темы русского Дома можно наблюдать динамику чувств: тревога за судьбу Дома как хранителя духовности в вихре событий гражданской войны в романе М.Булгакова «Белая гвардия»; неопределенность и бездомье в повести А.Платонова «Котлован»; трагедия разрушения духовного и материального в произведениях А.И.Солженицына «Матренин двор» и Ф.Абрамова «Дом»; наконец, эмоциональная кульминация рассказа В.Распутина «Изба». Дом выполняет свои великие функции независимо от социальной принадлежности: дворянский – Турбинных, крестьянский – Пряслиных, двор Матрены, изба Агафьи. Они разные по величине, убранству, достатку, но все несут печать русской духовности, хранят великие традиции национальной культуры. Что вкладывает М.А.Булгаков в понятие «дом»? Что значит дом Турбинных в хаосе трагических событий гражданской войны? (сообщение ученицы + инсценировка эпизода романа) Разрушить дом можно очень быстро, построить новый – гораздо труднее. Мотив бездомья, неопределенности, неприкаянности, а порой и бесцельности жизни звучит в повести А.Платонова «Котлован». (сообщение ученицы) Образ Дома у А.И.Солженицына символически уподобляется России. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает, наконец, в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. (сообщение ученицы) Можно ли возродить порушенный Дом? Как-то писатель Ф.Абрамов сказал: «Россия прощается и прощается навсегда со своей тысячелетней избяной историей». Так ли это? Во всех перечисленных произведениях так или иначе мы видим разрушение Дома, гибель семьи, либо смерть главного героя. Так что же, неужели русская литература навсегда прощается со своим Домом? В 1999 году появляется рассказ В.Распутина «Изба». Рассказ далеко не мажорный, наоборот, повествование сдержанное, порой – суровое, но рассказ оказался воплощением тех глубинных чувств, которые жили и живут в каждом русском человеке – способность к возрождению. Можно ли сказать о рассказе, что он маленький? Предложите эпитет для характеристики его содержания, проблематики. (Глубинный, напряженный) Какой смысл вкладывает писатель в название рассказа? крестьянский дом внутреннее помещение «живое существо», умеющее чувствовать тесная связь с древностью, корнями способность к возрождению Можно ли считать, что в образе Агафьи воплотился русский национальный характер? Какие черты составляют его основу? (исключительное трудолюбие, терпение, выносливость, умение довольствоваться малым) Каковы Пространство и Время в рассказе? (леспромхоз - Россия - весь мир; и 250 лет назад, и начало 70-х годов, и конец ХХ века) Как помогают в этом особенности мифопоэтики, образы-символы? (сны Агафьи; сравнение с русалкой) Сравните «Избу» и «Прощание с Матерой» (характер героинь, судьба избы, финалы)? В одном интервью В.Распутин в связи с этим рассказом употребил слово «сдюжим». Что означает это слово? Соотнесите его с финалом рассказа. (рассказ – воплощение тех глубинных чувств, которые жили в каждом русском сердце) (ученица читает стихотворение М.Цветаевой «Тоска по Родине…» В.Распутин пишет об избе, а думает о России. Попробуйте дома сформулировать проект национальной идеи. Итак, изба. Зайти, а может пройти мимо. Мимо чего можно пройти и не заметить? (мимо многовековых национальных традиций, мимо исторической памяти; прийти к нравственному бездомью, к неспособности сопереживать судьбе России) Так поет ли В.Распутин реквием уходящей России? (Нет. Крепко вросшая в землю изба являет пример выносливости и упорства, а это и значит, по Распутину, «сдюжим») Составляем синквейн, взяв за основу понятия дом – жилище – Россия – мироздание. Вывод по уроку: Дом – это незыблемые нравственные заповеди, это открытость миру, причастность к общей жизни. Утрата дома – трагедия национальная. Заглянем в свою душу, в свой родной дом, в наш общий дом. Все ли в порядке? Начнем с себя.
В романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его исконными традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи — одна из центральных в романе. Эта тема мощно звучит с самого начала произведения. «Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так начинается роман-эпопея, а на протяжении всего повествования М. Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но для героев отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. В первых главах показано, как общее дело, хозяйственные заботы соединяют этих разных людей в единое целое — семью. Именно потому так подробно описывает М. Шолохов различные трудовые процессы — ловлю рыбы, пахоту и т. д. Взаимопомощь, забота друг о друге, радость труда — вот что объединяет семью Мелеховых. Дом держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта — хотя бы ради внуков и детей. Постоянно он стремится принести что-нибудь в дом, сделать что-нибудь полезное для хозяйства. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров. Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой старухой». Ей присущи мудрость и справедливость. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего — Григория. И глубоко символично, что в последнюю минуту перед смертью, уже понимая, что ей не суждено увидеть Григория, она выходит из дома и, обращаясь к степи, прощается с сыном: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!» Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий. Но мысль о родном доме жива и в душах представителей младшего поколения этой семьи. Кровную связь с родным домом, родной землей ощущает Григорий Мелехов. Страстно любя Аксинью, на ее предложение уйти, все бросить, он отвечает отказом. Лишь позже он решается уйти, да и то недалеко, за пределы хутора. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе. Тесно связана с домом Мелеховых и Наталья. Даже поняв, что она нелюбима, даже зная, что Григорий с Аксиньей, она остается в доме свекра и свекрови. Инстинктивно она понимает, что только здесь, в доме мужа, она может его дождаться и начать с ним новую счастливую жизнь. И, возможно, именно потому с самого начала обречена любовь Аксиньи и Григория, что она бездомна. Они встречаются вне дома, вне установленных обычаев. И для того, чтобы быть вместе, им обоим необходимо уйти из дома. Глубоко символично, что Аксинья умирает в дороге, а Григорий в финале романа оказывается перед родным домом, с сыном на руках. И это оказывается его единственным спасением и надеждой уцелеть в рушащемся раскалывающемся на части мире. Человек для М. Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.
|